Я уже делала подборку московских выставок, которые стоит увидеть этой зимой. Теперь время посмотреть в сторону Петербурга.
Город на Неве не зря называют культурной столицей: событий здесь столько, что легко растеряться. Поэтому я изучила афишу, почитала отзывы и выбрала то, что меня действительно зацепило.
На новогодние праздники я как раз еду в Петербург и решила заранее составить культурный маршрут. Делюсь им - вдруг наши вкусы совпадут.
Архип Куинджи. Иллюзия света
📍Русский музей, до 30 марта 2026
Куинджи не нуждается в представлении. Его называют мастером света и поэтом живописи.
Репин писал о нем: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». Точнее не скажешь.
В Петербурге, в доме, где художник жил с 1897 по 1910 год, находится музей-квартира Куинджи. Я была там несколько лет назад и осталась под впечатлением. Поэтому на масштабную ретроспективу в Русском музее пойду с особым интересом.
Выставка охватывает все периоды творчества: от ранних работ до ключевых полотен - «Лунной ночи на Днепре», «Ладожского озера», «Радуги», «Ночного». Всего более 150 произведений.
Основу составляет собрание Русского музея, где находится крупнейшая коллекция Куинджи в мире. Ее дополнили произведениями из Третьяковской галереи, Ярославского, Тульского, Смоленского музеев, Алупкинского дворца.
Да, в отзывах жалуются на тесноту, плохое освещение и толпы. Но когда еще выпадет шанс увидеть почти полную ретроспективу Куинджи в одном пространстве? Несмотря на негативные комментарии, однозначно иду.
«Последнее закрытое собрание. Коллекция Куниных»
📍KGallery, до 08.03.2026
Эта выставка - одна из главных причин моей зимней поездки в Петербург.
Коллекция Якова и Александры Куниных - редкий случай почти нетронутого частного собрания русского искусства. Она формировалась всего четыре года, с 1918 по 1922-й, но по масштабу и качеству сопоставима с коллекциями Костаки, Бродского.
В собрании - 40 живописных и 190 графических работ. Бенуа, Сомов, Серебрякова, Петров-Водкин, Рерих, Борисов-Мусатов - список звучит как учебник по истории искусства рубежа веков.
За все время существования коллекции была продана лишь одна работа. При том что отдельные произведения экспонировались в Эрмитаже, Русском музее и Третьяковке, целиком собрание не показывали никогда.
И вот уникальная возможность увидеть его полностью.
«Все Бенуа - Всё Бенуа»
📍Центральный выставочный зал «Манеж», до 19 апреля 2026 года
История семьи Бенуа - это, по сути, история русского искусства XIX– XX веков, рассказанная через одну фамилию.
Николай Леонтьевич Бенуа - крупный петербургский архитектор. Его сыновья - Александр, Альберт, Леонтий - художники, историки искусства, архитекторы. Внуки - Евгений Лансере и Зинаида Серебрякова - живописцы, чьи имена не нуждаются в представлении.
Это не просто династия -это культурный слой.
На выставке представлено более 600 экспонатов: живопись, графика, скульптура, костюмы, архивы, личные вещи. В центре экспозиции - Александр Николаевич Бенуа: художник, сценограф, историк искусства, критик, человек, формировавший художественную оптику своего времени.
"Комнаты ОБЭРИУ"
📍Музей ОБЭРИУ, до середины марта 2026
Завершить хочу выставкой, которая открылась 12 декабря 2026 года одновременно вместе с новым музеем.
Это первое в России мемориальное пространство, посвященное ОБЭРИУ - объединению поэтов и писателей 1920–1930-х годов. Хармс, Введенский, Заболоцкий, Вагинов - люди, которые сделали абсурд формой мышления.
Музей открылся в квартире, где с 1914 по 1936 год жила семья Александра Введенского. И это редкий случай почти абсолютной подлинности: квартира долго считалась аварийной, ее не приватизировали и не переделывали. Сохранились планировка, печи, паркет, двери, лепнина, оконные рамы.
Во время реставрации нашли два рисунка на стене - предположительно, оставленные кем-то из обэриутов. А под паркетом обнаружили письмо - вероятно, написанное кем-то из прислуги прежних хозяев.
Двигаясь по анфиладе через комнаты парадной и хозяйской половины квартиры, зритель проходит путь группы - от начала до трагического финала.
Первая временная выставка - «Комнаты ОБЭРИУ» - объединила коллекционеров и институции: KGallery, «Галеев-Галерея», «Вита Нова», МИРА-коллекцию, Михаила Сеславинского, Константина Эрнста. Здесь можно увидеть, в том числе, знаменитый портфель Хармса, тот самый, в котором после его смерти Марина Малич и Яков Друскин спасли архив писателя.
Выставка будет работать до середины марта 2026 года. После чего мемориальная квартира закроется на доработку постоянной экспозиции.
Расскажите, какие у вас планы на новогодние праздники? Как планируете проводить время?
Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь впечатлениями от поездок, часто прямо в моменте, анонсами мероприятий, находками из путешествий. Присоединяйтесь.