В мире эксклюзивных авто есть понятие «Limited Edition» (ограниченная серия), а есть «One-off» — автомобили, созданные в единственном экземпляре. Это вершины инженерной мысли и дизайна, которые чаще стоят в музеях или закрытых частных коллекциях, чем ездят по дорогам.
Вот 5 автомобилей, встреча с которыми вероятна так же, как встреча с инопланетянами.
▎1. Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupé
Тираж: 2 экземпляра
Цена: $142 млн (рекорд аукциона 2022 года)
Это официально самый дорогой автомобиль в мире. В 1955 году инженер Рудольф Уленхаут взял гоночный болид Формулы-1 и надел на него кузов купе, чтобы ездить по дорогам общего пользования.
• Особенность: Максимальная скорость 290 км/ч — в 50-е годы это было быстрее, чем самолеты на взлете.
• Где они сейчас: Один стоит в музее Mercedes-Benz, второй был продан частному коллекционеру с условием, что он иногда будет показывать машину публике.
▎2. Bugatti La Voiture Noire
Тираж: 1 экземпляр
Цена: ~$18.7 млн
«Черный автомобиль» — современная интерпретация утерянного в годы войны легендарного Bugatti Type 57 SC Atlantic. Это гиперкар с 1500-сильным мотором W16, полностью карбоновым кузовом ручной работы и шестью выхлопными трубами.
• Особенность: Кузов сделан единым куском, без видимых швов, создавая эффект монолита.
• Где он сейчас: Владелец держится в строжайшем секрете (слухи приписывали покупку Криштиану Роналду или принцу Саудовской Аравии).
▎3. Maybach Exelero
Тираж: 1 экземпляр
Цена: $8 млн (на момент создания в 2005)
Этот монстр был создан не для шейхов, а по заказу шинной компании Fulda. Им нужен был сверхтяжелый и сверхбыстрый автомобиль, чтобы протестировать новые покрышки на скоростях выше 350 км/ч.
• Особенность: Вес 2.6 тонны, длина почти 6 метров и разгон до сотни за 4.4 секунды. Дизайн напоминает машину Бэтмена или злодея из нуарных комиксов.
• Где он сейчас: Автомобиль находится в частной коллекции (долгое время принадлежал рэперу Birdman).
▎4. Lamborghini Egoista
Тираж: 1 экземпляр
Цена: Бесценен (не для продажи)
Название говорит само за себя. Это машина для эгоиста. В ней всего одно место, расположенное по центру, как в истребителе. Дизайн вдохновлен вертолетом Apache — кузов состоит из угловатых панелей, а чтобы выйти из машины, нужно снять руль и перелезть через борт (дверей нет, откидывается колпак кабины).
• Особенность: Создан к 50-летию марки Lamborghini как подарок самим себе.
• Где он сейчас: Компания отказалась продавать его кому-либо. Он стоит в музее Lamborghini в Сант-Агата-Болоньезе.
▎5. Ferrari P4/5 by Pininfarina
Тираж: 1 экземпляр
Цена: ~$4 млн (стоимость переделки)
История о том, что бывает, когда миллиардеру не нравится дизайн заводской Ferrari. Коллекционер Джеймс Гликенхаус купил редчайшую Ferrari Enzo, но посчитал её недостаточно красивой. Он отдал машину в ателье Pininfarina с просьбой сделать кузов в стиле гоночных болидов 60-х.
• Особенность: Это единственная Ferrari, созданная сторонним ателье, которую завод официально признал и разрешил повесить свой логотип.
• Где он сейчас: В гараже Джеймса Гликенхауса, который активно ездит на ней по дорогам.
▎Итог
Эти автомобили — больше, чем средства передвижения. Это искусство, инвестиции и история, воплощенные в металле и карбоне. Шанс увидеть любой из них вживую — событие, о котором можно рассказывать внукам.