В автомобильном мире есть вещи, которые кажутся незыблемыми. Одна из них – абсолютное доминирование Mercedes-Benz G-Class в сегменте утилитарной роскоши. Этот автомобиль давно перестал быть просто транспортом для военных или фермеров, превратившись в глобальный символ статуса, власти и богатства. Но, похоже, эра единоличного правления «Гелендвагена» подходит к концу. Конкуренты устали завидовать сверхдоходам Штутгарта и готовят свои ответы легендарному внедорожнику.
Феномен «Гелендвагена»: почему его так сложно победить?
Прежде чем говорить о претендентах, нужно понять, с чем им придется бороться. Mercedes G-Class – это икона. Объективно говоря, этот рамный внедорожник – один из самых впечатляющих универсальных автомобилей на планете. Топовая версия Mercedes-AMG G63 оснащается 4,0-литровым V8 с двойным турбонаддувом, который выдает чудовищные 585 лошадиных сил и 850 Н*м крутящего момента.
Динамика этого «кирпича» противоречит законам аэродинамики: разгон до «сотни» (точнее, до 96 км/ч) занимает всего 4,2 секунды. При этом он остается настоящим вездеходом:
- Дорожный просвет составляет внушительные 241 мм.
- Автомобиль способен преодолевать 100-процентный уклон (угол 45 градусов).
- Масса буксируемого прицепа достигает 3500 кг.
- Объем багажника при сложенных сиденьях – почти 1925 литров.
Он умеет всё, кроме экономии топлива. Но сухие цифры – это лишь верхушка айсберга. В 80-х годах Mercedes создавал машины с запредельным запасом прочности, и G-Class до сих пор несет в себе это ощущение «вечной» инженерии. То, как захлопываются его двери с характерным оружейным лязгом, вызывает почти физическое удовольствие. Это не просто машина, это сейф на колесах.
Коммерческий успех модели вызывает у конкурентов зубовный скрежет. Спрос на G-Class ненасытен. Цены на модель 2026 года в США (пересчет по курсу 77,88 рубля за доллар) стартуют с 11 985 700 рублей за базовый G550 и достигают 15 225 500 рублей за версию G63. И это лишь рекомендованные цены без учета опций и жадности дилеров.
Рынок требует альтернатив. Богатые клиенты хотят разнообразия, а автопроизводители хотят свою долю этого пирога. Вот пять брендов, которые готовят свои «убийцы Гелика».
Audi: неожиданный поворот и помощь от Volkswagen
Audi – бренд, который ассоциируется с полным приводом quattro, раллийными победами 80-х и технологичными кроссоверами. Но в их линейке никогда не было настоящего, сурового внедорожника. Владельца Q7 или Q8 проще встретить на элитной автомойке, чем в грязевой колее.
Однако в Ингольштадте зреет план. Немцы уже прощупывали почву футуристическими концептами вроде AI:TRAIL quattro и Q6 Sportback e-tron Off-Road, но главной проблемой всегда было отсутствие подходящей платформы. Audi просто не на чем было строить рамный вездеход.
Ситуация меняется благодаря материнскому концерну Volkswagen. VW возрождает легендарный американский бренд Scout, под которым будут выпускаться электрические пикапы и внедорожники. По инсайдерской информации, Audi планирует позаимствовать эту платформу.
Речь идет не просто о перелицованном VW, а о роскошном внедорожнике, который встанет на ступень выше Q8. Ожидается, что новинка получит гибридную силовую установку с «удлинителем хода» (range extender), где ДВС работает как генератор. Это позволит устранить главный страх джиперов – остаться с разряженной батареей посреди леса. Сроки появления амбициозного проекта пока туманны, но цель ясна – дать бой G-Class на его же поле.
BMW: работа над ошибками и проект «Rugged»
Баварцы долго пытались навязать борьбу в высшем сегменте с помощью модели XM. Однако этот кроссовер оказался слишком спорным: дизайн поляризует мнения, а позиционирование «супер-SUV» не дает ему статуса внедорожной иконы. BMW нужен настоящий «проходимец».
Согласно последним отчетам, в Мюнхене уже кипит работа над новым флагманским внедорожником, который должен появиться к 2029 году, фактически заменив XM (производство которого свернут в 2028-м). Базой для новинки послужит платформа Neue Klasse, на которой будет построен и следующий X5.
Внутри компании проект носит кодовое имя «Rugged» («Суровый»). В отличие от гламурных кроссоверов марки, эта машина будет иметь явный внедорожный акцент. За последние пару месяцев BMW подала патенты на целую серию инновационных дифференциалов и раздаточных коробок, специально разработанных для электрических силовых установок. Это говорит о том, что баварцы готовят нечто серьезное, а не просто очередной паркетник с пластиковым обвесом.
Интрига заключается в дизайне. Пойдет ли BMW по пути Mercedes, создав «квадратный» брутальный кузов, или предложит свою интерпретацию – что-то в духе ралли-рейдовых болидов «Дакар»? Учитывая историю бренда, второй вариант кажется более вероятным, но рынок требует брутальности.
Genesis: корейский премиум идет ва-банк
Hyundai Motor Group движется вперед с пугающей скоростью. Пока европейцы раздумывают, корейцы делают. Бренд Genesis, премиальное подразделение концерна, уже подтвердил разработку хардкорного внедорожника.
Недавно созданный суббренд Magma (аналог AMG или M-Division) будет заниматься не только спорткарами, но и экстремальными версиями внедорожников. Намеком на то, как это может выглядеть, стал концепт Genesis X Gran Equator. Хотя серийная машина вряд ли сохранит распашные двери и футуристический интерьер концепта, общий вектор понятен: корейцы хотят создать автомобиль, «наполненный духом приключений».
Важно отметить, что у Hyundai уже есть опыт работы с рамными конструкциями (вспомним Kia Mohave или новый пикап Tasman), так что техническая база для создания конкурента G-Class у концерна имеется. Если Genesis сможет предложить уровень отделки салона, сопоставимый с Bentley (а они к этому стремятся), и проходимость «Гелика» по цене в полтора раза ниже – это будет сильный удар по немцам.
Ineos: возвращение к истокам за большие деньги
Британская химическая компания Ineos сделала то, чего фанаты Land Rover ждали годами – выпустила «старый» Defender в новой обертке под названием Grenadier. Это честный рамный внедорожник с неразрезными мостами.
Базовый Grenadier стоит в США от 5 529 500 рублей ($71 000), что делает его конкурентом скорее для Lexus GX или Toyota Land Cruiser Prado. Однако сэр Джим Рэтклифф (владелец Ineos) метит выше. Для борьбы с G-Class было запущено подразделение Arcane Works.
Суть проекта Arcane Works – «дизайн без ограничений». Это программа персонализации, которая превращает утилитарный Grenadier в штучный продукт уровня люксовых рестомодов. Ручная отделка редкой кожей, эксклюзивные материалы, уникальные цвета кузова – всё то, за что клиенты переплачивают, покупая G63 Manufaktur.
Кроме того, ожидается, что версии от Arcane Works получат форсированные двигатели. Сейчас Grenadier использует рядную «шестерку» BMW B58 (как на X5), которая намеренно дефорсирована ради надежности. Потенциал этого мотора огромен, и его «раскрутка» позволит Ineos приблизиться к динамике G-Class.
Land Rover: британский лев наносит ответный удар
Из всех конкурентов именно Land Rover подошел к свержению короля ближе всех. У них уже есть готовый ответ – Defender OCTA.
Это самый экстремальный Defender в истории, созданный отделом Special Vehicle Operations. Под капотом здесь тот же 4,4-литровый V8 от BMW с двойным турбонаддувом (ирония судьбы), выдающий 635 л.с. (626 hp) и 750 Н*м крутящего момента.
Характеристики OCTA впечатляют даже на фоне AMG:
- Разгон 0-100 км/ч (0-96 км/ч) – 3,8 секунды.
- Максимальная скорость – 250 км/ч.
- Увеличенный клиренс (+28 мм) и расширенная колея (+69 мм).
- Глубина преодолеваемого брода – 1 метр.
OCTA оснащен уникальной подвеской 6D Dynamics, которая убирает крены на асфальте и обеспечивает гигантские ходы колес на бездорожье. Но и цена соответствующая – от 12 328 400 рублей ($158 300), что ставит его в один ряд с G63.
Более того, Land Rover планирует расширять семейство Defender. Ходят слухи о появлении «Baby Defender» – компактного, но способного внедорожника, который будет конкурировать с грядущим «маленьким Геликом» (Little G), анонсированным Mercedes.
Резюме: битва титанов только начинается
Монополия Mercedes G-Class держалась на уникальном сочетании харизмы, проходимости и роскоши. Долгое время никто не мог предложить всё это в одном флаконе. Но к концу десятилетия рынок изменится до неузнаваемости.
Электрические технологии дают новым игрокам (таким как Scout/Audi) возможность создавать автомобили с невероятным крутящим моментом и проходимостью, не разрабатывая сложные трансмиссии с нуля. А традиционные игроки вроде Land Rover и BMW готовы использовать свои лучшие инженерные наработки, чтобы отвоевать кошельки миллионеров.
Для нас, автолюбителей, это отличная новость. Конкуренция всегда рождает лучшие продукты. Но сможет ли кто-то из них повторить тот самый звук закрывающейся двери «Гелендвагена»? Это покажет время.