Найти в Дзене
АиФ–Тула

Со звездой по дворам. Какой была рождественская традиция славления Христа

Колядки на Святки — наследие языческих времен и обрядов земледельцев. С принятием Христианства декабрьский зимний Солнцеворот, напитанный наблюдениями за природой и Солнцем, огненными ритуалами, наши пращуры приурочили к празднику Рождения Иисуса Христа. Это повлияло и на традиции колядования. До начала прошлого века в отдельных местностях у великороссов было принято в Рождество ходить со звездой по дворам. Колядующие при этом в своих песнях славили не хозяина, а Спасителя. Подробности находим у исследователя тульской старины Ивана Сахарова в «Сказаниях русского народа», опубликованных в середине XIX века. «Утро дети проводят в славлении и виршевании. Славление на Руси заключается в хождении с вертепом, рацеями (песни во славу Христа) и виршами». Фольклорист утверждал, что эта традиция зародились в бурсах — духовных учебных заведениях имперской России. «Славельщики хаживали до обедни к своим патронам и милостивцам и приветствовали их виршами», — пишет этнограф в своем труде. У Ивана Са
Оглавление
   Со звездой по дворам.
Со звездой по дворам.

Колядки на Святки — наследие языческих времен и обрядов земледельцев. С принятием Христианства декабрьский зимний Солнцеворот, напитанный наблюдениями за природой и Солнцем, огненными ритуалами, наши пращуры приурочили к празднику Рождения Иисуса Христа. Это повлияло и на традиции колядования.

Хождение со звездой

До начала прошлого века в отдельных местностях у великороссов было принято в Рождество ходить со звездой по дворам. Колядующие при этом в своих песнях славили не хозяина, а Спасителя. Подробности находим у исследователя тульской старины Ивана Сахарова в «Сказаниях русского народа», опубликованных в середине XIX века.

«Утро дети проводят в славлении и виршевании. Славление на Руси заключается в хождении с вертепом, рацеями (песни во славу Христа) и виршами». Фольклорист утверждал, что эта традиция зародились в бурсах — духовных учебных заведениях имперской России.

«Славельщики хаживали до обедни к своим патронам и милостивцам и приветствовали их виршами», — пишет этнограф в своем труде.

   Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"
Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

У Ивана Сахарова узнаём, что рождественскую звезду для колядок делали из бумаги. Она была величиною в аршин — 0,71 метра. Звезду раскрашивали красками и дополняли свечами. «Мальчики, ходя по улицам, для важности, вертят звезду во все стороны», — так описывал юных современников Сахаров.

Свидетельства славления Христа и почитание звезды в рождественскую ночь записали специалисты музея-заповедника «Куликово поле» и в Тульской области, в населённых пунктах памятного места. Мы обязательно встретимся с куликовскими христославами, но сначала окунёмся в чудеса рождественской ночи...

Вифлеемская звезда и рождественские вертепы

В 20-30 годы XX века на Куликовом поле на Рождество было принято выходить на улицу «встречать первую звезду», ходить в церковь, устраивать праздничный стол. Русский писатель Иван Шмелев в пору эмиграции, вспоминая купеческие дореволюционные традиции своей семьи в романе «Лето Господне», уточнил для нас эти картины: «В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с мёдом; взвар — из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждёшь звезды, протрешь все стёкла...»

Шепталой мы сейчас называем урюк — сушеные абрикосы или персики с косточками. Кутью или рождественское сочиво из полбы, как и витаминный ягодный узвар, приглашаем попробовать на зимней кулинарной программе (6+) Пространства «Археология» в Музейный квартал Тулы. А до угощений вспомним историю рождения Иисуса Христа...

Она описана евангелистами — апостолами Матфеем и Лукой. Кесарь Август повелел провести перепись населения, и для этого Дева Мария с мужем Иосифом отправились из Назарета на его родину — в город Вифлием. Когда они были там, Богоматери наступило время родить младенца Иисуса. Мест в гостинице не было, супругам пришлось найти ночлег за городом, в пещере, где пастухи на ночь оставляли свои стада. «... и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли...», — пишет в Евангелии апостол Лука (2:7).

Волхвы (мудрецы) с Востока увидели звезду в момент рождения Спасителя и отправились к царю Ироду, узнать, где младенец, чтобы поклониться «тому, кто был рождён царём Иудейским». Ирод схитрил, желая погубить Иисуса, попросил волхвов найти младенца и сообщить о месте, где Он находится. Звезда привела восточных мудрецов к рождённому Богомладенцу, Марии и Иосифу. Одарив Иисуса царскими дарами — золотом, ладаном и смирной, волхвы поспешили в свою страну другим путём, чтобы запутать кровожадного Ирода.

О том, что представляла собою звезда, которая возвестила восточным мудрецам о рождении Иисуса Христа, есть разные мнения. Мы узнаём, что переживал, думая о ней, маленький купеческий сын Иван Шмелев по пути в храм в Рождественскую ночь: «Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, тёплый... — и почему-то видится кроватка, звезды. Рождество Твое, Христе Боже наш...И звёзды — святые, новые, рождественские звёзды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась?..»

В народе вифлиемская звезда стала одним из главных атрибутов рождественских колядок и кукольных театров — вертепов. Заглянем снова в московский дом будущего писателя Шмелева и посмотрим, как все устраивалось: «...Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить... Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Впереди Зола, тощий, кривой сапожник, очень злой, выщипывает за вихры мальчишек. Но сегодня добрый. Всегда он водит "славить". Мишка Драп несет Звезду на палке — картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, — свечка там. Мальчишки шмыгают носами, пахнут снегом... — "Волхи же со Звездою питушествуют!" — весело говорит Зола...»

Обязательно прочитайте о Рождестве в «Лете Господнем». Мы же добавим о вертепах заметку от тульского Ивана — Сахарова. Этнограф пишет про сибиряков, но ведь история православного Рождества Христова — у всех одна... Исследователь объяснял устройство декораций для рождественского представления так: «Вертеп в Сибири прежде устраивался в виде ящика о двух ярусах. Здесь помещались деревянные фигуры. В верхнем ярусе изображалась смерть Ирода, а в нижнем иродиадины пляски. В вертепе горели свечи».

Царь Ирод Великий уничтожил младенцев в Вифлееме, желая погубить новорождённого Иисуса Христа. Его кончина была ужасной — за свои беззакония он умирал в голоде, в мучениях из-за внутренних язв, заживо изъедаемый червями. Иродиадины пляски — так называют танец иудейской царевны Саломеи, который она станцевала по наущению своей матери Иродиады и за который получила от царя Ирода Антипы (одного из сыновей Ирода Великого) голову Иоанна Предтечи.

   Открытка. Н. Симаков. Знамение небесное. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"
Открытка. Н. Симаков. Знамение небесное. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

В «Лете Господнем» находим и о хлопотах по поводу рождественской трапезы, которая в народе тоже была связана с евангельской историей: «В кухне на полу рогожи, пылает печь. Теплится лампадка. На лавке, в окоренке оттаивает поросенок, весь в морщинках, индюшка серебрится от морозца. И непременно загляну за печку, где плита: стоит?.. Только под Рождество бывает. Огромная, во всю плиту, — свинья! Ноги у ней подрублены, стоит на четырёх култышках, рылом в кухню. Только сейчас втащили, — блестит морозцем, уши не обвисли. Мне радостно и жутко: в глазах намёрзло, сквозь беловатые ресницы смотрит... Кучер говорил: «Велено их есть на Рождество, за наказание! Не давала спать Младенцу, все хрюкала. Потому и называется — свинья! Он её хотел погладить, а она, свинья, щетинкой Ему ручку уколола!»

Шубу для славельщиков!

Что ж, отправляемся на Куликово поле...

О традиции славить Христа на Святки вспоминали жители Мохового, Краснобуйцев, Себина, Татинок, Епифани, Березовки, Селезневки, Вишневой, Чебышей, Подмоклого, Орловки... В Татинках о действе колядующих говорили «Рожество петь». Происходило это под утро, как рассказывали старожилы куркинского Шаховского и Огарева Липецкой области (что в границах памятного места): «... ребятёночки славили Христа...Стучат в дом и читают».

О христославах есть разная информация. Анатолий Михайлович из деревни Чебыши Кимовского района рассказывал, что по домам ходили мальчики. При встрече хозяева их специально сажали на шубу. Его слова подтверждали в населённых пунктах Куркинского района Тульской области — Грязновке, Орловке, Грибоедове. В деревне Курцы этнографам рассказали, зачем бросали шубу на пол для колядующих — «штоба овцы вадились...». Кроме пения тропарей славильщики исполняли причет: «штоб цыпляточки вадились, штоб каровушка ателилась и т. д.» — рассказали Евгений Грикорьевич из деревни Орловки и Виктор Иванович из посёлка Грибоедово. Кстати, в Орловке и Подмоклом до конца XX века Христа славили взрослые. У Ивана Сахарова тоже узнаём о них: дети были ранними пташками, а вот славление у взрослых начиналось около полудня. Житель села Себина рассказывал, что до 20 годов XX века в Рождество к прихожанам ходил «батюшка, светил дома». Сохранились воспоминания М.Н. Денисова из села Кресты Куркинского района Тульской области 1918 года рождения о славельщиках. Согласно им, обходили дома дети и подростки, посетив ночную службу и причастившись. Ходили по одиночке: за колядки христославам давали мелкие деньги, а если идти ватагой — то каждому мало достанется. «Темно. По деревне пошли Христа славить. На Рождество, — вспоминал Денисов. — ... мы пели так, как побыстрее:

"Христос рождается

Мужичок догадается:

Полезет в сундучок,

Достанет пятачок..." —

и скорее в другой дом. А если с начала до конца — она (песня) длинная, это задохнёшься. Нескоро деревню пройдёшь. У нас деревня была — 300 домов...»

Все записанные этнографами куликовские рождественские песни однотипны, повторяющие с разными интонациями представленную выше. Короткие, с тонкой угрозой земледельцу, с напором и требованиями платы. Вот более объёмная от Анны Никитичны. Женщина родилась в 1911 году в Березовке, многие годы проживала в Ульяновке, а встретилась со специалистами музея-заповедника «Куликово поле» в Селезневке.

«Христос рождается. Славите!

Христос с небес решети. Возноситеся!

Пойте, люди и земля! Вся веселия!

С праздничком!

Хозяин догадается,

Полезет в сундучок,

Достанет пятачок».

Анна Никитична тактично утаила концовку, которую напели этнографам другие христославы. Она была такой же, как и в озорных колядках: «Не дашь пятачок, околеет ягначок...»

Колядующие в Рождественскую ночь славили Христа, пели хвалебные песни, за что получали угощение и деньги. На мелочь они покупали сладости. Хозяева готовились встретить юных христославов. Про угощение колядующим вспоминали на Куликовом поле: «Хоть картошку, а дай». Про монетки: «Хоть помирай не помирай, на етот день готовь деньги, хоть по копеечке». Набирали мелочь, потому что знали, что много детей будет ходить и надо всех оделить. В деревне Моховое, которая обезлюдела в 90-е годы XX века, а сейчас возродилась благодаря строительству Музейного комплекса «Куликово поле», детям за славление Христа давали по 1-2 копейки, родственники для своих готовили — по 5 копеек. А как сейчас празднуют Рождество на Куликовом поле? А вот приезжайте и узнаете! Ребятишки в селе Монастырщино до сих пор поют святочные овсени, перенятые от бабушек и дедушек — на праздниках в кругу семьи, на школьных и музейных мероприятиях. В 2026 году 7 января Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы в селе Монастырщино впервые проводит фестиваль «Рождественские колядки на Куликовом поле» (0+). Гости семейного праздника погрузятся в мир святочных песен и скоморошьих потех, поиграют в народные игры и прокатятся на лошадях, поучаствуют в кулинарных мастер-классах и смастерят сувениры. Гости праздника — артисты рязанского музея сказок «Забава» и московской ватаги «Звери, птицы, скоморохи». Подробности ищите здесь.

Материл подготовлен для проекта «Поле. Русское поле» газеты «Аргументы и факты в Туле»: https://tula.aif.ru/ , приуроченного к празднованию 645 годовщины Куликовской битвы и 650-летия со дня сражения. В тексте использованы материалы православных сайтов, этнографические отчёты специалистов Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и издания:

  • Наумова Т.В. Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол. — Тула, 2014.
  • Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. — М., 2000.
  • Сахаров И.П. Сказания русского народа. — Тула, 2000.
  • Шмелев И. С. Лето Господне: https://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/