Найти в Дзене

Млада-35. Хоровой джаз

Пермский Академический хор «Млада» под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ Почетного гражданина города Перми Ольги Выгузовой отмечает 35-летие. Уникальные музыкальные достижения этого коллектива требуют подробного изучения в интересах развития хорового искусства в целом. Аналитические заметки Петра Куличкина обозначают некоторые направления для возможных научных изысканий. Двенадцатая

Пермский Академический хор «Млада» под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ Почетного гражданина города Перми Ольги Выгузовой отмечает 35-летие. Уникальные музыкальные достижения этого коллектива требуют подробного изучения в интересах развития хорового искусства в целом. Аналитические заметки Петра Куличкина обозначают некоторые направления для возможных научных изысканий. Двенадцатая заметка посвящена теме «Хоровой джаз».

С одной стороны, может показаться, что участие хора в джазовых импровизациях и композициях является совершенно обычным явлением. В самом деле, хоровое звучание как таковое является естественной составляющей джаза начиная с самых ранних этапов его становления. С другой стороны, даже это сегодня не всегда очевидно, когда слово «джаз» у многих людей вызывает мгновенные ассоциации, в первую очередь, с прославленными солистами-инструменталистами.

Почему так происходит? Наверное, проще всего можно объяснить так.

Джаз воспринимается как джаз в тех случаях, когда:

1) слушатель мгновенно улавливает (как своего рода «картинку») определенную жанровую основу (например, «стандарт плюс импровизация»);

2) музыка стилистически соответствует определённому канону (бит, свинг, синкопы, драйв, принцип построения паттерна и т.п.).

Если есть 1), но нет 2), то это воспринимается как композиция или импровизация, но не-джазовая. Если есть 2), но нет 1), то это воспринимается как стилизация под джаз.

Фундаментальной особенностью джаза также является то, что его жанровые (1) и стилистические границы (2) постоянно расширяются, - преимущественно за счёт тех или иных выразительных средств, ранее апробированных в классической музыке. Джаз меняется, - меняется и его восприятие, но жанровые и канонически-стилистические «очертания» остаются узнаваемыми.

Вклад Академического хора «Млада» под управлением Ольги Выгузовой в искусство джаза, очевидно, является весьма существенным и, пожалуй даже, можно сказать, системообразующим. Он открывает широкие возможности для дальнейшего развития этого искусства, создаёт предпосылки для новых практик импровизации.

В своих посвящённых джазу авторских программах коллектив демонстрирует всю палитру своих технических и выразительных возможностей:

- исполнение сложные джазовые партитуры a capella, - в том числе, виртуозные переложения джазовых композиций для хора с инструментальным сопровождением;

- глубокое взаимодействие с солистами и инструментальными ансамблями, которое выводит диалог участников джазовой композиции на фундаментально новый уровень;

- свободное владение всем спектром жанрового и стилистического «функционала», свойственного классическому и современному джазу;

- новый подход к созданию «времени и пространства» джазовой музыки, где хоровое звучание является функционально-гармонической и мелодико-ритмической основой, а также, основным источником музыкальной выразительности и изобразительности.

Необходимо отдельно отметить, что все перечисленное требует поиска соответствующей вокальной техники, который необходимо осуществить практически, буквально в процессе репетиций. Экспериментирование в вокале - это сложный и тонкий процесс, который к тому же требует определенной смелости в хоре, творческого подхода, заставляет хор решать целый спектр задач, каждая из которых требует выхода за пределы своей зоны комфорта. Например, исполнение произведений на английском языке, - требует иного подхода к вокальному формированию звука. Если голос должен звучать как музыкальный инструмент, - значит, пение должно быть более техничным, более точным по высоте, по ритму, тембру и т.д. Если применять получившую распространение в джазе технику «скэт», значит, надо её освоить, - так, чтобы она «оставалась собой» и в хоровом звучании, при том, что «хоровой скэт», быть может, до концертов «Млады» считался неисполнимым приемом и вообще не применялся на практике...

Вопросы, связанные с исполнительским подходом хора «Млада» к исполнению джазовой музыки, относятся к числу сложных и малоисследованных. Они имеют важное научное значение и требуют серьезного, глубокого изучения.

#Пермь #хор #Млада #юбилей

Петр Куличкин

Читать на сайте — https://permnew.ru/news?post_id=26983