Найти в Дзене

Млада-35. Дмитрий Батин и его хоровая поэма на стихи Алексея Решетова

Пермский Академический хор «Млада» под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ Почетного гражданина города Перми Ольги Выгузовой отмечает 35-летие. Уникальные музыкальные достижения этого коллектива требуют подробного изучения в интересах развития хорового искусства в целом. Аналитические заметки Петра Куличкина обозначают некоторые направления для возможных научных изысканий. Десятая

Пермский Академический хор «Млада» под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ Почетного гражданина города Перми Ольги Выгузовой отмечает 35-летие. Уникальные музыкальные достижения этого коллектива требуют подробного изучения в интересах развития хорового искусства в целом. Аналитические заметки Петра Куличкина обозначают некоторые направления для возможных научных изысканий. Десятая заметка посвящена хоровой поэме Дмитрия Батина на стихи Алексея Решетова.

Феномен пермского композитора Дмитрия Батина представляет интерес не только с искусствоведческой, но и с социологической точки зрения. Дмитрий Батин - едва ли не единственный композитор в Пермском отделении Союза композиторов России, который все свои знания о композиторской профессии получил полностью самостоятельно. Тем не менее, не имея диплома о высшем музыкальном композиторском образовании, он не только сумел вступить в Союз композиторов России, но стал одним из наиболее востребованных композиторов Пермского региона. Он единственный из пермских композиторов, чьи оперы были в репертуаре Пермского оперного театра и шли в течение, как минимум, нескольких лет. Он единственный из пермских композиторов, чьи хоровые сочинения сразу включали в свой репертуар сразу несколько хоровых коллективов из разных регионов России. Список легко продолжить... за пределами нашей заметки.

Премьерное исполнение своей хоровой поэмы «За весною зима...» на стихи Алексея Решетова Дмитрий Батин доверил Академическому хору «Млада» под управлением Ольги Выгузовой. А поскольку премьера этого сочинения в 2024 году состоялась в условиях относительной информационной тишины, - если сравнивать с охватами информационных сообщений об «афишных» концертах хора «Млада» или рекламой опер Дмитрия Батина, осуществляемой силами Пермского оперного театра, - сразу после премьеры возникла «интрига» и «ощущение сенсации». Существуют свидетельства о том, что хор «Млада» в музыке Дмитрия Батина достиг каких-то совершенно невероятных (и неожиданных даже для искушенной публики) исполнительских вершин, что «такого уровня исполнение мы вообще никогда не слышали», что сам композитор был в восторге от этого исполнения и называл цикл «За весною зима...» своим лучшим сочинением и т.д. Ощущение «интриги» не исчезло до сих пор. Дело в том, что, насколько известно автору заметки, кроме «Млады», этот цикл Дмитрия Батина полностью пока ещё никто не исполнял.

Безусловно, частично такую «интригу и сенсацию» можно объяснить интересом к творчеству известного поэта Алексея Решетова, который большую часть жизни прожил в городе Березники Пермской области, потом в начале 1980-х переехал в Пермь, а в самом конце 1990-х - в Екатеринбург. Во второй половине 1990-х годов, после ухода из жизни Николая Домовитова и Виктора Болотова, Алексей Решетов остался, пожалуй, единственным «ныне здравствующим» пермским поэтом из тех, кто пришел в литературу в самом начале 1960-х. Тема «одиночества человека искусства в мире наживы и чистогана» нашла отражение и в его творчестве тех лет, когда на многих стихах Решетова лежала «тень» изобретенного поэтом «пистолета ЧЧ»: «в честь Чичикова я его назвал, он душу убивает наповал». Многим людям из мира искусства поэзия Решетова тех лет была близка, благодаря таким стихам они чувствовали, что не одиноки в своем одиночестве. Более того, позднее у некоторых публицистов даже (почему-то?) возникла «идея» трактовать абсолютно всё творчество Алексея Решетова сквозь призму «общего настроения» его стихотворений 1996-1999 годов, но анализ причин этих публицистических опытов находится за рамками нашей заметки.

Академический хор «Млада», конечно же, перед тем, как пройти через «медные трубы» 2010-х и «воду» 2000-х, прошел и через «огонь» 1990-х. И то, что поэзия Алексея Решетова эмоционально близка хору «Млада», - это тоже, в общем-то, не секрет. Так, например, на официальном сайте хора «Млада» прямо указано, что идея создания цикла произведений на стихи Алексея Решетова принадлежит художественному руководителю коллектива Ольге Выгузовой. Наверное, «сенсацию и интригу» в успехе «младовского» исполнения цикла «За весною зима...» можно объяснить и этим. Частично.

Опять-таки, Дмитрий Батин - очень опытный хоровой композитор, мало того, он ещё и дирижер академического хора с большим опытом работы. В прошлом главный хормейстер Пермского оперного театра. Ныне директор детской хоровой школы «Хоровая капелла мальчиков».

И если уж он решил доверить премьеру своего сочинения именно Академическому хору «Млада», так значит, на то были какие-то особые причины. Наверное, частично «сенсацию и интригу» можно объяснить и этим.

Быть может, подробный анализ, учитывающий «все причины и факторы», рано или поздно даст ответы на все вопросы. И об успехе премьерного исполнения цикла Дмитрия Батина «За весною зима...». И о том, почему именно этот цикл Дмитрия Батина исполнял Академический хор «Млада». И о том, почему именно стихи Алексея Решетова стали поводом для их сотрудничества. И о том, почему Дмитрий Батин, не имея профессионального композиторского образования, сумел найти свою публику, установить контакты с музыкантами-исполнителями в разных регионах России и даже стать одним из наиболее востребованных композиторов Перми.

Мы приведем лишь один факт, который на наш взгляд, важно принять во внимание.

Дмитрий Батин на заре своей - тогда ещё только лишь дирижерской - карьеры, по окончании консерватории в 1998 году, несколько лет работал хормейстером Академического хора «Млада» под управлением Ольги Выгузовой.

#Пермь #хор #Млада #юбилей

Петр Куличкин

Читать на сайте — https://permnew.ru/news?post_id=26980