Пермский Академический хор «Млада» под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ Почетного гражданина города Перми Ольги Выгузовой отмечает 35-летие. Уникальные музыкальные достижения этого коллектива требуют подробного изучения в интересах развития хорового искусства в целом. Аналитические заметки Петра Куличкина обозначают некоторые направления для возможных научных изысканий. Одиннадцатая заметка посвящена вокальному исполнению инструментальной музыки.
Академический хор «Млада» под управлением Ольги Выгузовой с блеском исполняет не только вокальные, но и чисто инструментальные музыкальные произведения (в качестве переложений, обработок и транскрипций для хора a capella; авторы аранжировок - Ольга и Яков Саравайские, Сергей Выгузов). Ещё недавно это казалось невозможным... а впрочем, пожалуй, даже не только невозможным, но и, в каком-то смысле, бессмысленным. В самом деле, казалось бы, зачем инструментальную музыку слушать в хоровом исполнении?..
Тем не менее, сама история музыки «смотрит» на эту проблему несколько иначе. Звукоподражание в хоре, так или иначе, было всегда, во все эпохи. Можно вспомнить хотя бы известную песню «Вот полк пошёл...». Применялись в хоре и разного рода изобразительные эффекты, связанные с подражанием звучанию тех или иных музыкальных инструментов. Правда, справедливости ради стоит сказать, что это не было частым явлением: «изобразительную функцию» в музыке последних нескольких столетий, как правило, брал на себя оркестр.
Хор «Млада» является одним из первых, а может быть, и вообще первым у мире хоровым коллективом, который разработал целую систему пения, связанную с исполнением инструментальной музыки. Эта система включает в себя работу со всеми элементами музыкальной речи: «инструментальной» интонацией, тембром, характером звучания, штрихами, динамикой, аттаккой звука и т.д. Отдельного внимания заслуживает ещё и то, что то «инструментальное пение», которое мы слышим на концертах «Млады», на сегодняшний день, не имеет даже своей «письменности». Если в обычной вокальной музыке под нотами просто подписываются слоги, которые складываются в слова, то как записать то, что где-нибудь «здесь, вот в этом вот конкретном месте» звучание должно быть в чем-то подобно тембру такого-то оркестрового инструмента, который, к тому же, допустим, играет приемом стаккато? Что представляют из себя такие «инструментальные слоги», с точки зрения фонетики? На эти вопросы сегодня трудно ответить.
Отметим, кстати, что «инструментальное пение» хора «Млада» всегда пользуется большим успехом у публики.
Исполнение инструментальных музыкальных сочинений, - пожалуй, одна из самых загадочных страниц в творческой деятельности Академического хора «Млада». С точки зрения музыкальной науки, здесь пока намного больше «белых пятен», чем какого-либо точного знания. Вопрос требует глубокого изучения.
#Пермь #хор #Млада #юбилей
Петр Куличкин
Читать на сайте — https://permnew.ru/news?post_id=26981