Найти в Дзене

Млада-35. Новая жизнь песен Евгения Крылатова

Пермский Академический хор «Млада» под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ Почетного гражданина города Перми Ольги Выгузовой отмечает 35-летие. Уникальные музыкальные достижения этого коллектива требуют подробного изучения в интересах развития хорового искусства в целом. Аналитические заметки Петра Куличкина обозначают некоторые направления для возможных научных изысканий. Девятая

Пермский Академический хор «Млада» под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ Почетного гражданина города Перми Ольги Выгузовой отмечает 35-летие. Уникальные музыкальные достижения этого коллектива требуют подробного изучения в интересах развития хорового искусства в целом. Аналитические заметки Петра Куличкина обозначают некоторые направления для возможных научных изысканий. Девятая заметка посвящена вопросам, связанным с творчеством композитора Евгения Крылатова.

Евгений Крылатов (1934-2019) относится к тому поколению советских композиторов, у которых начало самостоятельного творческого пути совпало с новой эпохой в государственной культурной политике, когда начиная с 1950-х годов особое внимание уделялось песенному творчеству, а также, музыке для кинофильмов и мультфильмов. Тем не менее, важно отметить, что балет Евгений Крылатова «Цветик-семицветик» был поставлен в Большом театре в 1965 году и шел там пять лет. А в 1969 году вышел на экраны знаменитый мультфильм «Умка» с музыкой Евгения Крылатова, широко известной благодаря песне «Колыбельная медведицы» («Ложкой снег мешая...»). По тем или иным причинам, подробный анализ которых находится за пределами нашей заметки, Евгений Крылатов сосредоточил своё творческое внимание в сфере музыки к мультипликационным фильмам и кинофильмам. А его песни, адресованные, в первую очередь, детям, заслужили народную любовь, которая не ослабевает и по сей день.

Пожалуй, стоит пояснить, что значит «в первую очередь»: дело в том, что в песнях Крылатова есть нечто, адресованное не только детям, но и взрослым. Точнее говоря, тем взрослым, помнят его песни с детства. Эти повзрослевшие дети, - со временем, - могут обнаружить, что даже в трудной для понимания, самой «высокой» классике, есть некоторые, скажем так, «элементы», которые знакомы им ещё по песням Евгения Крылатова.

Приведем два примера.

Песня «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего». Мелодия её известна и «на слуху», но стоит обратить внимание и на аккомпанемент, который по письму очень близок Прелюдиям Иоганна Себастьяна Баха. И мелодические интонации припева этой песни (который, к тому же, изложен как своего рода хорал), - такое сходство подчеркивают. Эта легкая стилизация не «бросается в глаза», но действует на восприятие данной музыки слушателями, акцентируя внимание на вечных ценностях (примерно в том же духе, как невольно обращает на себя внимание реальная музыка Баха в фильмах Андрея Тарковского).

Другой пример. Песня «Крылатые качели» предваряется вступлением... из фортепианной Фантазии ре минор Вольфганга Амадея Моцарта. И мелодическая основа куплета данной песни, опять-таки, тоже близка главной теме этой Фантазии Моцарта. У Моцарта Фантазия заканчивается в тональности ре мажор, - и в «Крылатых качелях» припев тоже написан в ре мажоре. Конечно, если у Моцарта мы наблюдаем практически недостижимое, идеальное совершенство музыкальной формы, - то песня «Крылатые качели», в сравнении с моцартовской Фантазией, выглядит несколько упрощенно, как-будто это такая очень свободная, «детская вариация» или «аранжировка» на тему Моцарта... Но ведь и в песне-то речь идет как раз об этом: «... а пока мы только дети, нам расти ещё расти» и «только небо, только ветер, только радость впереди». И - в самом деле! - совсем не исключено, что когда дети вырастут, им легче будет понять Фантазию Моцарта, поскольку она, так сказать, уже «немного знакома» им по этой песне Крылатова. 

Когда Академический хор «Млада» под управлением Ольги Выгузовой в неспокойные «годы перемен» выбирал векторы своего творческого развития, одним из направлений этого развития стало исполнение специально созданных для коллектива музыкальных транскрипций для хора a capella (авторы аранжировок Сергей Выгузов, Ольга и Яков Саравайские). Яркая мелодическая выразительность и «смысловая многослойность» песен Евгения Крылатова позволила хору «Млада» не только с успехом исполнять их «в формате» аранжировок-транскрипций, но и по-новому раскрыть содержание этих песен уже «новом жанре», в качестве самостоятельных произведений для хора без инструментального сопровождения. Ну а популярность песен Крылатова и исполнительское мастерство хора «Млада» неоднократно создавали и создают до сих пор такие музыкальные события, которые и сейчас привлекают внимание огромного числа зрителей по всей России.

В качестве примера достаточно привести выступление «Млады» на фестивале «Ну-ка все вместе! Хором!» в Москве с песней Евгения Крылатова «Колыбельная медведицы» в апреле 2025 года, после чего хоровой коллектив получил персональное приглашение выступить в Москве на Красной площади. 

Остается добавить, что Академический хор «Млада» и Евгений Крылатов - «соседи по музыкальной школе». Композитор закончил Мотовилихинскую музыкальную школу, которая позднее стала Детской музыкальной школой №2 города Перми, а хор «Млада» начинал свою деятельность как обычный учебный хор этой пермской Детской музыкальной школы. Впоследствии хор «Млада» и Евгений Крылатов подружились, композитор неоднократно приезжал в Пермь, сохранилось немало свидетельств об их творческих встречах и совместных мероприятиях. Впоследствии хор «Млада» стал одним из инициаторов присвоения имени Евгения Крылатова их «общей родной» ДМШ №2.

#Пермь #хор #Млада #юбилей

Петр Куличкин

Читать на сайте — https://permnew.ru/news?post_id=26979