Продолжение. Предыдущие материалы из этой книги читайте ЗДЕСЬ.
Ранее Анастасия Вакатова работала секретарем райкома ВЛКСМ. Как человек активный, инициативный и изобретательный, быстро находила общий язык с людьми, быстро писала. На страницах газеты печаталось много критических материалов. А кому понравится, когда критика не в бровь, а в глаз? Могли наказать редактора, а могли и весь коллектив. Однажды написали, что мехотряд райсельхозтехники затюковал сырое сено. Реакция была быстрой. В субботу редактору пришлось собирать газетчиков, чтобы растюковывать для просушки метра в полтора высотой скрепленные проволокой тюки. Веселенькая работа… Что ж, сами «виноваты».
При редакторе В.С. Беляеве восстановили нумерацию газеты. Юбилейный — пятитысячный номер вышел 19 апреля 1979 года. На белой бумаге в двух красках: по диагонали на первой полосе и развороте (2-3-ей стр.) — крупные цифры красным фоном 5000 извещали об этом событии в жизни газеты.
Таким же красочным читатели увидели и шеститысячный номер 24 сентября 1985 года, редактировала газету А.М. Вакатова.
Эти номера, более сложные, чем обычно, были подготовлены, набраны, сверстаны и отпечатаны в нашей типографии.
В «КН» — первая практика студентов КГУ
В 80-е годы редакция становится экспериментальной базой отделения журналистики КГУ. Студенты летом, после первого курса, целой группой проходили у нас свою первую практику. Им мы давали задания. Они писали материалы, которые печатались в «КН». Увозили газеты для зачета по практике. Жили в общежитии СПТУ №4. В свободное время купались, познавали красоты лаишевских окрестностей. У подножия Белых гор у вечернего костра начинающие журналисты весело проводили вечера.
Были очень способные ребята, которые стали ведущими журналистами республики. Выделялся и Валерий Княжеченко. Не по годам серьезный юноша. Писал еще и глубокие, профессионально законченные стихи. Талант был виден сразу. Года через два он приезжал в Лаишево уже в качестве корреспондента республиканской газеты. Потом я узнала, что он жил на Кубе, там женился. Как он распорядился своими способностями? Интересно бы узнать, как сложилась его судьба.
Свой среди студентов
Руководил практикой и отвечал за каждого студента старший преподаватель факультета журналистики КГУ Константин Николаевич Куранов. Его любили студенты как собеседника, товарища и как добрейшего, обаятельного человека. Как говорят, «свой — в доску». На своих сессиях его я всегда видела в окружении студентов — и в коридорах университета, и на улице Ленина, и на «сковородке» у памятника В.И. Ульянову (Ленину). На нашей последней сессии у него родился сын Сережа. Он был счастлив. Мы от своей группы вручили ему большого медведя. «Ребята, как же я его понесу?». Все засмеялись. «Донесем». Студенты часто бывали у него дома. Он — коллекционер редких книг, посещал букинистические магазины, отыскивая очень интересные экземпляры. Очень дорожил своими сокровищами. Он такой же редкий, уникальный человек, как и его бесценные книги. Востребован и до нынешних дней — на казанском канале ТВ «Эфир» необычно, с шутками, поговорками сообщает о погоде. Его бывшие студенты, наверное, работают во всех республиканских редакциях.
Мечты и реальность
Приезжая в Лаишево, Константин Николаевич очень интересовался историей нашего края, особенно местами, связанными с жизнью Г.Р. Державина. Не один раз он побывал на Егорьевском кладбище в поисках могилы родителей нашего знаменитого земляка. Расспрашивал местных жителей о детских его годах и чудесном исцелении маленького Гавриила. Он искал подтверждения кратким фактам, почерпнутым в старинных книгах. В то время мы о Державине знали только из школьных учебников да из рассказов Я.А. Гайдукевича.
В декабре 1986 года «КН» опубликовала большую статью К.Н. Куранова «Отечества и дым нам сладок и приятен». Он закончил ее так: «В этом году исполнилось 170 лет со дня смерти Г. Р. Державина. Родная земля помнит своего земляка, поэзия Г.Р. Державина бессмертна, но лаишевцы в большом долгу перед памятью поэта. На его родине должен быть мемориальный музей. Идею эту осуществить можно. Мы просто обязаны. Это — наш долг. Такой мемориал нам сегодня особенно необходим. Любовь к земле, к родным местам во все времена воспитывалась и историей и нашим прошлым». Рядом была опубликована статья краеведа Я.А. Гайдукевича, в которой он горячо поддерживал эту идею. Думать и мечтать о таком в те годы могли только фантазеры, но они оказались провидцами.
Редакция поддержала директора музея Лаишевского края Фариду Гафиулловну Муртазину, которая взялась за осуществление этой мечты. О собранных по крупицам материалах лаишевцы узнавали со страниц «Камской нови». Великому земляку посвящались целые страницы и номера. К 260-летнему юбилею 14 июля 2003 года был подготовлен и выпущен красочный, с цветными снимками на мелованной бумаге номер под шапкой «Ум и сердце человечье были гением моим». — Г.Р. Державин». Работа проделана огромная. И результат творческой деятельности налицо. Теперь в Лаишеве есть мемориальный центр — музей имени Гавриила Романовича Державина. На его открытие приезжала председатель Международного литературного фонда, первый секретарь Союза писателей Москвы, известная и любимая поэтесса Римма Казакова.
За все годы на Державинских чтениях, праздниках в день рождения нашего знаменитого земляка побывало много именитых гостей и поэтов из разных стран. Лаишево, Казань и другие места России, связанные с именем Г.Р. Державина, стали настоящей меккой поклонения великому поэту и государственному деятелю. Как завещание, звучат его строки:
Жизнь мудрого — жизнь наслажденья Всем тем, природа что дает. Не спать в свой век и с попеченья Не чахнуть, коль богатства нет; Знать малым пробавляться скромно, Жить с беззаконными законно; Чтить доблесть, не любить порок, Со всеми и всегда ужиться, Но только с добрыми дружиться...
Ошибкам — нет! Но…
В редакции задача всех — не пропустить ошибок. Выяснить, исправить, пока не подписаны полосы редактором. Даже когда все на месте, и скрупулезно ищут ошибки корректора, назначались по графику ответственные за номер дежурные журналисты, выискивая и придираясь к каждому слову. Лишь бы не проскочили досадные и непредсказуемые ошибки. Особенно старались быть внимательнее при подготовке праздничных номеров. Казалось — все начеку.
Но не могу забыть вопиющий пропуск целого слова в шапке на первой странице. Да еще красной краской. Газета была посвящена открывающемуся XXVII съезду партии. Наборщица набрала «XXVII КПCC». Читали все и по нескольку раз, особенно шапку, но слово, целое слово, выскользнуло, и никто не заметил! Я пришла на следующий день на работу, как обычно, взяла сигнальные (так мы называли рабочие экземпляры) для подшивки. Взглянула на первую строчку — и … похолодела, мгновенно увидев то, что никто, и сама в том числе, не заметил накануне. Быстро пошла к редактору А. Вакатовой. Она была занята. Но взглянув, все поняла и без слов схватилась за телефонную трубку. Звонила на почту, чтобы изъять тираж. А он был около 4 тысяч. Объем работы большой. Надо было заново отпечатать двумя красками — прогнать весь тираж три раза. Да. Ошибки обходятся дорого и в прямом и переносном смысле.
Продолжение следует.