Усадьба Воронцовых-Дашковых в селе Андреевское (ныне – Петушинский район Владимирской области), построенная во второй половине XVIII в. в стиле классицизма, имеет очень интересную историю. Здесь жили и бывали многие известные в России люди, оставившие заметный след в истории страны.
Своим названием Андреевское обязано древнему вотчиннику окрестных земель, стольнику Андрею Федоровичу Нарышкину, в 1703 г. построившем в своей небольшой деревушке Бузино Матрёнинской волости деревянную церковь в честь своего небесного покровителя Апостола Андрея Первозванного, давшая имя селу. Сельцо Андреевское было пожаловано императрицей Елизаветой Петровной Михаилу Илларионовичу Воронцову (1714-1767) за участие в дворцовом перевороте 1741 г. и возведении ее на российский престол. За активную дипломатическую деятельность в 1744 г. М.И. Воронцов был возведен Карлом VII в графское достоинство Римской империи, которое также распространялось на его братьев (т.к. у него не было сыновей) и их нисходящее потомство. В 1758 г. М.И. Воронцов стал канцлером Российской империи. По сути, ему обязан возвышением весь род Воронцовых.
После смерти М.И. Воронцова в 1767 г. с. Андреевское перешло к его брату Роману Илларионовичу Воронцову (1717-1783), с которым связано благоустройство имения и начало строительства здесь дворцово-паркового ансамбля. Окрестные земли перешли в собственность Воронцовых в качестве приданого супруги Р.И. Воронцова Марфы Ивановны Сурминой. Вотчина Воронцовых включала три села и более двух десятков деревень. Но ее центром было село Андреевское, где располагалась контора вотчинного правления.
Р.И. Воронцов, как и его брат, Михаил, приближенный к императрице Елизавете Петровне, стал одним из богатейших людей России. С приходом к власти Петра III его положение при дворе укрепилось, поскольку его дочь Елизавета Романовна была фавориткой нового императора. Однако при Екатерине II он был сначала в опале, но затем восстановил свое положение при дворе, в том числе, благодаря дружбе с императрицей его дочери, Екатерины Воронцовой (в замужестве – Дашковой), будущего знаменитого директора Санкт-Петербургской Академии наук, президента Императорской российской Академии и видного деятеля Российского Просвещения. В 1778 г. с образованием Владимирского наместничества Р.И. Воронцов стал первым владимирским генерал-губернатором (а в дальнейшем – ещё и пензенским и тамбовским наместником). В его правление был принят регулярный план застройки Владимира, проведён ремонт и реконструкция знаменитых Золотых ворот, открыта первая почтовая контора. В то же время, Р.И. Воронцов отличался мздоимством и поборами, чем наносил большой ущерб вверенным ему губерниям и за что получил прозвище «Роман – большой карман». По легенде, Екатерина II даже прислала ему на именины подарок с намёком – большой кошелёк, получив который, Роман Воронцов вскоре заболел и умер. Тем не менее, из уважения к заслугам первого губернатора и по его завещанию, Р.И. Воронцов был погребен во владимирском Дмитриевском соборе, не имевшем некрополя.
Родовое гнездо Андреевское Роман Илларионович отстраивал с размахом, соответствовавшим его финансовым возможностям и статусу семьи. В письмах Александра Романовича упоминается имя личного архитектора Воронцовых - Николая Петровича фон Берка, который проектировал и руководил строительными работами, кроме того назывались крепостные мастера − Д. Кириллов и В. Столяров. Николай Петрович фон Берк так же создавал и первый регулярный план застройки Владимира, уже как губернский архитектор. По рационализму организации пространства Андреевское скорее напоминало маленький городок, нежели дворянскую усадьбу.
На защищенной естественными водными преградами с трёх сторон территории (междуречье Пекши и Нергели, образующее участок в виде полуострова) была чётко выделена центральная площадь, улицы, слобода служителей, каменные сооружения различного назначения. Улицы, проспекты, площади, дворы усадьбы были вымощены диким камнем-булыжником.
Центральное место в усадебном ансамбле занимал трёхэтажный каменный дворец, который был соединен с одноэтажным вытянутым зданием, образующим каре вокруг парадного двора. Над арочным въездом во двор возвышалась ярусная надвратная башня, завершенная восьмигранником с высоким куполом и шпилем. Она центрировала вокруг себя не только здание дворца, но доминировала во всем усадебном ансамбле.
Имение Воронцовых в Андреевском представляло собой единый усадебный ансамбль, в котором специалисты выделяют пять основных функциональных частей. Первая часть – парадная или жилая. В нее входили господский дом со службами и флигелями, ограда. Трехэтажный каменный дворец был соединен с одноэтажным вытянутым зданием, образующим каре вокруг парадного двора. Над арочным въездом во двор возвышалась ярусная надвратная башня, завершенная восьмигранником с высоким куполом и шпилем. Она центрировала вокруг себя не только здание дворца, но доминировала во всем усадебном ансамбле. Внутреннее убранство дворца составляли великолепная мебель, многочисленные портреты, гравюры, бюсты императоров и знаменитых людей, часы, зеркала, вазы.
Портретная галерея в усадьбе формировалась постепенно. До наших дней сохранилось всего около ста портретов из данного собрания. В основном это картины из коллекции «Знатные особы Российского двора и некоторые дарованиями отличившиеся мужи».
Дворец Воронцовых поражал воображение своей красотой. Внутри широкие лестницы вели в анфиладу комнат, которых было около 80: гостиные, столовые, чайная комната, бильярдная, жилые комнаты и кабинеты графа и его семьи. По легенде, в одной из комнат паркет был с секретом: при ходьбе по нему он издавал музыкальные звуки. Предметы интерьера (мебель, фарфор, хрусталь, бронзовые светильники и пр.) представляли значительную художественную ценность. В доме, где жили образованнейшие люди эпохи, конечно, была огромная библиотека с архивом. Особой гордостью дворца считалась великолепная портретная зала с несколькими сотнями полотен, в том числе с портретами членов семьи Воронцовых кисти Ф.С. Рокотова. Многие полотна из этой коллекции ныне находятся в фондах и экспозициях Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Вторая часть усадебного комплекса – служебно-хозяйственная, которая включала в себя погреба, конюшни, скотные дворы, птичьи дворы, амбары. Кроме того, в эту часть входили каретные сараи, которые располагались по бокам от фасада дворца. До настоящего времени сохранился лишь правый из них. Среди построек был и так называемый «ренсковый» погреб для хранения вин.
Третья часть усадебного комплекса являлась социально значимой. Сюда входили школа и богадельня (1775), вотчинная контора, театр (1789−1794). Крепостной театр А. Р. Воронцова был переведен в 1794 г. из Алабух Тамбовской губернии. Труппа театра насчитывала 17 актрис и 48 актеров. При театре был оркестр, танцевальная группа. Граф А. Р. Воронцов сам руководил своим детищем: разрабатывал репертуар, был и режиссером, и театральным педагогом. Основу репертуара составляла русская драматургия, чаще всего комедийного характера: пьесы Д. И. Фонвизина, А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина. На сцене крепостного театра исполнялись и популярные комические оперы, а также произведения классической французской драматургии.
Четвертая часть комплекса – храмовая. Усадебный ансамбль венчала красивая пятиглавая церковь Андрея Первозванного, построенная по собственному проекту Н. фон Берка (также есть сведения, что сей храм строился по проекту епархиального архитектора А. Трофимова). Усадебный храм был великолепным образцом архитектуры эпохи раннего классицизма. В его архитектурном облике преобладали переходные черты уходящего барокко и раннего классицизма. Церковь строилась с 1777 года, и была освящена через два года, в 1779-м году. Главный престол освящен во имя св. Андрея Первозванного, второй - во имя св. князей Бориса и Глеба. Рядом был выстроен дом священника.
Храм представлял собой двухсветный четверик с небольшой трапезной и двухъярусной колокольней под шпилем. Церковь представляет собой трехчастный пятиглавый храм трапезного типа, композиция которого вытянута по оси восток-запад. Центральный объем выполнен в форме двухэтажного четверика с высоким сферическим куполом в обрамлении фронтонов, на которых установлены пять восьмигранных барабанов с массивными луковичными главками. С восточной стороны устроена полукруглая апсида с классической конхой. С западного торца к храму примыкает небольшая трапезная, над которой раньше возвышалась трехъярусная колокольня. Церковь украшена рустованными пилястрами, полуколоннами, карнизами, фронтонами и фигурными наличниками окон. Храм окружала великолепно выполненная церковная ограда с двумя каменными воротами, одни из которых вели к усадебному дому, а другие смотрели на дорогу, ведущие в губернский город Владимир. К храму примыкает родовое кладбище Воронцовых, здесь же покоится граф Александр Романович Воронцов. Также при храме погребён известный поэт, переводчик и либреттист Дмитрия Бортнянского-Франц Герман Ляфермьер (Франц Герман Лафермьер — библиотекарь и чтец при Малом Дворе вел. князя Павла Петровича, личный секретарь вел. княгини Марии Фёдоровны. Литератор, баснописец, музыкант, либреттист опер композитора Дмитрия Степановича Бортнянского. При участии Лафермьера в крепостном театре А. Р. Воронцова было поставлено около 90 спектаклей. Скончался в Андреевском 12 июня 1796 г. в возрасте 59 лет от рака желудка. Был погребён в усадьбе возле церкви св. Андрея Первозванного. Граф А. Р. Воронцов воздвиг на его могиле беломраморное надгробие с эпитафией: «Другу искреннему, благоразумному и испытанному Францу Герману де Ла-Фермьеру, родившемуся в Аргенторате в феврале 1737 года при Светлейшем Дворе непорочно пожившему здесь на покое скончавшемуся в июне 1796 года. Печальный в памяти граф Александр Воронцов сей добрый памятник воздвиг». Автором проекта памятника Лафермьеру был архитектор Н. А. Львов.
Пятая часть комплекса - Садово-парковая, она включала в себя: парк, огороды, пруды, цветники, оранжереи. Парк располагался позади дворца и был скрыт за ним. Украшением парка служили «гора Парнасская», белокаменная лестница, спускавшаяся к пруду, «садовые избы», могучие кедры с мраморными дощечками, на которых были написаны имена знатных гостей, посетивших парк. Значительное место в усадебном комплексе занимала великолепная оранжерея графа А. Р. Воронцова, которая была хорошо известна и во Владимире, и в Москве, куда отправлялись овощи и фрукты. В планировке парка в Андреевском активное участие принимала сама княгиня Екатерина Романовна Дашкова, родная сестра Александра Воронцова. Она сама планировала оранжереи усадьбы, в которых выращивались экзотические фрукты, занималась посадкой и реконструкцией сада.
После смерти Р.И. Воронцова обустройство имения продолжил его сын, Александр Романович Воронцов (1741-1805), который фактически уже с 1772 г. был управляющим имением. Но после его вступления во владение усадьба достигла наибольшего расцвета. А.Р. Воронцов был одним из образованнейших людей страны, канцлером Российской империи в 1802-1804 гг., Министром иностранных дел Российской империи и главой Комиссии по составлению законов при императоре Александре I. Вместе с А.Н. Радищевым он подготовил проект первой российской конституции – «Всемилостивейшую жалованную грамоту». Кстати, в 1797 г., за пять лет до их совместной работы, А.Н. Радищев побывал в имении «Андреевское», когда возвращался из сибирской ссылки (он был сослан Екатериной II за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», но возвращен Павлом I на три года раньше срока). А.Р. Воронцов дружил с опальным писателем и покровительствовал ему. В богатейшей портретной галерее имения Воронцовых был и портрет А.Н. Радищева.
В усадьбе Воронцовых гостили и другие известные люди, в частности, в 1784 и 1785 годах сюда приезжал А.В. Суворов. Он внимательно изучал устройство парка и садов Андреевского и даже наказывал управляющему своей владимирской вотчины в Ундоле обращаться за советами и помощью к садовнику графа Воронцова.
А.Р. Воронцов организовал переделку и обновление интерьеров дворца. При нём перестраивались и строились новые службы, скотный двор был реконструирован в конюшню, создана система прудов, плотины на реках Пекша и Нергель. Свою лепту в преображение усадьбы внесла и дочь Романа Илларионовича – княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова. Она разработала планировку парка: главная аллея разделяла его на две части – регулярную и пейзажную. Кроме того, был разбит плодовый сад с теплицами и оранжереями, обнесённый каменными изгородями. После отъезда в Петербург Александр Романович присылал инструкции по содержанию садов и парков, для которых постоянно покупались новые деревья и кустарники.
В 1794 г. в усадьбе был создан свой театр, труппа которого состояла из крепостных Воронцовых и соперничала в известности с театром Шереметевых в Останкино.
В усадьбе Воронцовых бывали многие известные люди: в 1784 и 1785 годах в имение приезжал А.В. Суворов, а в 1812 году здесь был П.И. Багратион;
в 1833 году в усадьбу заезжал А.С. Пушкин, знакомый с женой Воронцова, а летом 1797 года А.Н. Радищев на обратном пути из ссылки заезжал в Андреевское к своему другу и покровителю А.Р. Воронцову. В Андреевском несколько раз гостила сестра, Екатерина Романовна Дашкова, которая при приезде в усадьбу всегда посещала богослужения в этом домовом храме семьи Воронцовых. Сами же службы совершались несколько раз в году по просьбе графа, священниками Воскресенского храма села Матрёнино. Александр Романович умер 2 декабря 1805 года и был похоронен в этом усадебном храме. В 1865 году князем Семёном Михайловичем Воронцовым было устроено мраморное надгробие, выполненное скульптором Руфиони, поставлена чугунная ограда над могилой. В советское время надгробие было уничтожено. В 2012 году оно было восстановлено по сохранившимся фотографиям и описаниям, на выделенные средства из Фонда потомков Воронцовых. С 1861 года Воронцовы передают храм в приходское использование. Причем издержки по содержанию церкви и семьи священника берут на себя. Хозяин имения, граф А.Р. Воронцов, после отставки с государственной службы вернулся в Андреевское, где 2 декабря 1805 г. умер и был погребен в усадебной церкви во имя Св. Апостола Андрея Первозванного. Отдавая дань талантливому дипломату и министру иностранных дел Российской империи начала XIX в., в начале 2000-х годов МИД РФ принял деятельное участие в реставрации его захоронения.
А.Р. Воронцов не был женат и не имел детей, поэтому после его смерти, в том же году усадьба перешла в собственность его племянника - Михаила Семёновича Воронцова (1782-1856), участника Бородинского сражения, героя Отечественной войны 1812 г. - впоследствии генерал-фельдмаршала и светлейшего князя.
Раненых, у кого был шанс на восстановление, Михаил Семёнович тогда, в 1812-м, отправлял на подводах в Андреевское, превратив комплекс в госпиталь. После ранения в Бородинском сражении он отправился на лечение в своё имение и пригласил с собой около 50 раненых офицеров и более 300 рядовых, за которыми был организован заботливый уход. В усадьбу пригласили врачей. Некоторых раненых отправили в ближайшие населенные пункты, но все расходы оплачивал Михаил Семёнович. В 50-е годы, уже после войны, здесь даже делали операции на лёгких. Сейчас на здании установлена табличка с фамилиями тех, кто здесь лечился - "около 300 чинов, 50 офицеров". Это событие было отражено Львом Николаевичем Толстым в романе «Война и мир».
В 1823-1844 гг. Михаил Семёнович - генерал-губернатор Новороссии (Северного Причерноморья) и Бессарабии. М.С. Воронцов начал строительство дворцов в Алупке и Одессе, а с 1844 года – наместник на Кавказе. В связи с чем с 1823 года развитие усадебного ансамбля приостановилось. Князь М.С. Воронцов, назначенный губернатором южных областей России, обосновался в Одессе и стал увозить из Андреевского крепостных мастеров, а также всё лучшее из внутреннего убранства дворца: хрусталь, фарфор, картины. Имение постепенно стало пустеть и приходить в упадок. В 1842 году вымерз фруктовый сад, прекратила существование оранжерея, где росли пальмы, лимоны, персики, активно стал зарастать парк...
В середине XIX века усадьба Андреевское переходит к его сыну — генерал-адъютанту, князю С. М. Воронцову (супруга — М. В. Столыпина, урождённая графиня Трубецкая).
Дальнейшие сведения о владельцах усадьбы «Андреевское» носят отрывочный характер. Наиболее известный из них – Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1837-1916), министр Императорского двора и уделов, наместник на Кавказе в 1905-1916 гг. Во владении Воронцовых имение находилось до 1917 г., когда его последней владелицей была вдова И.И. Воронцова-Дашкова – Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова (урождённая Шувалова). Ею была сделала подробная опись всех строений усадьбы.
В 1918 году в соответствии с постановлением о национализации имений Российской империи, все здания и внутреннее убранство Андреевского были переданы уездному земельному управлению. На территории бывшей усадьбы было решено организовать работу одного из показательных советских хозяйств. В это же время Владимирской секцией подотдела искусств было выдвинуто предложение организации хозяйства на базе усадьбы музея, однако положительного решения по этому вопросу дано не было. В 1921 году по специальному разрешению Главного управления по делам музеев Народного комиссариата просвещения силами губернского музея предметы искусства были вывезены в город Владимир для организации «Уголка XVIII века».
В 1925 году усадьба Андреевское была передана в собственность губернского музея, до этого времени территория и здания принадлежали местному совхозу.
В этот период главный дом находился в ужасном, крайне плачевном состоянии и требовал немедленной реставрации, но у музея на это не было средств, на реставрацию деньги музею не выделялись. В итоге, губернский музей по договору от 6 октября 1925 г. сдал Губздравотделу здание усадьбы под санаторий.
В 1927 году в стенах бывшего дворца был обустроен и торжественно открыт туберкулёзный санаторий. В усадебной церкви Андрея Первозванного был устроен сельский клуб, а когда здание обветшало и лишилось колокольни, то в нём намеренно пробили стены и в помещении оборудовали гараж для машин санатория. В таком состоянии здание храма находилось до начала 1990-х годов. С 19 августа 1941 года санаторий в Андреевском работал как эвакогоспиталь № 4063. “Приезжали люди со всего Советского Союза, - поведала одна женщина, работавшая тогда в санатории - Палаты были по 10 человек. Лечили туберкулёз простым способом: правильное питание, свежий воздух и никакого стресса”. По словам собеседницы, в 6 км от усадьбы находилась деревня Рощино, где было целое подсобное хозяйство — с животными и «плантациями» овощей. Капусту квасили в огромных чанах. Некоторые годами здесь лечились - бесплатно. Лежачих больных даже зимой выводили на веранду, чтобы они могли дышать свежим воздухом. После окончания Великой Отечественной войны санаторий продолжил свою деятельность. В 1978-1982 годах усадьба была приспособлена под детский туберкулёзный санаторий. Так, с начала 1980-х годов в бывшем родовом имении Воронцовых-Дашковых начал работать детский областной пульмонологический санаторий «Болдино», медицинское учреждение закрыто в 2012 году по причине возникновения и распространения грибка по всей территории здания. Хотя экс-пациенты вспоминают о нем с огромной теплотой — прежде всего, о своих воспитателях, врачах и медсестрах. Из лечебных процедур у детей были массаж, соляные пещеры, лечебный сон, кислородные коктейли, обёртывания. В свободное время играли на футбольном поле, на волейбольной площадке, в бильярд, участвовали в театральных постановках.
В 1995 году согласно Указу Президента Российской Федерации усадебный ансамбль признан объектом культурного наследия и взят под государственную охрану. Церковь Андрея Первозванного была восстановлена усилиями Владимиро-Суздальской епархии, руководил процессом реставрации здания владимирский архитектор А. Н. Трофимов. Архиерейское освящение храма состоялось 28 января 2001 года.
Тогда же усадьба перешла на финансирование из областного бюджета, оставаясь при этом памятником федерального значения. В 2002-2006 гг. из областного бюджета на проведение ремонтно-реставрационных работ было израсходовано более 4 млн. рублей: выполнены работы по реставрации конструкций крыши дворца, заменено кровельное покрытие, проведены внутренние отделочные работы.
По предварительным оценкам, потребность на первоочередные нужды по реставрации и воссозданию усадебного комплекса Андреевское составляет более 170 млн. рублей.
Еще в 2016 году приусадебная территория стала площадкой для проведения фестиваля “Музыкальная экспедиция”. На концерты приглашена группа меценатов, которые имели опыт успешного преобразования подобных усадебных комплексов в других регионах России в современные социокультурные центры. 4 июня 2016 г. в усадьбе Воронцовых состоялся общественный субботник, объявленный Владимирским Центром классической музыки. По задумкам организаторов, концерт должен был привлечь внимание потенциальных инвесторов. Однако этого не произошло.
В 2020 году усадьбу включили в проект “Возрождение исторических усадеб”. В настоящее время идёт поиск различных источников финансирования для восстановления усадьбы Воронцовых-Дашковых. Руководство Владимирской области вместе с администрацией Петушинского района ищет новых хозяев для Андреевского, чтобы предотвратить его медленное разрушение и сохранить этот уникальный исторический памятник.
Сегодня все двери бывшего санатория закрыты, экскурсию внутрь не проводят. Пару охранников следят в камеры, чтобы вандалы не растащили последнее, да и шугают любопытных туристов, авось на голову кирпич упадёт. Если восстановление свершится, то, уверен, преобразится и всё село, станет местом туристического притяжения. Ну а пока это выцветшая краска стен, проржавевшая кровля, заросли бурьяна на территории и обескураживающий для глубинки масштаб. А каким будет будущее у этого разрушающегося на глазах дворцово-паркового комплекса - наши потомки узнают из хроники истории.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал.
Надеюсь, дальше будет только интереснее! Отдельное спасибо, что дочитали до конца!