Найти в Дзене
ИНОСМИ

"Нива" воняет, рычит и доставляет настоящее удовольствие! Схватка за рынок Австралии с рамными "вечными японцами"

The Drive | США О том, как "Нива" осуществила, пожалуй, самый дерзкий эксперимент в своей истории — отправилась к австралийским берегам, — рассказал Drive. У этой машины были все шансы стать грозой буша и вытеснить набиравших популярность японцев. Когда "Лада Нива" вышла на австралийский рынок в 1983 году, от нее ждали одного: она должна была побороть японских конкурентов ценой. Но у австралийского правительства были другие планы на этот счет... Роб Маргейт (Rob Margeit) Роб Маргейт — австралийский автообозреватель и редактор, пишущий об автомобилях и автоспорте больше 25 лет. ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>> Бориса Ельцина в комиксах могут карикатурно изображать кем угодно, но "Лада Нива" только что "воскресла, как Лазарь из Вифании", и вернулась бодрой — прямо как австралийский мальчишка из рекламы хлопьев Weet-Bix. Празднику быть. В Казахстане полиция необычно наказала нерадивого водителя Верите ли вы в "Ладу" с кожей и ореховым деревом в салоне? В "

The Drive | США

О том, как "Нива" осуществила, пожалуй, самый дерзкий эксперимент в своей истории — отправилась к австралийским берегам, — рассказал Drive. У этой машины были все шансы стать грозой буша и вытеснить набиравших популярность японцев.

Когда "Лада Нива" вышла на австралийский рынок в 1983 году, от нее ждали одного: она должна была побороть японских конкурентов ценой. Но у австралийского правительства были другие планы на этот счет...

Роб Маргейт (Rob Margeit)

Роб Маргейт — австралийский автообозреватель и редактор, пишущий об автомобилях и автоспорте больше 25 лет.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Бориса Ельцина в комиксах могут карикатурно изображать кем угодно, но "Лада Нива" только что "воскресла, как Лазарь из Вифании", и вернулась бодрой — прямо как австралийский мальчишка из рекламы хлопьев Weet-Bix.

Празднику быть. В Казахстане полиция необычно наказала нерадивого водителя

Верите ли вы в "Ладу" с кожей и ореховым деревом в салоне? В "Ладу" для простых людей, которая, как уверяют, едва ли не лучшее предложение на рынке? В "Ладу", предназначенную для гонок по бездорожью?

Сразу расставим точки над "i": прежняя двухдверная Нива 4WD действительно пользовалась большим уважением у тех, кто выезжал на ней на бездорожье. Пусть ее и собирали как будто "политзаключенные из списанных армейских танков времен афганской войны", зато машина была крепкой.

-2

Новый универсал выглядит почти так же, но в стандарте получил 1,7-литровый двигатель мощностью 75 кВт с впрыском через дроссельный узел — карбюратор ушел в прошлое. Теперь модель предлагают в четырех вариантах. И слоган у новых маркетологов соответствующий: "Ничто не бывает крепче, чем „Лада“".

Австралийский менеджер по маркетингу Lada Australia Роджер Филлипс (Roger Phillips) излучает невероятную уверенность. Его компания (в которой немало специалистов из хендайевской команды Алана Бонда, работавшей до 1990 года) опирается на финансирование инвестиционного фонда и действует по четырехлетнему плану. Филлипс прямо говорит: два предыдущих импортера "бездарно все упустили".

Lada Australia выкупила последние 30 машин Cevaro из банкротных остатков и продала их как подержанные, чтобы закрыть долги. "Плюс в том, что имя Lada у нас знают, но, к сожалению, не по тем причинам", — признает он.

Теперь компания назначает новых дилеров (первым в Мельбурне стала Cesario Motors на Хайдельберг-роуд в Альфингтоне), а сами "Нивы" пересобирают с использованием австралийских компонентов и параллельно готовят дополнительные модификации. В Перте открыли крупный склад запчастей, чтобы за счет трехчасовой разницы во времени обеспечить "круглосуточный мгновенный сервис".

"Главные проблемы — плохой пластик и поролон в сиденьях, а еще необходимость правильно выставлять трансмиссию полного привода", — говорит Филлипс.

По его словам, они перетягивают все сиденья (каркасы, уверяет он, прочные), меняют всю электрику и переключатели, разводят педали шире и увеличивают пространство под ногами водителя, возвращают запаску под капот, ставят новую сетчатую решетку радиатора...

В итоге базовая "Нива" теперь примерно на 15% состоит из местных компонентов. Очень важно также, что в Тольятти наконец-то начали закупать электронику у Bosch и систему впрыска у General Motors, а не у "полукустарных сельхозмастерских".

Стандартную "Ниву" снова вывели на рынок Западной Австралии в декабре этого года по цене 15 995 долларов — заметно дешевле японских и готовящихся к выходу корейских 4WD-универсалов. Машину поддержали гарантией на три года или пробегом в 100 000 километров и круглосуточной помощью на дороге. Основные "фишки" — постоянный полный привод с центральной раздаточной коробкой, блокировкой дифференциала с управлением из салона и полностью пружинной подвеской.

-3

Затем компания выпустила версию Bushman по цене 19 995 долларов. В комплектацию входят 38-сантиметровые легкосплавные диски, внедорожные шины, алюминиевый "кенгурятник", боковые и задние подножки, дополнительные фары и спортивный руль. Кондиционер и багажники на крыше — за доплату.

Параллельно Lada Australia "прощупывает" рынок модификацией "путешествующего рабочего", которая, как заявляют, получит 70% местной локализации. Речь идет примерно о 32 000 долларов за полноценный гоночный вариант: двигатель мощностью 80 кВт, который, по заявлениям, раскручивается до 8000 оборотов, перенастроенная подвеска с прогрессивными пружинами, газовые амортизаторы и усиленная дуга безопасности, 43-сантиметровые диски с шинами Goodyear GA Eagle 235/45, передний спойлер, массивные пороги, люк и крупные квадратные выхлопные трубы сзади.

Внутри — кожа, полированная деревянная панель, CD-проигрыватель, кондиционер, ковровое покрытие, спортивные сиденья и надпись "Swagman" на борту. Это точно старая добрая"Лада"?

-4

Модель, которая, вероятно, принесет дилерам наибольшую прибыль, будет стоить 21 500 долларов (без налога — 17 900 долларов). Ее ждут в марте. Это автомобиль весом почти в одну тонну, спроектированный и построенный в Новой Зеландии: там автомобиль разрезают пополам и добавляют отдельную раму с задними рессорами.

Филлипс по-прежнему высоко ценит базовую инженерию "Нивы": "Мы любим повторять, что НАСА потратило миллионы долларов, чтобы создать ручку, которая пишет в космосе, а русские космонавты пользовались карандашом..."

Что случилось с Lada в Австралии?

Несмотря на нового дистрибьютора из Перта, Lada так и не смогла "выстрелить" в продажах в 1997 году, а уже в 1998 году свернула бизнес и поспешно вернулась обратно в Россию, завершив 14-летнюю австралийскую эпопею.

Машина пришла на австралийский рынок в 1984 году с заслуженной Niva 4WD — дешевым, но "сердитым" внедорожником, который делал ставку на доступность. Однако из-за несущего кузова (вместо рамной конструкции) австралийские власти классифицировали Niva как легковой автомобиль. В результате двухдверный 4WD попал под импортные квоты и более высокие пошлины и тем самым лишился того самого ценового преимущества, которое должно было стать его главным козырем.

Зато именно эта "цельная" конструкция помогла "Ладе Ниве" войти в историю как первому в мире массовому внедорожнику, построенному на полностью интегрированной платформе "кузов плюс рама".

При цене новой машины в 1984 году около 10 000 долларов Niva внезапно оказалась в прямой конкуренции с Suzuki Sierra и Daihatsu Scat: за сопоставимые деньги они предлагали лучшее оснащение, более аккуратную сборку и, что немаловажно, известные бренды.

"Лада" попыталась закрепиться и с хэтчбеком Самара (Lada Samara) в 1988 году — и даже привлекла к проекту легенду австралийских гонок и давнего героя Holden Питера Брока.

После небольших доработок подвески, "боевого" обвеса и нарядных легкосплавных дисков Lada Samara Deluxe by Brock обещала "горячую динамику" и "по-настоящему особые впечатления от вождения". Однако потенциальные покупатели не повелись на обещания производителя: Samara провалилась. Попытка вышла неубедительной и со временем ушла в австралийскую автомобильную историю как пример сомнительных "подпольных" проектов Брока.

К середине 1990-х Lada в Австралии уже была выдохшейся маркой: продажи "иссохли" до ручейка. "Возрождение" 1997 года обещало много — в том числе обновленную Niva и модернизированный двигатель с впрыском, выдававший скромные 58 кВт и 127 Нм.

Но по-настоящему "Нива" раскрывалась вне асфальта. Благодаря крепкой основе — постоянному полному приводу, блокируемому межосевому дифференциалу и независимой пружинной подвеске по кругу — Niva уверенно справлялась с жесткими условиями австралийского буша. Так она заработала прочную репутацию и обрела культовую аудиторию.

И все же, несмотря на попытки добавить "Ниве" австралийского колорита версиями вроде Lada Bushman и концепта Lada Swagman, она так и не смогла закрепиться на местном рынке. А рынок тем временем все активнее заполняли ловкие, более современно выглядящие и по-своему "фанковые" внедорожники от многочисленных японских соперников. К 1998 году угловатый маленький "русский" в Австралии закончился совсем.

В России же модель продолжает выпускаться — в целом почти без изменений. Да, грани со временем сгладили, а спартанский салон слегка "осовременили", но база "Нивы" осталась прежней. С момента дебюта в 1977 году выпущено более трех миллионов машин, и Niva по-прежнему входит в число самых продаваемых автомобилей в России.

Оригинал статьи

Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>