НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТЫЙ ФИЛЬМ ИЗ 90-Х
Буквально неделю назад я распинался о том, что девяностые подарили миру огромное количество классных фильмов. И многие просто хорошие картины, выходившие на экраны в те времена, оказались обделены вниманием, а с годами и просто забыты. Как выяснилось и у нас в России случается подобное.
Приметные и культовые ленты того времени – дилогия «Брат», «Бумер», «Ширли-Мырли» кому-то нравятся, а некоторые их люто ругают, но одно не вызывает споров у обеих сторон. Они очень точно сняли кальку с эпохи, запечатлели момент времени. Необязательно это заложено в главную сюжетную линию или в характер главного героя, это может быть полумрак балабановских коммуналок или отщелкивающие литры заливаемого бензина заправки в «Бумере». Ясно одно – это артефакт ушедшей эпохи, как говорил журналист Парфенов «то, без чего нас невозможно представить, еще трудней - понять».
В этом смысле фильм 1997 года «Американка» режиссера Дмитрия Месхиева это попытка заглянуть в атмосферу советской провинции расцвета брежневского застоя. В строгом соответствии с пацанскими правилами тех лет, родной городок главного героя 16-летнего Сережи Колядко с яркой и запоминающейся внешностью Электроника негласно поделен на районы. Соваться на чужой район смертельно опасно, а уж завести себе девушку с чужого района крутость 80 lvl. Именно таков был старший брат главного героя, проживший яркую, но короткую жизнь, разбившись на мотоцикле. Недолго погоревав, Танька (девушка брата) начинает налаживать личную жизнь, проводя время в компаниях с вражеского района. Допустить такого Колядко, вначале движимый братскими чувствами, а постепенно и сам влюбившийся в Таньку, никак не может. Заканчивается все американкой – спором, когда проигравший должен исполнить абсолютно любое желание победителя.
Как и остальные фильмы девяностых «Американка» обескураживает зрителя полным отсутствием политкорректности, взращенной режиссерами в нас за последние десятилетия. На экране школьники-подростки постоянно курят, пьют и обсуждают интимную жизнь. Но в отличии от чернушных перестроечных картин, которые никогда не хочется пересматривать, в «Американке» молодежные жизненные перипетии воспринимаются легко и с улыбкой. Возможно потому, что создателям картины не изменило чувство меры и авторская свобода не превратилась во вседозволенность. А во многом потому, что помыслы и поступки главного героя по-юношески радикальные и резковатые, продиктованы благородными чувствами – любовью, дружбой, совестью. И жизнь, драму и приключения пубертатного Сережи Колядко очень легко зрителю перенести на свою беспокойную молодость.
В нынешней России снимая кино про СССР обычно тащат в кадр всякий реквизит вроде герани в горшках на подоконниках или телевизора, накрытого кружевной салфеткой. Оттого, что кроме этих примет времени остальной инвентарь, отвечающий за дух эпохи, либо новодел, либо вообще современная вещь, выглядит эта стилизация ужасно комично, дешево и неправдоподобно. В «Американке» же режиссер словно на машине времени перенес всю съемочную группу на два десятилетия назад, прекрасно воссоздав атмосферу советской периферии семидесятых годов. А ведь в фильме еще есть проникновенная и талантливо рассказанная история первой любви, первых потерь и наивных представлений юности о будущей взрослой жизни. В общем, «Американка» это именно тот случай, когда все сошлось и получилось отличное кино.