Найти в Дзене

История комбината «Правда»: от 1929 года к 2028-му

Здесь когда-то формировалась партийная повестка, а вскоре будут рождаться идеи нового бизнеса. Как легендарный комбинат «Правда» превращается в премиальный офисный комплекс — рассказываем. Корпуса на улице Правды, 24 давно стали частью архитектурного и культурного кода Москвы. Монументальный памятник конструктивизма, начавший путь как оплот государственной мощи СССР, в XXI веке получает второе дыхание — в формате современного офисного центра с уникальной сервисной моделью. Эволюция здания — хроника смены эпох, идеологий и подходов к городской среде. Ниже — ключевые вехи трансформации промышленного гиганта. В конце 1920-х было принято решение возвести редакционно-типографский комплекс для центрального партийного издания. В 1930 году объявили всесоюзный архитектурный конкурс. В числе претендентов — ведущие мастера, включая Алексея Щусева, автора мавзолея Ленина. Победил Пантелеймон Голосов — один из лидеров советского конструктивизма, сторонник принципа «форма подчинена функции». К тому
Оглавление

Здесь когда-то формировалась партийная повестка, а вскоре будут рождаться идеи нового бизнеса. Как легендарный комбинат «Правда» превращается в премиальный офисный комплекс — рассказываем.

Корпуса на улице Правды, 24 давно стали частью архитектурного и культурного кода Москвы. Монументальный памятник конструктивизма, начавший путь как оплот государственной мощи СССР, в XXI веке получает второе дыхание — в формате современного офисного центра с уникальной сервисной моделью.

Эволюция здания — хроника смены эпох, идеологий и подходов к городской среде. Ниже — ключевые вехи трансформации промышленного гиганта.

1929–1934: замысел, конкурс, реализация

В конце 1920-х было принято решение возвести редакционно-типографский комплекс для центрального партийного издания.

В 1930 году объявили всесоюзный архитектурный конкурс. В числе претендентов — ведущие мастера, включая Алексея Щусева, автора мавзолея Ленина.

Победил Пантелеймон Голосов — один из лидеров советского конструктивизма, сторонник принципа «форма подчинена функции». К тому времени он уже имел богатый опыт промышленного и общественного строительства.

Проект опередил тренды ближайших десятилетий: геометрическая ясность, чёткое членение объёмов и плоскостей, функциональная логика пространства, железобетон и стекло, отказ от декора.

Концепция Голосова — это не набор корпусов, а единый «организм»: типографии, редакции, инженерия и общественные зоны связаны в отлаженную систему.

Стройка стартовала в 1932-м и завершилась в мае 1934-го. Открытие с участием Ворошилова, Орджоникидзе, Микояна, Калинина и Литвинова подчёркнуло государственный масштаб объекта.

Масштаб и смета впечатляли: редакционные, типографские и административные блоки составляли единый производственный комплекс. В пересчёте на сегодня бюджет оценили бы в 40–50 млрд рублей — одна из наиболее дорогих построек той эпохи.

Архивное фото, зал редколлегии
Архивное фото, зал редколлегии

Идеологический центр страны

«Правда» была инструментом политического влияния — голосом партии. Тексты становились основанием для решений на местах.

В годы индустриализации роль издания только росла: редакционные материалы отражали линию партии, а не мнение отдельных авторов.

Под одной крышей работали и другие газеты — «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Сельская жизнь». Комбинат был медиахабом своего времени.

Служба здесь считалась привилегией. В стенах комплекса работали Михаил Кольцов, формировавший стандарты публицистики, и Лев Мехлис, курировавший повестку. Главреды имели прямой канал к Политбюро; Иосиф Сталин лично правил тексты.

В 1935 году улице присвоили название «Правды». Газета дважды получила орден Ленина, также — орден Октябрьской Революции и международную премию «Золотой Меркурий».

К середине 1970-х тираж превышал 10 млн экземпляров: публикации воспринимались как директивы, а сатирические материалы — как официальный приговор.

Архивное фото интерьеров комбината газеты "Правда"
Архивное фото интерьеров комбината газеты "Правда"

Архитектура и интерьеры

Проект Голосова — квинтэссенция конструктивизма: утилитарность, где каждый элемент подчинён функции.

При строгих фасадах интерьеры были решены в духе ар-деко. За оформление отвечала 12-я Мастерская Моссовета — та самая, что создавала вестибюли первых станций метро.

В отделке использовали мрамор, ценные породы дерева, декоративную лепнину, светильники Абрама Дамского. Выделялись колонны из искусственного мрамора, лестницы с верхним светом, мебель по индивидуальным чертежам. Толстая кирпичная кладка давала шумо- и теплоизоляцию, а ленточное остекление — максимум естественного света.

Инженерия соответствовала лучшим практикам времени: развитая вентиляция, лифтовые шахты через этажи, высокие потолки, внутренние балконы и зоны отдыха обеспечивали функциональность и комфорт.

Архивное фото интерьеров издательского комбината "Правда"
Архивное фото интерьеров издательского комбината "Правда"

Упадок и годы простоя

После распада СССР объект утратил прежний статус. В 1990-е помещения арендовали разные структуры — историческая ценность ушла на второй план.

Пожар 2006 года стал переломным моментом: огонь уничтожил панели, лепнину, авторскую мебель и значительную часть отделки.

Комплекс опечатали; начались годы запустения, приводившие к утрате интерьеров и деградации конструкций.

С 1987-го комбинат числился в перечне ОКН регионального значения: формально ограничивая вмешательство, статус не обеспечивал реальной охраны.

Архитектурное сообщество настаивало на реставрации, но масштаб задач — полное восстановление с соблюдением аутентики и обновлённых стандартов — долго сдерживал запуск работ.

Возрождение: проект «Дом Правды»

В 2025 году стартовала реставрация — теперь объект называется «Дом Правды». Задача — вернуть флагманский статус в новом содержании.

Проект ведут Ginzburg Architects и международная студия Le Atelier. Ход работ можно отслеживать на сайте и в Telegram-канале агентства WEWALL.

Реконструкция проводится по научно-проектной документации, согласованной с охранными органами: это гарантирует корректное воссоздание утраченных элементов.

Цель — сохранить архитектурный образ и возродить аутентичные интерьеры, превратив здание в деловой центр с пятизвёздным сервисом. В фокусе — детали: от лепнины до мебели по архивным чертежам.

Восстановят три лестницы, гранд-лобби, зал редколлегии. Кабинет Михаила Кольцова станет сигарным клубом, кабинет Льва Мехлиса — площадкой для мероприятий.

рендер зала редколлегии проекта "Дом Правды"
рендер зала редколлегии проекта "Дом Правды"

Техническое оснащение выходит на уровень отельной индустрии: индивидуальный климат-контроль, централизованное кондиционирование, приточно-вытяжная вентиляция с фильтрацией, продуманная безопасность.

Запланированы 13 лифтов, часть — с прямым подъёмом в офисы. Инфраструктура включает SPA и фитнес с бассейном, столовую, фудкорт, кафе и рестораны с террасами, винный бар на крыше, минимаркет, бизнес-гостиные и мини-отель на 12 номеров. Для доставок — автономный вход с отдельной приёмной, чтобы разделить потоки и обеспечить приватность.

Офисы будут передаваться «под ключ» — с отделкой, мебелью и техникой. Мобильное приложение позволит бронировать переговорные, SPA, отельные номера, кинозал и ивент-зоны, вызывать клининг, оформлять пропуска.

Сервис-пакет включает регулярную и по запросу уборку, наполнение мини-баров, услуги парковщика и консьерж-сервис. На этажах — переговорные и общие холлы. Баланс общественных и офисных зон формирует полноценную экосистему.

Локация — Белорусский деловой кластер, рядом метро и вокзалы: удобно для ежедневной работы и командировок.

Завершение модернизации ожидается в 2027 году, ввод в эксплуатацию — к середине 2028-го.

Рендер СПА-зоны в сервисном офисе "Дом Правды"
Рендер СПА-зоны в сервисном офисе "Дом Правды"

Новая роль исторического символа

Рождённый как центр общественного влияния, комбинат «Правда» становится примером бережной адаптации наследия под актуальные офисные задачи.

Реконструкция — это не только обновлённые фасады, но и возвращение атмосферы эпохи с поддержкой современных технологий и сервиса.

В «Доме Правды» встречаются прошлое и будущее, архитектура и инженерия, функция и форма. Здесь снова будут появляться идеи — уже в гибкой, креативной среде XXI века.

Статья была подготовлена Евгением Тамошиным, сооснователем и исполнительным директором компании WEWALL, специализирующейся на консалтинге в сфере коммерческой недвижимости Москвы.

WEWALL – консалтинговая компания по коммерческой недвижимости в Москве. Специализируется на сопровождении инвесторов и девелоперов: аналитика, подбор объектов, стратегия выхода.

Telegram: t.me/wewall

YouTube: https://www.youtube.com/@WeWalll