Читайте больше новостей в нашем Telegram-канале
Глава Роснефти выступил против инициатив правительства РФ по вовлечению в оборот низкооктанового топлива, заявив, что они способны покрыть лишь незначительную часть потребностей рынка.
Глава Роснефти И. Сечин раскритиковал предложения правительства РФ о вовлечении в оборот низкооктанового топлива и предложил ряд собственных инициатив по поддержанию стабильности на внутреннем топливном рынке.
Соответствующая позиция сформулирована в письме, которое И. Сечин как ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭК направил президенту РФ В. Путину, пишет Ъ 25 декабря 2025 г. со ссылкой на документ.
По данным издания, своей резолюцией В. Путин поручил заместителю главы администрации президента М. Орешкину рассмотреть предложения и доложить свое мнение.
Что и зачем предлагало правительство?
Текущий сезон высокого спроса на топливо прошел сложно. С начала лета 2025 г. фиксировался практически непрерывный рост биржевых цен на бензин, что было обусловлено опасениями дефицита на фоне планово-предупредительных ремонтов (ППР) на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). На это наложились и внеплановые ремонты из-за атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на НПЗ. Минэнерго РФ неоднократно заверяло, что ремонты идут оперативно, а выпадающие объемы производства будут компенсированы, запасов бензина достаточно, спрос полностью обеспечен предложением, проблем с доставкой по всем видам топлива нет. Однако отсутствие какой-либо конкретики по масштабам проблем и ажиотажный спрос на бирже продолжали толкать цены вверх.
С августа 2025 г. котировки АИ-95 и АИ-92 не раз обновляли максимумы, державшиеся с осени 2023 г. На фоне высоких биржевых цен в ряде регионов начал ощущаться дефицит топлива, в т.ч. потому что отдельные независимые АЗС придерживали объемы бензина, которые в сложившихся условиях было невозможно продать в плюс (ФАС такие случаи выявляла и принимала меры). В сентябре 2025 г. вице-премьер РФ А. Новак отмечал, что на розничном рынке РФ наблюдается незначительный дефицит нефтепродуктов, покрываемый накопленными остатками.
Для поддержания стабильности рынка правительство РФ ввело запрет на экспорт бензина и дизтоплива для всех участников рынка, а также на экспорт дизтоплива для непроизводителей (эти запреты действуют до конца 2025 г. и по данным Ъ будут продлены до конца февраля 2026 г.).
В сентябре 2025 г. правительство РФ предложило свои меры поддержки стабильности на топливном рынке, в т.ч.:
- обнуление ввозных таможенные пошлин в размере 5% и введение демпфера на импортируемый бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура (только через уполномоченные организации и определенные пункты пропуска на Дальнем Востоке), что позволит направить в западном направлении бензин с НПЗ в Сибири в центральные регионы РФ для поддержания баланса;
- увеличение импорта из Белоруссии бензина, произведенного на НПЗ страны из российской нефти по давальческой схеме (эта мера была реализована);
- разрешение на использование в течение 6 месяцев монометиланилина (ММА, октаноповышающая присадка, применяемая для увеличения детонационной стойкости бензина), что позволит увеличить производство высокооктанового бензина класса 5 путем добавления ММА в низкооктановое топливо.
Тогда Минэнерго РФ предлагалось поручить временно допустить выпуск в обращение бензина класса 5 с объемной долей ароматических углеводородов не более 42%, объемной долей ММА не более 1% и объемной долей этанола не более 10%. В свою очередь, Минфин РФ должен был создать экономические стимулы для применения этилового спирта в производстве бензина за счет отмены акциза на этиловый спирт.
Это не поможет?
В своем письме на имя В. Путина И. Сечин подверг критике предложения правительства РФ о компенсации дефицита топлива за счет вовлечения в оборот низкооктанового бензина и стимулирования выпуска продукции мини-НПЗ.
В письме отмечается, что:
- по расчетам экспертов Роснефти, дополнительные объемы при таком сценарии могут составить не более 100 тыс. т/мес. бензина и дизтоплива,
- тогда как потребность рынка составляет 3,5 млн и 4,5 млн т/мес. бензина и дизтоплива соответственно,
- т.е. предложенные правительством меры способны обеспечить лишь около 2,5% от потребления.
Напомним, что Роснефть является крупнейшим нефтепереработчиком и поставщиком топлива в РФ. Объем переработки за 9 месяцев 2025 г. составил 57,7 млн т, что на 7,8% меньше в годовом сравнении из-за ремонтно-восстановительных работ, оптимизации загрузки с учетом ценовой конъюнктуры, логистических ограничений и спроса. На внутреннем рынке компания реализовала 30,7 млн т нефтепродуктов, в т.ч. 9,5 млн т бензина и 12,3 млн т дизельного топлива, сократив объем реализации на 6,7%, включая снижение на 4,0% по бензинам и на 8,9% по дизтопливу. На Петербургской бирже компания реализовала 7,1 млн т бензина и дизельного топлива, что в 1,8 раза выше норматива (но на 2,7% меньше, чем годом ранее).
Эксперты отмечают, что стимулирование мини-НПЗ (мощностью до 1 млн т/год нефти, чаще – около 100 тыс. т/год) и снижение нормативов по качеству топлива не даст нужного эффекта:
- доля мини-НПЗ на рынке светлых нефтепродуктов оценивается в несколько процентов, поскольку значительная часть их продукции идет на экспорт,
- использование топлива с пониженными характеристиками ускоряет износ двигателей и увеличивает издержки перевозчиков, что в перспективе может отразиться на стоимости логистики,
- структурные причины дефицита такие меры не устраняют.
Критикуешь? Предлагай!
В качестве альтернативы предложенным правительством РФ мерам, И. Сечин предлагает свой подход к поддержанию стабильности на внутреннем топливном рынке.
Среди предложенных И. Сечиным инструментов:
- создание системы мониторинга для выявления дефицита топлива,
- проведение аудита производителей некондиционного топлива,
- ввести обязательство для владельцев АЗС иметь запасы нефтепродуктов на 30 дней.
Также И. Сечин предлагает обратить внимание на деятельность трейдеров на Петербургской бирже. Согласно письму И. Сечина, трейдеры и посредники скупают большую часть топлива на бирже, искусственно создавая ажиотажный спрос, что оказывает дополнительное давление на котировки. По данным Роснефти, в августе-сентябре 2025 г. такие участники торгов скупили более 75% бензина и более 80% дизтоплива.
Отдельно И. Сечин упоминает одного из крупнейших независимых биржевых трейдеров на рынке нефтепродуктов, компанию Солид-Товарные рынки. В письме утверждается, что:
- недобросовестные действия компании ранее привели к необоснованному росту мелкооптовых цен на рынке нефтепродуктов,
- на компанию, по данным Роснефти, приходилось более 5% закупок топлива на бирже в начале осени.
24 декабря 2025 г. Петербургская биржа сообщила об отстранении Солид-Товарные рынки от торгов нефтепродуктами в связи с нарушением требований закона «Об организованных торгах» и правил биржи, что привело к невозможности контроля за ее деятельностью. С 26 декабря приостанавливается клиринговое обслуживание сделок компании. С 21 января 2026 г. будет расторгнут договор, и доступ к торгам полностью прекратится.
Это не первая претензия регуляторов к трейдеру. ФАС неоднократно находила нарушения в деятельности компании и налагала на нее штрафные санкции. Самым громким стало дело о картельном сговоре между Солид-товарные рынки с А-Ойл, которых ФАС в 2018 г. заподозрила в организации фиктивных сделок между собой, которые приводили к взвинчиванию цен на топливо. Обеим компаниям грозили беспрецедентные оборотные штрафы – до 15% от оборота на рынке, т.е. по 509 млн руб. с каждой. Однако штраф трейдеры оспорили, а весной 2023 г. Верховный суд признал обвинение в отношении Солида несостоятельным. Как отмечает источник Ъ, регуляторам не удалось доказать влияние их действий на динамику цен на бирже и во внебиржевом сегменте.