Найти в Дзене
Колеса Даром

ОСАГО – 2026: нескончаемый триггер

Тема обязательного страхования автогражданской ответственности злободневна с тех пор, как была внедрена в стране. Все понимают суть её необходимости, но стоимость ОСАГО (с её сложной системой расчёта), объём покрываемого ущерба при ДТП, а также штрафы за отсутствие полиса ежегодно не дают покоя российским автомобилистам. Тем более, когда законотворцы, политики и правозащитники всех мастей постоянно ищут золотую середину, выдвигая множество предложений, которые, впрочем, не сулят ничего хорошего ни законопослушным автовладельцам, ни “бесполисникам”. Какова картина с ОСАГО в уходящем году и каких изменений стоит ожидать в автостраховании в 2026-м, мы постарались разобраться. Для начала напомним, что с начала 2025 года впервые в РФ был введён штраф за повторную езду без автостраховки: от 3 000 до 5 000 рублей. А за первое нарушение штраф для водителей без ОСАГО остался пока прежним 500 – 800 рублей. Много шума было связано с началом фиксации дорожными камерами автомобилей, не имеющих дейс
Оглавление

Тема обязательного страхования автогражданской ответственности злободневна с тех пор, как была внедрена в стране. Все понимают суть её необходимости, но стоимость ОСАГО (с её сложной системой расчёта), объём покрываемого ущерба при ДТП, а также штрафы за отсутствие полиса ежегодно не дают покоя российским автомобилистам. Тем более, когда законотворцы, политики и правозащитники всех мастей постоянно ищут золотую середину, выдвигая множество предложений, которые, впрочем, не сулят ничего хорошего ни законопослушным автовладельцам, ни “бесполисникам”.

Какова картина с ОСАГО в уходящем году и каких изменений стоит ожидать в автостраховании в 2026-м, мы постарались разобраться.

Для начала напомним, что с начала 2025 года впервые в РФ был введён штраф за повторную езду без автостраховки: от 3 000 до 5 000 рублей. А за первое нарушение штраф для водителей без ОСАГО остался пока прежним 500 – 800 рублей.

ЗАПУСК ВИДЕОФИКСАЦИИ НА ОТСУТСТВИЕ ОСАГО

Много шума было связано с началом фиксации дорожными камерами автомобилей, не имеющих действующих полисов ОСАГО. Процесс полноценно хотели запустить по всей стране ещё весной уходящего года, причём пока без выписывания конкретных штрафов, а только с предупреждениями собственникам ТС. К сожалению, для одних и, к счастью, для других проект пока не заработал на большей территории РФ.

-2

Дело дошло до того, что весной уже сам Президент дал поручение Правительству вместе с заинтересованными структурами принять окончательные меры, чтобы видеофиксация нарушений, связанных с отсутствием полиса, наконец-то заработала в полную силу.

12 ноября 2025 года Госдума в первом чтении одобрила изменения в законодательстве для запуска камер на ОСАГО, для чего нужно внести поправки в КоАП РФ, а также повсеместно произвести отладку самих приборов видеонаблюдения. В случае окончательного принятия закона, камеры будут штрафовать "бесполисников" не чаще 1-го раза в сутки, чтобы нарушители не получали "письма счастья" с каждого перекрёстка, десятками в день.

В предварительном документе прописали и отложенную дату вступления закона в силу. Теперь это 1 сентября 2026 года, однако профильный комитет ГД РФ отметил, что окончательная дата ещё может быть скорректирована. Возникает ощущение, что проект не заработает даже в эти сроки.🙄

НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ШТРАФАМ

Общественная палата РФ, в свою очередь, 8 декабря 2025 года провела круглый стол на ту же острую тему о применении камер для фиксации ОСАГО, участие в котором приняли представители и эксперты многих министерств и ведомств.

Круглый стол в ОП РФ, посвященный теме применения дорожных видеокамер на отсутствие полисов ОСАГО
Круглый стол в ОП РФ, посвященный теме применения дорожных видеокамер на отсутствие полисов ОСАГО

Все сошлись в одном: ОСАГО сегодня – самый эффективный механизм для возмещения ущерба при ДТП. Но часто он оказывается бесполезным, когда виновник не имеет полиса “автогражданки”: в таких случаях пострадавшему (даже с наличием полиса) приходится ремонтировать свой автомобиль за свой счёт, а потом самому добиваться от виновника аварии компенсации, чаще через суд.

Вишенкой на торте по итогам круглого стола стало новое сенсационное предложение зампреда Комиссии Общественной палаты по безопасности Александра Холодова: ввести существенные штрафы за отсутствие полиса ОСАГО в случае произошедшего ДТП. При этом с участника аварии, не имеющего полиса, штраф взимать независимо от того, виновный он или пострадавший.

Сам Холодов разъяснил идею так: «Если ввести штраф, например, 50 тысяч рублей, за отсутствие полиса в момент ДТП, то теоретически можно и выплату пострадавшим предусмотреть за счёт компенсационных выплат Российского союза автостраховщиков».

Общественник предложил два варианта штрафа в таких случаях. Если при ДТП водитель без действующей автостраховки оказался пострадавшим – штрафовать его на 50 000 рублей, а если он стал виновником – приравнивать штраф к средней сумме выплаты ущерба по ОСАГО (сегодня около 113 000 рублей).😮

-4

Такие солидные суммы, по мнению эксперта, позволят предусмотреть механизм компенсации ущерба, нанесённого законопослушным автовладельцам теми, кто ездит без страховки. Как ни парадоксально, но данная инициатива по итогам заседания была взята на вооружение для дальнейшей проработки и расчётов.

Здесь стоило бы напомнить, что ещё в мае 2025 года в Госдуму был внесён смелый законопроект о лишении водительских прав виновников ДТП без ОСАГО, если они не компенсируют нанесённый ими ущерб. Однако, по странному совпадению, в день проведения круглого стола в ОП РФ (8 декабря 2025 года) данную инициативу Госдума сняла с рассмотрения.😎

ИНИЦИАТИВА РСА ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ВЫПЛАТ

В заключение сообщаем, что на весь следующий 2026 год вновь продлена возможность многократного пересмотра тарифов ОСАГО. Поэтому Банк России снова получил право неоднократно пересматривать тарифы автострахования, что, скорее всего, и будет происходить. Тем более что недавно Российский союз автостраховщиков (РСА) после многочисленных претензий автомобилистов выступил за увеличение максимальных лимитов по ОСАГО: до 1 000 000 рублей по ущербу транспортному средству (сейчас это 400 тыс. руб.) и до 2 000 000 рублей по ущербу жизни и здоровью (сейчас 500 тыс. руб.)

Естественно, такое увеличение лимитов выплат повлечёт за собой и рост тарифов ОСАГО, по-другому никак.

Подписывайтесь и делитесь материалом!