Найти в Дзене
Чёртов эстет

"Все Бенуа - Всё Бенуа": отзыв о выставке

Прогулялся в петербургском Манеже по выставке "Все Бенуа - Всё Бенуа". Название предстаёт многослойным. Во-первых, речь идёт о художественно и эстетически одарённой династии. О талантливом роде. Во-вторых - о неком особом мире, внутри- и околосемейном, мире искусства, в котором нашлось место, условно, говоря, всему. Или, лучше так: нам предлагают Всё Бенуа Целиком. Бенуа как существительное, как Блюдо. Аурическое облако в панорамной растяжке. Последний великий брэнд гасшего Царства... Ладно, пусть "всё" - но только, естественно, всё изящное. Русский салонный модерн, театральный и уютный эстетизм, в большинстве случаев не требующий дополнительных пояснений и подробной словесной инвентаризации. Презентабельный формат - что соответствует предновогодним дням, в которые открылась выставка. Посетители практически избавлены от каких-либо сопроводительных текстов, А ведь их обычно так утомительно читать и так стыдно - сказывается логоцентризм русской цивилизации - не читать вовсе. Лаконичный

Прогулялся в петербургском Манеже по выставке "Все Бенуа - Всё Бенуа". Название предстаёт многослойным. Во-первых, речь идёт о художественно и эстетически одарённой династии. О талантливом роде.

Во-вторых - о неком особом мире, внутри- и околосемейном, мире искусства, в котором нашлось место, условно, говоря, всему. Или, лучше так: нам предлагают Всё Бенуа Целиком. Бенуа как существительное, как Блюдо. Аурическое облако в панорамной растяжке. Последний великий брэнд гасшего Царства...

Кабинет А.Н. Бенуа - часть экспозиции
Кабинет А.Н. Бенуа - часть экспозиции

Ладно, пусть "всё" - но только, естественно, всё изящное. Русский салонный модерн, театральный и уютный эстетизм, в большинстве случаев не требующий дополнительных пояснений и подробной словесной инвентаризации. Презентабельный формат - что соответствует предновогодним дням, в которые открылась выставка.

На втором этаже очень необычно представлена графика
На втором этаже очень необычно представлена графика

Посетители практически избавлены от каких-либо сопроводительных текстов, А ведь их обычно так утомительно читать и так стыдно - сказывается логоцентризм русской цивилизации - не читать вовсе.

Лаконичный этикетаж к артефактам - и всё. Предоставленный "визуал" не предъявляет вам всего пакета документов, а непринужденно, как у себя дома, укромно и без лишнего пафоса красуется по стенам, нишам и стеллажам. Достаточно неожиданно встречаем на выставке авангард 60-х годов. Это Бенуа-ди-Стетто, петербуржец, эмигрировавший после революции и проживший до конца своих дней в Швейцарии.

-3

"... Всё Бенуа". Бенуа - это конечно не "наше всё" , но это определённо наше петербурЖское кое-что - и в изрядной степени. Кто-то из них основал "Мир искусства" и был самым одним из самых читаемых арт-блогеров публицистов в сфере культуры в Российской Империи. Самое горячее перо эпохи! Не постеснялся ведь А. Н. Бенуа назвать рембрандтовскую Данаю уродливой голландской кухаркой, а морозовские панно от Мориса Дени - чем-то вроде "слащаво-зефирного излишества". А вот его эскиз для театра. Вполне подошёл бы для иллюстрации рассказов Лавкрафта. Не хватает только огромного шупальца, обвивающего деревья.

-4

Кто-то из Бенуа построил роскошную усыпальницу для великих князей дома Романовых на территории Петропавловской крепости.

Макет конструкции её купола - на представленном фото

-5

Бывали в другом архитектурном творении Леонтия Бенуа - т. н. "Корпусе Бенуа" Русского Музея? Возможно, на одной из выставок-всероссийских блокбастеров последних лет (Суриков, Васнецов, Авангард, Куинджи)?

Петербургские фланёры со стажем могут вспомнить Дом Бенуа на Петроградке. Гигантский, циклопический ажурный танк...

Его жена Мария владела леонардовской "Мадонной с цветком", на встречу с которой мы теперь приходим в Эрмитаж, и талантливая отсылка к которой создана, вероятно, специально для данной выставки современным художником.

-6

Отдельно о выставке как о классном архитектурном проекте. Кто знаком с понятием выставочная архитектура? Здесь она встретит вас по-настоящему радушно и примет - щедро.

“Все Бенуа..." - лабиринт в котором интересно бессистемно побродить, праздно, фланерски... Идти туда, не куда идёшь, а куда само идётся. На что нибудь набрести, что-то приметить. Где-то присесть, а где-то небрежно облокотиться...

-7

Детям - смело приходите с ними - наверняка по душе придётся это блуждание в тихом сумраке, где за поворотом можно неожиданно встретить рыцарей в доспехах, ступу с помелом, окаменевшую древесину, коллекцию керамических игрушек, крышку древнеегипетского саркофага... Злую маску сатира, ювелирный крестоцвет...

-8