Найти в Дзене
ЛизаАлерт Питер

Крылатая лиса Тьютор

Родина Лизы – Васильевский остров. Сердце Петербурга, дворы-колодцы, городские легенды, линии и набережные, влажный морской ветер, крики чаек… Взрослая Елизавета и сейчас любит возвращаться сюда, чтобы душа наполнилась чистой радостью. — Я была тихим, скромным ребёнком, мне никогда не было скучно в одиночестве. Каждое лето проводила на даче. Там ходила с мамой и дедушкой в лес за грибами, каталась на велосипеде, читала про птиц, животных, насекомых, растения. Собирала гербарий, делала заметки, выписывала интересную мне информацию в тетрадь. Одним словом – ботаник. Если большинство подростков замыкаются и отгораживаются от социума, то на Лизу переходный возраст подействовал совсем иначе. Она внезапно открыла для себя радость общения со сверстниками и так увлеклась изучением тонкостей человеческих отношений, что к концу школы подумывала о профессии психолога. Не сложилось. Но стремление помогать людям, воспитанные в семье чуткость, отзывчивость и участливость привели Елизавету в не менее

Родина Лизы – Васильевский остров. Сердце Петербурга, дворы-колодцы, городские легенды, линии и набережные, влажный морской ветер, крики чаек… Взрослая Елизавета и сейчас любит возвращаться сюда, чтобы душа наполнилась чистой радостью.

— Я была тихим, скромным ребёнком, мне никогда не было скучно в одиночестве. Каждое лето проводила на даче. Там ходила с мамой и дедушкой в лес за грибами, каталась на велосипеде, читала про птиц, животных, насекомых, растения. Собирала гербарий, делала заметки, выписывала интересную мне информацию в тетрадь. Одним словом – ботаник.

Если большинство подростков замыкаются и отгораживаются от социума, то на Лизу переходный возраст подействовал совсем иначе. Она внезапно открыла для себя радость общения со сверстниками и так увлеклась изучением тонкостей человеческих отношений, что к концу школы подумывала о профессии психолога. Не сложилось. Но стремление помогать людям, воспитанные в семье чуткость, отзывчивость и участливость привели Елизавету в не менее благородную сферу.

-2

— Я тьютор особых детей. Сопровождаю ребят с расстройствами аутистического спектра и нарушениями интеллекта. Это сложная, забирающая много душевных сил, требующая полной включённости и самоотдачи – но очень любимая работа. Шесть лет назад подруга привела меня на двухдневный семинар по работе с особыми детьми в один инклюзивный центр Петербурга, потом я осталась на какое-то время там в качестве волонтёра. И настолько мне запал в душу этот опыт, что я решила связать свою жизнь с такими детьми. В настоящее время работаю в государственном детском саду компенсирующего вида, сопровождаю целую группу ребят с РАС. Таким детям трудно взаимодействовать и общаться. Преодолевать сложности в коммуникации им помогают визуальные средства: расписания, рутины, социальные истории, карточки PECS. Я придумываю и разрабатываю их для ребят. К новогоднему празднику делала для них визуальные подсказки к стихам, чтобы было легче понять и запомнить. Я всегда очень радуюсь, когда у ребят что-то получается, – значит, всё не зря.

Неотъемлемые черты Елизаветы – верность и постоянство. И в любви: с мужем Алексеем вместе уже четверть века, есть замечательная, почти совсем взрослая 17-летняя дочка Василиса. И в дружбе, которой больше трёх десятков лет: две лучшие подруги – они же одноклассницы. И в увлечениях: как в детстве, с удовольствием катается на велосипеде, обожает природу и считает лес местом силы.

— Ещё одно моё хобби – фотография. Если в детстве я зарисовывала и описывала увиденное в тетради, то теперь всё запечатлеваю на камеру. Снимки – это застывшая память о нашей жизни, о том, что мы когда-либо видели, делали, чувствовали. Чудо ведь! Наверное, стоит уже задуматься о прохождении курсов фотографии и научиться работать с профессиональной техникой.

-3

Фотография, лес и стремление помогать слились воедино в отрядной деятельности Елизаветы. Она доброволец группы просмотра и анализа – ГПА. Изучает сделанные беспилотниками снимки, стараясь разглядеть на них пропавших людей или артефакты.

Так получилось, что в «ЛизаАлерт» Тьютор пришла только со второй попытки. Первый раз – в 2019-м году. Тогда в петербургском отряде ещё не было отлаженной системы помощи новичкам, и Елизавета просто не сориентировалась. Смотрела на бесконечные сообщения в тревожном чате: выезды, автономы, экипажи, ориентировки… Ничего не понимала. Что делать, как одеться, что с собой взять? Так и не решилась никому позвонить, чтобы поехать на поиск. Подписалась на группы отряда, поддерживала репостами, читала статьи. Пока в сентябре 2023-го вдруг не объявили открытый набор для всех желающих на обучение в ГПА. Елизавета сразу же заполнила анкету и прошла первичный отбор. Учёба была достаточно тяжёлой, в режиме нон-стоп на протяжении двух с половиной месяцев. Успешно сдав все экзамены, 25 декабря 2023-го года доброволец Тьютор вошла в состав группы просмотра и анализа направления беспилотной авиации «ЛизаАлерт».

-4

— Невероятное чувство было тогда: исполнилась моя мечта стать частью отряда, теперь я тоже буду искать пропавших людей! И до сих пор я очень рада, что сделала этот шаг. У нас замечательный коллектив, настоящая рыжая семья, очень хорошие старшие. В ГПА около 300 добровольцев со всей России, и тысячи снимков, которые мы круглосуточно просматриваем, тоже поступают из всех регионов. Не просто просматриваем, а анализируем, отмечаем следы, вещи, опасные участки. Это очень интересная деятельность, мозг всегда загружен работой. В группе есть устоявшийся образ просмотрщика: это рыжая лиса с крыльями и в очках. «Лиса» – потому что так в отряде называются поисковые группы, с крыльями – потому что ищем людей сверху. Иногда я представляю себе забавную картинку, как крылатая лиса спускается с неба и идёт с пешими товарищами в лес.

Спустя несколько месяцев Елизавета сходила на вводную лекцию ещё раз. И вот тут-то под бережным руководством инструкторов новичковой группы всё встало на места. Тьютор превратилась в ту самую лису, которая складывает крылья, чтобы отправиться на земную задачу.

-5

— Бабушку, пропавшую в Гатчинском районе, мы до этого искали по снимкам с беспилотника. И вот я пошла на этот же поиск в составе пешей группы. Было очень необычно по дороге до точки входа проходить поля с наполненными водой рвами и заброшенные строения, которые я осматривала на съёмке сверху. Действительно возникает чувство, что ты спустился с неба. Очень тяжёлым оказался мой первый поиск на земле. Прочёс по весеннему подтопленному лесу с буреломом длился девять часов. Настоящее боевое крещение. Не испугалась тогда, не передумала. А новичковые учения в Сосновке после того опыта показались детской ерундой.

Это не единственный поиск и с неба, и с земли для Елизаветы. Был рыбак, заблудившийся на Мшинских болотах. Стояла кромешная тёмная августовская ночь; когда гасили фонари во время работы на отклик, видели мерцание светлячков. А потом шли – и под ногами без конца хрустели боровики (сильное впечатление для заядлого грибника).

-6

Ещё был поиск бабушки в лесах Тосненского района. Тогда Тьютор тоже поймала это необычное чувство узнавания, переходя реку, поросшие борщевиком берега которой совсем недавно рассматривала сверху. Хорошо, что задача пришлась на день: в лесу группа нашла хижину, украшенную коровьими черепами и крестами. Не хотелось бы увидеть это ночью.

Все те три поиска так и остались незавершёнными. К сожалению, такое бывает. Зато поисковый сезон уходящего года начался для Елизаветы с первого самостоятельного «найден, жив». Эту историю в отряде запомнили под названием «поиск бабушки с бегемотом»: Мария Борисовна заблудилась не одна, а вместе с пожилой дворнягой Дусей, поразившей всех своими размерами.

— Бабушка была совсем замёрзшей, какое счастье, что успели её найти тогда! Знали бы вы, сколько холодовых смертей мы видим сверху на снимках… Пока ждали экипаж, уговаривала Марию Борисовну надеть носки, чтобы хоть немножко согреться, и беседовала с ней на разные темы. Очень сильные чувства испытываешь, когда находишь потерявшегося живым!.. Ещё запомнился поиск в легендарном Пупышево, где тоже искали бабушку. Познакомилась с этим лесом во всей его красе: буреломы, болота, туча насекомых. Их настолько много, что давишься, когда пытаешься работать на отклик. Задача в такой непроходимой чаще растягивается во времени вдвойне. Тоже счастливый поиск: мы работали ночью, а на следующий день другая группа нашла бабушку живой.

Крылатые лисы спускаются для поисков не только в лес, но и в город. Особенно если речь идёт о поисках особенных детей. Однажды Тьютор искала подростка, который был выпускником её детского сада. Переживала. Тоже счастливый поиск, мальчика нашли живым и здоровым.

Вот бы все поиски заканчивались так хорошо. А ещё лучше, чтобы дети вовсе перестали пропадать, и добровольцы «ЛизаАлерт» имели с ними дело только во время профилактических бесед. Это то, о чем мечтает Елизавета. Об этом и ещё, конечно, о том, чтобы родные были здоровы и счастливы. Потому что нет в жизни ничего драгоценнее, чем семья.

-8