Добрый день, уважаемые читатели! В первой части нашего рассказа мы прошли по следам демидовской усадьбы, разгадали загадку колокольни-близнеца и вплотную подошли к сердцу всех легенд — родовой усыпальнице Демидовых в Николо-Зарецком храме.
Именно это место столетиями будоражило умы кладоискателей. Многие были уверены, что именно здесь, в каменных склепах, покоится не только прах основателей промышленной империи, но и их несметные богатства. Готовы ли вы сделать последний шаг и узнать, что же скрывается за тяжелой дверью? Тогда — вперёд, вглубь веков!
Глава 1: Усыпальница: последний приют и главный подозреваемый
Вход в усыпальницу находится в торце храма. Здесь, в фамильном склепе, нашли последний приют сам Акинфий Никитич Демидов, его сын Григорий, супруга Ефимия Ивановна и другие представители могущественного рода.
Логика кладоискателей была железна: где же ещё хранить самые ценные, самые сакральные сокровища, как не в месте вечного упокоения, под защитой сводов и в молчании камней? После революции 1917 года эта логика привела сюда многих. Склеп был вскрыт, останки перенесены, а каждый сантиметр тщательно изучен в надежде найти тайники.
После революции помещение склепа и вовсе приспособили под коммунальное жилье. Казалось, все секреты были вывернуты наизнанку. Но так ли это?
Глава 2: Экспедиция в подземелье.
Сегодня усыпальница — часть экспозиции Историко-мемориального музея Демидовых. Если приобрести билет на экспозицию музея, то можно осмотреть и его. И это, пожалуй, самый интригующий пункт нашей программы.
Вперед, мои любопытные искатели сокровищ! Если не боитесь, Демидовы цепко охраняли свое богатство. Вот как пишет Алексей Иванов в своей книге «Невьянская башня» как Демидовы охраняли свои подземные ходы:
— …Да, Васенька. Мы с Прошкой пожениться уговаривались, я к нему через подземелье бегала… Батюшка узнал, испугался, что я дяде Акинфию его тайны выдам, и ударил меня… Неладно у него со мной получилось.
Прошка, старший сын Акинфия Никитича, жил в новом доме у бабушки Дуси, а Танюшка, понятно, жила в доме отца. Дома соединялись подземным ходом. По нему Танюшка и пробиралась на свидания с Прошкой. Там Никита Никитич и поймал её, там и бил до полусмерти. Вытащил уже умирающую…
Но мы с Вами не из пугливых! Вот сотрудник музея огромным ключом отворяет двери усыпальницы. Вы делаете шаг внутрь и начинаете спускаться по узкой, крутой винтовой лестнице, ощущая прохладу и запах старины.
Своды становятся всё ниже, и вот уже на входе в сам склеп вам приходится низко поклониться — не только из уважения, но и буквально, чтобы не удариться головой о камень.
Что же Вы увидите внутри? Описывать это — лишать вас главного впечатления. Это нужно пережить самому: ощутить вес истории, прикоснуться взглядом к местам последнего упокоения великих людей, почувствовать ту грань, где заканчивается материальная жажда клада и начинается подлинное, нематериальное наследие. Предлагаю Вам посетить это место самим и потом поделиться отзывами.
Глава 3: Железное сердце храма
Но вернёмся к самому храму. Его история не менее уникальна, чем история склепа. Николо-Зарецкая церковь, отстроенная в камне Акинфием Демидовым с 1730 года, была не просто культовым сооружением. Это был памятник инженерной мысли и металлургического могущества рода.
Как писал тульский историк Иван Афремов, храм был «построен почти весь на железе». Вплоть до 1930-х годов он считался единственным в стране, обладавшим столь богатым «комплексом металлического оборудования культового здания». От ограды до конструкций — всё говорило о том, что создал этот храм не просто благотворитель, а величайший металлозаводчик своей эпохи.
На высоте второго этажа, огибая храм с наружной стороны по периметру, шла крытая железная галерея. Она соединялась с колокольней мостиком, по которому гуляли люди. Сразу было видно, что недостатка в железе люди, строившие храм, не испытывали.
От галереи в наше время сохранилась дверь на втором этаже колокольни, выходящая в никуда.
Глава 4: Охота за сокровищами: не только наше хобби
Наши с Вами поиски — лишь эхо масштабной «охоты», которая велась десятилетиями. Самый известный случай — деятельность Тульского НКВД в 1934 году. Сотрудники госбезопасности целенаправленно искали сокровища Демидовых: вскрывали полы в самом Николо-Зарецком храме, обследовали склепы, простукивали стены в поисках тайников. Что они нашли (или не нашли) — до сих пор покрыто завесой архивной тайны.
Искали не только официально. Слухи о демидовских кладах будоражили умы многих поколений туляков. Ведь богатство рода было баснословным! Недаром Демидовы были известными меценатами: Прокопий основал Нескучный сад в Петербурге и Московский воспитательный дом, а Павел учредил престижнейшую Демидовскую премию — весомую научную награду дореволюционной России.
В чём же главное сокровище?
Итак, мы прошли весь путь. Осмотрели место, где стоял дворец. Расшифровали намёки Невьянской башни в тульской колокольне. Заглянули в сердце тайны — родовой склеп. Нашли ли мы сундуки с золотом? Увидели ли сияние бриллиантов в темноте подземелий?
Нет. И, скорее всего, материальных кладов, о которых грезили столетиями, здесь уже нет.
Но мы нашли кое-что более ценное. Главное сокровище Демидовых в Туле — это не золото, зарытое в землю. Для туляков — это вклад Демидовых в развитие оружейного и металлургического производства в Тульском регионе. Благодаря этому мы теперь можем уверенно сказать: «Тула—оружейная столица России».
Это наследие нельзя украсть, потерять или закопать. Вот оно, самое настоящее, нерукотворное и вечное сокровище Демидовых.
Наша прогулка окончена. Но поиски — нет. Ведь история Тулы полна и других имён: Баташовы, Ливенцы, Лугинины... Сокровища каких ещё знатных туляков Вам хотелось бы поискать в следующий раз? Делитесь своими идеями в комментариях!
Отдельная благодарность сотрудникам Историко-мемориального музея Демидовых за предоставленную информацию.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые маршруты и исторические расследования. Всем хорошего настроения и новых открытий!