Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

Кира Заславская: «Новые препараты станут лидерами в лечении диабета»

Сейчас в России около 5,6 млн пациентов с диагнозом диабет, об этом ТАСС рассказала заслуженный врач РФ, академик РАН Наталья Мокрышева. Она уточнила, что реальное число заболевших может достигать 12 млн: многие еще не знают о своем заболевании. На этом фоне особенно актуальными становятся разработки средств для лечения и профилактики диабета. Например, недавно российская компания «Промомед» зарегистрировала препарат Семальтара (действующее вещество семаглутид). Это таблетки класса агонистов (аналогов) глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1). Как действуют такие препараты и что востребовано на рынке лекарств от диабета в интервью «Ведомостям. Здоровье» рассказала директор по новым продуктам компании «Промомед» Кира Заславская. – Какие препараты от диабета и ожирения сейчас наиболее популярны? Есть ли среди них импортные, насколько они доступны? – Схемы лечения диабета определяются клиническими рекомендациями и включают комплексную терапию. Лечение в основном направлено на стабилизацию и к

Сейчас в России около 5,6 млн пациентов с диагнозом диабет, об этом ТАСС рассказала заслуженный врач РФ, академик РАН Наталья Мокрышева. Она уточнила, что реальное число заболевших может достигать 12 млн: многие еще не знают о своем заболевании. На этом фоне особенно актуальными становятся разработки средств для лечения и профилактики диабета. Например, недавно российская компания «Промомед» зарегистрировала препарат Семальтара (действующее вещество семаглутид). Это таблетки класса агонистов (аналогов) глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1). Как действуют такие препараты и что востребовано на рынке лекарств от диабета в интервью «Ведомостям. Здоровье» рассказала директор по новым продуктам компании «Промомед» Кира Заславская.

– Какие препараты от диабета и ожирения сейчас наиболее популярны? Есть ли среди них импортные, насколько они доступны?

– Схемы лечения диабета определяются клиническими рекомендациями и включают комплексную терапию. Лечение в основном направлено на стабилизацию и коррекцию гликемического профиля: показателей глюкозы в крови и инсулина. Современные средства позволяют корректировать параметры углеводного обмена, снижать инсулинорезистентность (т.е. повышать восприимчивость организма к своему инсулину), улучшать состояние сердечно-сосудистой системы и почек, которые часто страдают от повышенного уровня сахара в крови. Ведь основная цель – как раз предотвратить развитие осложнений.

Долгое время препаратом первой линии терапии диабета был метформин, для которого до сих пор открываются новые и новые эффекты: от долголетия у пожилых до недавно открытого усиления потока глюкозы из крови в просвет кишечника. Но в настоящее время фокус смещается и в качестве первой линии все чаще назначают либо агонисты ГПП-1 (семаглутид), либо ингибиторы SGLT-2 (например, эмпаглифлозин или дапаглифлозин), особенно при наличии сердечно-сосудистых заболеваний, почечной недостаточности или сердечной недостаточности. И вот препараты из группы ингибиторов SGLT-2 – это, как раз, препараты иностранного производства.

Важно отметить, что эффекты инкретинов (гормонов желудочно-кишечного тракта, таких как глюкагоноподобный пептид и его аналог семаглутид) привлекают все большее внимание исследователей и врачей, поскольку только эта группа препаратов влияет на все кардио-метаболические параметры при диабете, причем крупные исследования, например, серия исследований Pioneer с участием более 9000 пациентов, продемонстрировали преимущества семаглутида над другими группами сахароснижающих препаратов. А так называемые инкретиновые двойные агонисты (например, тирзепатид, который одновременно связывается с рецепторами и ГПП-1 и ГИП) в ряде исследований показали даже преимущества по сравнению с инсулином. То есть можно предположить, что приоритетным выбором при лечении диабета в ближайшее время все будут препараты этой группы.

– Российские производители уже выпускают препараты этой группы?

– Да, сейчас благодаря отечественным разработкам, в России доступны все возможные варианты терапии агонистами ГПП-1 и двойными агонистами в инъекциях, например, Велгия, Семуглин с действующим веществом семаглутид или тирзепатидом, например Мунджаро, Тирзетта. Но до декабря 2025 г. у нас не было пероральных форм этих лекарств. Теперь появились и таблетки.

– В чем преимущество таблетированной формы перед инъекционной, кроме удобства применения?

– Главное, что широкий выбор лекарственных препаратов дает возможность подбора персонофицированной терапии. А в современной медицине есть два главных тренда – профилактика осложнений и индивидуальный подбор лечения для каждого пациента. Теперь у российских врачей есть все инструменты лечения сахарного диабета и ожирения, которые в принципе существуют в мире. Многие пациенты боятся уколов и пероральные формы для них – единственная возможность соблюдать рекомендации врача. Более того, для целого ряда пациентов таблетированная форма более безопасна, чем инъекционная. Ведь у людей с диабетом нередко встречается нейропатия и другие сопутствующие заболевания, из-за которых ставить себе уколы сложнее: у них могут дрожать руки и т.д. Таблетированую форму проще встроить в комплексную терапию,в том числе для поддержания достигнутых результатов после завершения применения инъекций. Причём при лечении не только диабета, но и ожирения. Потенциал развития у таблеток еще очень большой.

– Как санкции влияют на работу российских компаний? Насколько усложнились закупки оборудования и сырья?

– Трудно и не очень корректно комментировать, как та или иная компания решает вопросы импорта сырья и материалов. На примере «Промомед» могу сказать, что мы приложили много усилий, чтобы углубить локализацию производства и добиться полного цикла (от субстанции до готовой формы) для большинства препаратов. Мы освоили многостадийные синтезы для важнейших препаратов портфеля и покупаем именно реагенты, а не субстанции. Стараемся не привязываться к одному поставщику. Сырье и реагенты можно закупать в Китае, Индии – эти страны поставляют их на весь мир, в том числе для фарм-гигантов, у нас также есть и европейские материалы, поставки которых осуществляются регулярно.

– Некоторые диабетические лекарства пациентам выдают бесплатно, для этого проводятся госзакупки. Какая сейчас ситуация с ними?

– Государственные закупки определяются федеральным и региональным бюджетами и потребностью региона в том или ином лекарстве. Когда на рынке есть только импортные препараты по высокой цене, это, конечно, создает свои сложности. Сейчас, насколько мы видим, жалобы на льготное обеспечение в некоторых регионах бывают, в том числе и на противодиабетические препараты, например, из группы ингибиторов SGLT-2. Мы видим своей задачей – повышение доступности современной и востребованной терапии, и считаем, что развитие отечественных инноваций – важный шаг в улучшении лекарственного обеспечения.

– Многие средства для лечения диабета назначают также для терапии ожирения, которое, увы, встречается все чаще. Как лекарства могут помочь в решении этой проблемы (наряду с контролем образа жизни)?

– Дело в том, что коррекция параметров обмена веществ при диабете способствует снижению веса. При этом без медикаментозной поддержки при ожирении организм как-будто выстраивает преграды для похудения: повышается выработка гормонов голода, например, грелина, снижается выработка гормонов насыщения, например, адипонектина. Зоны головного мозга, отвечающие за пищевое поведение, сильнее активируются при виде вкусной еды и при ее употреблении. Рецепторы ГПП-1 расположены в самых разных органах и тканях. Их активация приводит к регуляции выработки инсулина, усвоению глюкозы, контролю пищевого поведения. Поэтому инкретины замечательно работают и в лечении диабета, и в отношении коррекции веса. Так в исследованиях показано, что таблетки семаглутида позволяют улучшить параметры углеводного и липидного обменов, но и добиться выраженного снижения веса, снижения калорийности суточного рациона и уменьшения количества перекусов. Это способствует закреплению правильных привычек питания и сохранению результата.

Одновременно с терапией ожирения удается значительно снизить риск развития сахарного диабета.

– Расскажите о профилактике подробнее. Какое место она занимает в борьбе с диабетом? И как препараты для лечения диабета могут снизить риски его появления?

– Прозвучит банально, но лучшая профилактика сахарного диабета – это регуляция веса и соответствующие изменения в образе жизни. Это отражено в мировых и российских клинических рекомендациях. Лекарства помогают в корректировке обмена веществ, а значит нормализуется выработка инсулина и усвоение глюкозы, снижается нагрузка на бета-клетки поджелудочной железы, уходит системное воспаление. Снижение веса на 5–10% доказано предотвращает развитие целого ряда заболеваний. А если мы говорим про диабет, есть данные о снижении риска его развития на 96% при приеме, например, тирзепатида.

– Как, на ваш взгляд, сфера производства диабетических препаратов будет развиваться в ближайшие годы? Какие еще новинки могут появиться?

– Следующим словом в развитии терапии диабета будет применение тройных агонистов. Речь идет о препаратах-агонистах глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1), глюкозозависимого инсулинотропного полипептида (ГИП) и глюкагона.

В целом, открытие инкретиновой системы и ее влияния на метаболизм – безусловно, новый шаг в развитии медицины. Это целое направление, возможность для поиска механизмов корректировки обмена веществ. Тот же тирзепатид уже показал высочайшую эффективность контроля за уровнем глюкозы и инсулина.

На рынок будут выходить и пролонгированные формы препаратов. Например, лекарства, которые можно будет применять раз в две недели, а в будущем – раз в месяц. Все это расширит возможности для контроля метаболических показателей, для поддержания веса. Кроме того, новые лекарства будут удобнее в использовании, что тоже повысит качество жизни пациентов.

А главное – новые препараты уже демонстрируют то, что в медицине называется плейотропным эффектом: возможность воздействовать одновременно на разные органы и системы. По итогам исследований мы уже видим, что семаглутид улучшает состояние печени, например, при жировом гепатозе, и суставов, снижает риски развития сердечно-сосудистых осложнений, исследуется в терапии зависимостей. У такого лечения действительно много положительных побочных эффектов, в самом хорошем смысле. Я уверена, что аналоги инкретинов (семаглутид. тирзепатид и препараты следующих поколений) в ближайшее время станут и на много лет останутся лидерами в терапии сахарного диабета и ожирения.

Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram

Читайте также:

Ардашев выиграл скиатлон и одержал седьмую победу в сезоне Кубка России

Хоккеисты и крупная американская лига провели переговоры на фоне забастовки

В Москве простились с основательницей РЕН ТВ Иреной Лесневской