Найти в Дзене

🎵 Н

 С. Гуляницкая. Введение в современную гармонию Рассказываем о содержании одного из ключевых пособий по гармонии в музыке XX века и его авторе. 🔵Важнейшим этапом курса гармонии является знакомство с многочисленными специфическими техниками композиции в музыке XX века. Несмотря на то, что непосредственно сегодня они во многом изменились, чему способствовал стремительный технически-информационный прогресс, их корень — как идейный, так и конструктивный — лежит именно в музыкальных экспериментах прошлого столетия. Кроме того, в исполнительской практике музыке XX века принадлежит отдельное место, поскольку для её интерпретации требуются особая подготовка и не только практические, но и теоретические знания. Поэтому тщательное изучение гармонических особенностей музыкального языка недавнего прошлого остаётся по-прежнему актуальным. 📖Учебник Гуляницкой является одним из первых в России учебников по гармонии в музыке первой половины XX века. Шесть глав пособия охватывают проблемы гармонии

🎵 Н. С. Гуляницкая. Введение в современную гармонию

Рассказываем о содержании одного из ключевых пособий по гармонии в музыке XX века и его авторе.

🔵Важнейшим этапом курса гармонии является знакомство с многочисленными специфическими техниками композиции в музыке XX века. Несмотря на то, что непосредственно сегодня они во многом изменились, чему способствовал стремительный технически-информационный прогресс, их корень — как идейный, так и конструктивный — лежит именно в музыкальных экспериментах прошлого столетия. Кроме того, в исполнительской практике музыке XX века принадлежит отдельное место, поскольку для её интерпретации требуются особая подготовка и не только практические, но и теоретические знания. Поэтому тщательное изучение гармонических особенностей музыкального языка недавнего прошлого остаётся по-прежнему актуальным.

📖Учебник Гуляницкой является одним из первых в России учебников по гармонии в музыке первой половины XX века. Шесть глав пособия охватывают проблемы гармонии периода от момента распада позднеромантической тональности до развития серийной техники. Исследователя интересуют проблемы лада, аккордики, модальности и тональности, перехода от тональности к атональности и додекафонии, вопросы формирования серийного метода и определение характерных свойств фактуры и формы в произведениях соответствующей стилистики. Все теоретические положения подкрепляются многочисленными художественными примерами из музыки нововенцев, русских композиторов от Скрябина до Щедрина и Сидельникова, мэтров европейского авангарда, таких как Лютославский, Барток, Даллапиккола, Мессиан, Пендерецкий и других.

🔵Наталья Сергеевна Гуляницкая (род. 1927) — один из самых авторитетных исследователей и педагогов-теоретиков нашего времени, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, доктор искусствоведения. В Школу-семилетку юную ученицу принимала ещё сама Елена Фабиановна Гнесина, а рекомендацию избрать музыку профессией она получила от С. С. Скребкова. Примечательно, что настоящее пособие автор посвятила своему руководителю по кандидатской диссертации — Юрию Николаевичу Тюлину. Кроме «Введения в современную гармонию» Гуляницкая также создала такие труды, как «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века» (2002), «Русская музыка: Становление тональной системы. ХI–ХХ вв.» (2005), «Методы науки о музыке» (2009, печатная версия, электронная версия) и другие.