2025 год, ознаменованный 80-летием Победы в Великой Отечественной войне, подходит к концу. В его завершении делимся историей ещё одного конструктора, который совсем юным сражался на фронте с немецкими захватчиками, а уже в мирное время создавал уникальную морскую подводную технику в конструкторском бюро ОСК «Малахит».
Большую часть своей жизни Сергей Александрович Дементьев посвятил работе в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит». Здесь он трудился четыре десятка лет.
Будущий кораблестроитель родился и вырос в Архангельске. В 1940-м окончил школу и поступил в педагогический институт. Но уже спустя год безмятежная студенческая пора прервалась. Когда фашисты напали на Советский Союз, восемнадцатилетнего Сергея Дементьева призвали в армию. Сначала молодого человека направили на обучение в Борисовское военно-инженерное училище, а затем на фронт.
Сергей Александрович прошёл всю войну. Служил в должности командира взвода первой инженерно-сапёрной бригады и шестой штурмовой инженерно-сапёрной бригады. Принимал участие в боях на Карельском, 1 и 2 Украинском, 1 и 2 Прибалтийском, Ленинградском фронтах. Дважды был ранен. За боевые заслуги награждён орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны II степени и медалью «За отвагу».
После демобилизации, в 1946 году, Сергей Александрович поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, а спустя пять лет начал трудовой путь в Центральном конструкторском бюро № 16. На предприятии от молодого специалиста на должности конструктора вырос до главного конструктора проектов.
За время профессиональной деятельности Сергей Александрович внёс значимый вклад в развитие отечественного подводного кораблестроения. Он принимал участие в проектировании первых дизель-электрических подводных лодок, вооружённых баллистическими ракетами, проектов АВ611, 629 и 629А. Курировал разработку подводных лодок для испытаний перспективных образцов радиоэлектронного вооружения. Обеспечивал строительство подводной базы-лаборатории проекта 1840, наземных гидробарокамер ГБК и КИЖ, а также сверхмалых подводных лодок – носителей легководолазов проектов «Тритон-1М» и «Тритон-2».
Трудовые достижения Сергея Александровича не раз отмечались государственными наградами. Конструктор удостоен ордена «Знак Почёта», медалей «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».