Найти в Дзене

Дорожные переходы на зимнее время: старт дан

В северных регионах России началось поэтапное открытие сезона автозимников. Так, с 26 декабря официально разрешено движение транспорта с общим весом до 30 тонн по автозимнику «Удачный – Юрюнг-Хая». Он связывает с «большой землей» труднодоступные районы разработки алмазных рудников. А знаете ли вы, где находится самый большой в мире ледовый автозимник и что о самом экстремальном виде дорожного строительства говорят эксперты Главгосэкспертизы? Общая протяженность автозимников в Российской Федерации составляет свыше 21 тыс. км, ледовых переправ – более 500 км. Самая высокая плотность таких дорог в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Для примера, только в труднодоступные районы Якутии по зимникам завозится около 1 млн тонн жизнеобеспечивающих грузов. «Автозимники - это не пережиток прошлого, а высоко адаптивная и жизненно необходимая технология освоения экстремальных территорий. Это инженерное воплощение принципа «использовать зиму, чтобы пережить зиму». С экономической и соци
Фото: Главное управление МЧС России по Чукотскому автономному округу
Фото: Главное управление МЧС России по Чукотскому автономному округу

В северных регионах России началось поэтапное открытие сезона автозимников. Так, с 26 декабря официально разрешено движение транспорта с общим весом до 30 тонн по автозимнику «Удачный – Юрюнг-Хая». Он связывает с «большой землей» труднодоступные районы разработки алмазных рудников. А знаете ли вы, где находится самый большой в мире ледовый автозимник и что о самом экстремальном виде дорожного строительства говорят эксперты Главгосэкспертизы?

Общая протяженность автозимников в Российской Федерации составляет свыше 21 тыс. км, ледовых переправ – более 500 км. Самая высокая плотность таких дорог в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Для примера, только в труднодоступные районы Якутии по зимникам завозится около 1 млн тонн жизнеобеспечивающих грузов.

«Автозимники - это не пережиток прошлого, а высоко адаптивная и жизненно необходимая технология освоения экстремальных территорий. Это инженерное воплощение принципа «использовать зиму, чтобы пережить зиму». С экономической и социальной точек зрения зимники являются «дорогами жизни» для изолированных поселков, неоценимы при освоении ресурсов, подталкивают к развитию туризм и традиционные хозяйства», - считает Виталий Гурин, главный эксперт отдела комплексной экспертизы Сибирского филиала Главгосэкспертизы России. Он также подчеркнул, что вопросы безопасности - абсолютный приоритет при создании таких объектов. Поэтому их строительство и эксплуатация строго регулируются нормативными документами. Кстати, первый в России государственный стандарт на такой вид строительства был разработан ровно пять лет назад. ГОСТ Р 58948-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания» был разработан взамен действовавших с 1989 года ведомственных строительных норм (ВСН 137-89) «Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР».

Что такое автозимники?

Согласно нормативным определениям, это сезонная автомобильная дорога, состоящая из конструктивных элементов, которые предназначены для движения транспортных средств по временно устроенной проезжей части с покрытиями изо льда, а также уплотненного снега и льда. Оборудованные зимние переправы также проходят по замерзшему льду рек и озер.

«Говоря простым языком, автозимник – это расчищенный участок трассы на местности, по которому после промерзания грунтов основания, уплотнения снежного покрова и намораживания (при необходимости) льда на участках пересечения водных преград допускается передвижение автомобильного транспорта. Причем не только техники повышенной проходимости, но и вполне обычных легковых автомобилей», - рассказал Владимир Гуляев, начальник отдела локальных экспертиз Ханты-Мансийского филиала Главгосэкспертизы.

-2

Несмотря на кажущуюся простоту устройства, автозимники - это достаточно сложные сооружения. Они так же, как и обычные автомобильные дороги, классифицируются, имеют категории, установленные параметры плана продольного и поперечного профилей.

«Иногда на определенных участках местности и при должном уходе отдельные участки автозимника оказываются лучше свежеуложенного асфальта! Правда, на многих других участках, особенно на болотах, зимник может быть похож на трассу для мотокросса», - отметил Владимир Гуляев.

По словам эксперта, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ежегодно устраиваются около 50 муниципальных зимних автомобильных дорог. Например, одни из ближайших к Ханты-Мансийску сел, Кышик и Согом, не имеют постоянных транспортных связей с окружным центром, и если до Кышика летом можно добраться водным транспортом, то Согом доступен только в зимнее время, по автозимнику. «Конечно, в этих селах есть вертолетные площадки и выполняются вертолетные рейсы, но они не могут в полной мере обеспечить потребности жителей в транспортных связях», - подчеркивает представитель Ханты-Мансийского филиала Главгосэкспертизы России.

-3

Огромное значение автозимники имеют и в освоении и обустройстве нефтяных и газовых месторождений. Причем доступ на автозимники на территории месторождений ограничен. Это необходимо для обеспечения безопасности людей и производственных объектов из-за движения крупногабаритной техники.

Одним из примеров организации зимников на промышленных объектах поделился Сергей Миронец, главный эксперт проекта Дальневосточного филиала Главгосэкспертизы России. «Еще во время работы в проектно-изыскательском институте, в составе инженерно-геодезической партии, я был в командировке на объекте по строительству газопровода до города Николаевск-на-Амуре в Хабаровском крае. Нитка газопровода проходила с одного берега на другой через Амур. В зимнее время там организуется зимник по реке. Устанавливаются соответствующие дорожные знаки, в целом очень строго следят за дорогой, достаточна ли толщина и нет ли промоин. В дни работ там регулярно ездили по зимнику на другой берег», - рассказал Сергей Миронец.

Певек – Айон: самая длинная ледовая переправа

Дорога Айон - Певек является уникальным транспортным маршрутом России. Она пролегает по льду Чаунской губы и соединяет отдаленный поселок на острове Айон и город Певек Чукотского автономного округа. Длина маршрута колеблется в зависимости от состояния льда и составляет от 90 до 120 км.

Это самый длинный ледовый автозимник в мире, который бывает открыт лишь несколько месяцев в году, когда погодные условия позволяют создать устойчивое покрытие не только по морскому льду, но также рек и озер, вечномерзлых грунтов, входящих в состав ледовой переправы. Открытие движения автотранспорта здесь допускается, когда толщина льда достигает не менее 75 сантиметров, что позволяет проезд автотранспорту весом не более 25 тонн. Это единственный путь на материк от островного поселка Айон по чукотского порта Певек.

В зимний путь

Эксперты Главгосэкспертизы имеют дело с зимниками лишь в тех немногих случаях, когда сведения о них включаются в проект обустройства месторождений и других промышленных объектов в Арктической зоне. Но многие эксперты, особенно из северных регионов, имеют богатый личный опыт использования зимников и готовы делиться не только впечатлениями, но и полезными советами.

-4

«Прежде всего, необходимо продумывать запас топлива. Ведь на автозимниках нет заправок, поэтому всегда нужно иметь при себе как обычный, так и шанцевый инструмент, иметь запас теплой одежды», - таков экспертный совет Владимира Гуляева, начальника отдела локальных экспертиз Ханты-Мансийского филиала Главгосэкспертизы. Он также отметил еще одно ключевое отличие автозимника от обычной автодороги. «Если на автозимнике вы попросите помощи у проезжающего автомобиля, или даже просто будете стоять - проезжающий мимо обязательно остановится и уточнит, не нужна ли помощь. На обычных автодорогах такое встречается, к сожалению, редко. А еще автозимник — это прекрасная возможность для любителей зимней рыбалки добраться до водоемов, которые летом не доступны ни вездеходам, ни водному транспорту!», - заметил Владимир Гуляев.

Фото автозимников - из личных архивов сотрудников Ханты-Мансийского филиала Главгосэкспертизы России