Найти в Дзене

Незабываемая выставка в Туле: Новодевичий монастырь. История и легенды

В Новогодние и Рождественские дни мне хотелось бы поделиться с вами впечатлением от волнительного события: посещения выставки Новодевичьего монастыря в Туле.
В течение полугода Государственный исторический музей (Тульский филиал) показывает тулякам и гостям города сокровища старейшего в России монастыря, который в прошлом году отметил свое 500-летие. Два небольших зала. Мне казалось, что за час можно все посмотреть. Ан нет… глянув на часы, я с удивлением обнаружила, что прошло почти два часа, а осталось «ещё немного» … В общем, почти два с половиной часа продлилось наше знакомство с сокровищами, историей и легендами Новодевичьего монастыря.
Возникновение обители связано с крупной военной и дипломатической победой России. Великий князь Василий III в затяжном конфликте с Польско-Литовским государством за старинный русский город Смоленск предпринял три военных похода. И в 1514 году Смоленск был взят русскими войсками. Князь дал обет: в случае военного успеха и присоединения к Московско

В Новогодние и Рождественские дни мне хотелось бы поделиться с вами впечатлением от волнительного события: посещения выставки Новодевичьего монастыря в Туле.
В течение полугода Государственный исторический музей (Тульский филиал) показывает тулякам и гостям города сокровища старейшего в России монастыря, который в прошлом году отметил свое 500-летие. Два небольших зала. Мне казалось, что за час можно все посмотреть. Ан нет… глянув на часы, я с удивлением обнаружила, что прошло почти два часа, а осталось «ещё немного» … В общем, почти два с половиной часа продлилось наше знакомство с сокровищами, историей и легендами Новодевичьего монастыря.

У Тульского Кремля. Филиал ГИМ рядом, на улице Металлистов. Мы с подругой вышли с выставки. И только у Кремля поняли, что даже не сняли фото «себя любимых» на фоне икон и царственных портретов… Только смотрели и смотрели, читали историю, рассматривали иконы! В полном восторге!
У Тульского Кремля. Филиал ГИМ рядом, на улице Металлистов. Мы с подругой вышли с выставки. И только у Кремля поняли, что даже не сняли фото «себя любимых» на фоне икон и царственных портретов… Только смотрели и смотрели, читали историю, рассматривали иконы! В полном восторге!

Возникновение обители связано с крупной военной и дипломатической победой России. Великий князь Василий III в затяжном конфликте с Польско-Литовским государством за старинный русский город Смоленск предпринял три военных похода. И в 1514 году Смоленск был взят русскими войсками. Князь дал обет: в случае военного успеха и присоединения к Московскому княжеству «своей отчины города Смоленска и земли Смоленские» поставить «монастырь девич у града Москвы за посадом за Дорогомиловым» во имя Пречистой Богородицы Одигитрии.

Неизвестный художник. Вид Новодевичьего монастыря. (Москва, 1770е годы). В небесах икона Богоматери Одигитрии и орёл с грамотой в клюве с надписью о построении Московского монастыря
Неизвестный художник. Вид Новодевичьего монастыря. (Москва, 1770е годы). В небесах икона Богоматери Одигитрии и орёл с грамотой в клюве с надписью о построении Московского монастыря
Фрагмент картины: в небесах Богоматерь Одигитрии.
Фрагмент картины: в небесах Богоматерь Одигитрии.

Построенный вблизи Смоленской дороги и трёх старинных переправ, монастырь принимал на себя удары крымских татар, был свидетели Смуты в начале XVII века, а при освобождении от польских интервентов в 1612 году под его стенами произошло одно из крупнейших сражений того времени.

Новодевичий монастырь был свиделось заката династии Рюриковичей и воцарения Бориса Годунова.

Неизвестный художник . Портрет царя Бориса Годунова (XVII в)
Неизвестный художник . Портрет царя Бориса Годунова (XVII в)

Монастырь стал любимым местом богомолья правителей династии Романовых и приютом царственным особам во время борьбы за власть в конце XVII века.

Наибольшего расцвета Новодевичий монастырь достиг во время правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689).

Неизвестный художник. Портрет царевны Софьи Алексеевны «в орлех». (Москва, вторая половина 1680-х годов). Царевна изображена на фоне двуглавого орла, в царском облачении и короне, с символами государственной власти — скипетром и державой. Выступая регентом малолетних братьев и стремясь придать своей власти большую весомость, царевна Софья Алексеевна стала именовать себя в грамотах рядом с именами царей «великая государыня благоверная царевна и великая княжна Софья Алексеевна, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержица».
Неизвестный художник. Портрет царевны Софьи Алексеевны «в орлех». (Москва, вторая половина 1680-х годов). Царевна изображена на фоне двуглавого орла, в царском облачении и короне, с символами государственной власти — скипетром и державой. Выступая регентом малолетних братьев и стремясь придать своей власти большую весомость, царевна Софья Алексеевна стала именовать себя в грамотах рядом с именами царей «великая государыня благоверная царевна и великая княжна Софья Алексеевна, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержица».

В 1689 году ее брат Пётр достиг совершеннолетия, царевна начала активно бороться за престол. Попытка оказалась неудачной, и царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь. Затем она предприняла ещё один мятеж против Петра, уж больно хотелось ей стать царицей. Но, как мы знаем из истории, попытка снова закончилась для неё неудачей. В 1704 году мятежная царица обрела вечный покой под сводами Смоленского собора Новодевичьего монастыря.

Неизвестный художник. Портрет царя Петра I Алексеевича (XIX век). В основе изображения молодого Петра — знаменитый портрет, выполненный Годфри Неллером в 1697 году по заказу английского короля Вильгельма III во время Великого посольства 1697-1698 гг.
Неизвестный художник. Портрет царя Петра I Алексеевича (XIX век). В основе изображения молодого Петра — знаменитый портрет, выполненный Годфри Неллером в 1697 году по заказу английского короля Вильгельма III во время Великого посольства 1697-1698 гг.

Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские войска, покидавшие разоренную Москву, хотели взорвать монастырь, но монахини смогли предотвратить взрыв.

Ниже несколько фотографий артефактов и икон. Добавлю, что на выставке много разъяснений возле каждого экспоната и описаний исторических событий.

Евангелие напрестольное. Москва, XVII век. Оклад: золото, серебро, бриллианты, рубины, сапфиры, эмаль, бархат, чеканка, золочение.
Евангелие напрестольное. Москва, XVII век. Оклад: золото, серебро, бриллианты, рубины, сапфиры, эмаль, бархат, чеканка, золочение.

Чаша водосвятная. Москва, 1581 год. Один из покаянных вкладов царя Ивана IV Грозного в монастыре после гибели его старшего сына и наследника царевича Ивана.
Чаша водосвятная. Москва, 1581 год. Один из покаянных вкладов царя Ивана IV Грозного в монастыре после гибели его старшего сына и наследника царевича Ивана.
Царь Иван Грозный держал в руках эту чашу.
Царь Иван Грозный держал в руках эту чашу.
Крест Напрестольный. Москва, 1678 год. Вклад монахинь Новодевичьего монастыря в Покровскую церковь
Крест Напрестольный. Москва, 1678 год. Вклад монахинь Новодевичьего монастыря в Покровскую церковь
Икона «Благоверный царевич Димитрий Угличский». На иконе изображены угличские события 15 мая 1591 года, связанные с убиением царевича, младшего сына царя Ивана Грозного. После смерти отца, царевич вместе с матерью Марией Дмитриевной Нагой и родственниками жил в Угличе. Умер от ножевого ранения в горло. Молва приписала убийство царевича Борису Годунову. В 1606 году при царе Василии Шуйском был канонизирован «Святой благоверный царевич Дмитрий Углицкий, невинно убиенный»
Икона «Благоверный царевич Димитрий Угличский». На иконе изображены угличские события 15 мая 1591 года, связанные с убиением царевича, младшего сына царя Ивана Грозного. После смерти отца, царевич вместе с матерью Марией Дмитриевной Нагой и родственниками жил в Угличе. Умер от ножевого ранения в горло. Молва приписала убийство царевича Борису Годунову. В 1606 году при царе Василии Шуйском был канонизирован «Святой благоверный царевич Дмитрий Углицкий, невинно убиенный»
Икона Богоматерь «Троеручница». Москва, 1680-е годы. На полях оклада тридцать поясных изображений святых и архангелов. Келейная икона царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра Первого и матери царевича Алексея. Относится к царскому периоду ее жизни и, вероятно, была ее венчальной иконой. (Келейна происходит от слова келья. Келейная икона - можно сказать, личная.)
Икона Богоматерь «Троеручница». Москва, 1680-е годы. На полях оклада тридцать поясных изображений святых и архангелов. Келейная икона царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра Первого и матери царевича Алексея. Относится к царскому периоду ее жизни и, вероятно, была ее венчальной иконой. (Келейна происходит от слова келья. Келейная икона - можно сказать, личная.)
Икона «поклонение кресту» (Кийский крест). Поморье, 1780 год. Крест-мощевик — копия Животворящего древа Креста Господня, обретенного равноапостольной Еленой, матерью Константина Великого. Изображение Кийского креста с предстоящими святыми Константином и Еленой, царём Алексеем Михайловичем и царицей Марией Ильиничной, а также патриархом Никоном, приписывается царскому изографу Ивану Салтанову.
Икона «поклонение кресту» (Кийский крест). Поморье, 1780 год. Крест-мощевик — копия Животворящего древа Креста Господня, обретенного равноапостольной Еленой, матерью Константина Великого. Изображение Кийского креста с предстоящими святыми Константином и Еленой, царём Алексеем Михайловичем и царицей Марией Ильиничной, а также патриархом Никоном, приписывается царскому изографу Ивану Салтанову.
На фото часть надгробного иконостаса царевны Софьи Алексеевны. В центре икона Богоматерь Иверская. Москва, середина XVII века.
На фото часть надгробного иконостаса царевны Софьи Алексеевны. В центре икона Богоматерь Иверская. Москва, середина XVII века.
Ирмологион нотный. 1660 год. Бумага, чернила, киноварь. Рукописные нотные Ирмологионы, созданные в Новодевичьем монастыре в 1660-1680 годах, по всей видимости, являются ранними образцами нового типа церковного пения в России.
Ирмологион нотный. 1660 год. Бумага, чернила, киноварь. Рукописные нотные Ирмологионы, созданные в Новодевичьем монастыре в 1660-1680 годах, по всей видимости, являются ранними образцами нового типа церковного пения в России.
Четвероевангелие. Иллюминировано изографиями Оружейной палаты. Москва, 1681 год. Это Евангелие было с золотым окладом — вклад сестры царя Алексея Михайловича царевны Татьяны Михайловны в Новодевичий Монастырь. В настоящее время оклад хранится в Оружейной палате Московского Кремля, а само Евангелие в Новодевичьем монастыре.
Четвероевангелие. Иллюминировано изографиями Оружейной палаты. Москва, 1681 год. Это Евангелие было с золотым окладом — вклад сестры царя Алексея Михайловича царевны Татьяны Михайловны в Новодевичий Монастырь. В настоящее время оклад хранится в Оружейной палате Московского Кремля, а само Евангелие в Новодевичьем монастыре.
Икона Богоматерь «Взыграние младенца». Москва, конец XVII века. «Взыграние Младенца» — один из вариантов иконографического типа Богоматери «Умиление»
Икона Богоматерь «Взыграние младенца». Москва, конец XVII века. «Взыграние Младенца» — один из вариантов иконографического типа Богоматери «Умиление»
Карп Золотарев. Икона Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София. Москва, Оружейная палата, 1685 год. Карп Золотарев 1656-ок.1700) — иконописец и резчик по дереву, мастер Оружейной палаты. Святые девы на иконе имеют портретное сходство с царевнами Милославскими, оставшимися под покровительством из старшей сестры царевны Софьи Алексеевны.
Карп Золотарев. Икона Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София. Москва, Оружейная палата, 1685 год. Карп Золотарев 1656-ок.1700) — иконописец и резчик по дереву, мастер Оружейной палаты. Святые девы на иконе имеют портретное сходство с царевнами Милославскими, оставшимися под покровительством из старшей сестры царевны Софьи Алексеевны.

Икона Иоанн Предтеча. Северные Балканы, XV век. Вклад после смерти инокини Александры (в миру царицы Ирины Фёдоровны Годуновой в Новодевичий монастырь.
Икона Иоанн Предтеча. Северные Балканы, XV век. Вклад после смерти инокини Александры (в миру царицы Ирины Фёдоровны Годуновой в Новодевичий монастырь.

В статье я показала лишь малую часть икон и артефактов, представленных на выставке. Вообще это событие уникальное, так как впервые сокровища Новодевичьего монастыря представлены за пределами столицы.
Мы с подругой, укутавшись потеплее, не обращая внимание на метель, сели на электричку и приехали в Тулу. Успели! Выставка заканчивается 12 января. Поэтому, если кто не успел, у кого есть возможность в дни новогодних каникул посетить Тулу, не пожалейте времени и постите выставку. Вы познакомитесь с редчайшими памятниками XVI-XVII веков, увидите вклады в монастырь царей Ивана Грозного и Бориса Годунова, келейные иконы русских цариц, произведения русского церковного искусства. Это впечатляет!
Добавлю лишь, что в 1994 году обитель снова начала возрождаться после долгого закрытия (кстати, то, что на территории монастыря был открыт музей, помогло сохранить все святыни монастыря и шедевры православного зодчества!), а с 2004 года архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
С наступающими вас праздниками! Всех благ!
Подписывайтесь на канал, поддерживайте, ставьте лайки!