Первая часть об организации похорон здесь: https://dzen.ru/a/aTfquBeg5Xc_3kQa
После траурной церемонии и всобщего горя последовала даже реакция религиозных деятелей. Несмотря на хорошо известное атеистическое мировоззрение самого Владимира Ильича. Русская православная церковь на протяжении всей недели служила по нему панихиды. Священный Синод РПЦ выпустил официальное сообщение: «Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнёта на пути полной свободы и самоустроения. Да живёт же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетённых, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества».
Дискуссия о сохранении тела
Впервые вопрос о возможном сохранении тела вождя Политбюро обсуждало поздней осенью 1923 года. Сообщая об ухудшающемся состоянии здоровья Ленина, Иосиф Сталин говорил, что необходимо подготовиться к возможному печальному исходу, и добавил: «Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего, во всяком случае, достаточно долгое время, чтобы позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас всё-таки нет». Сталина поддержал Михаил Калинин, считавший, что Ленина нельзя похоронить как обычного человека. Идею забальзамировать тело подвергли резкой критике Лев Троцкий, Лев Каменев и Николай Бухарин. Больше к этому вопросу до самой кончины Владимира Ильича не возвращались.
Непосредственно после смерти изначально не предполагалось, что тело Ленина будут сохранять вечно. Планировалось похоронить его в отдельно стоящем склепе на Красной площади. Врач Алексей Абрикосов проводил бальзамирование с расчетом на то, что через несколько дней тело будет предано земле. Однако в ЦИК СССР поступил огромный поток телеграмм и обращений от граждан с призывом сохранить тело Ильича хотя бы на более продолжительный срок. 23 января комиссия по организации похорон обсуждала два варианта: захоронение в закрытом замурованном гробу или в открытом.
25 января Политбюро подготовило проект постановления для Президиума ЦИК СССР, который был утвержден на следующий день. В нем говорилось: «Идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями и обращениями в ЦИК Союза ССР и в целях предоставления всем желающим, которые не успеют прибыть в Москву ко дню похорон, возможности проститься с любимым вождём, Президиум Центрального Комитета Союза ССР постановляет: 1. Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения. 2. Склеп соорудить у Кремлёвской стены на Красной площади среди братских могил борцов Октябрьской революции». Против идеи мумификации тела решительно выступили родственники Ленина — его брат Дмитрий Ильич и сестры Анна и Мария Ильиничны. Резко негативно отреагировала и супруга, Надежда Константиновна Крупская, которую удалось уговорить на бальзамирование лишь как на временную меру.
Великая клятва и увековечивание памяти
26 января 1924 года открылся приуроченный к смерти Ленина II Всесоюзный съезд Советов. Открывал его генеральный секретарь РКП(б) Иосиф Сталин речью, которая вошла в историю под названием «Великая клятва». В своей речи, наполненной религиозной лексикой и имеющей четкий, почти литургический ритм, Сталин рефреном повторял клятву выполнить завещанные Лениным заповеди. Бывший семинарист обещал «держать высоко и хранить в чистоте великое звание члена партии»; «хранить единство партии как зеницу ока»; «хранить и укреплять диктатуру пролетариата»; «укреплять всеми силами союз рабочих и крестьян»; «укреплять и расширять союз советских республик»; «укреплять и расширять союз трудящихся всего мира — коммунистический интернационал». Речь имела огромный пропагандистский эффект.
В память о Ленине съезд принял решение о переименовании Петрограда в Ленинград (это название города продержалось до 1991 года). Получив известие о кончине вождя, петроградские рабочие просили похоронить его в их городе, «колыбели трех революций». Однако решение о захоронении в Москве было окончательным. Местные партийные руководители предложили переименовать Петроград в город Ленина. Эту идею активно поддержал председатель Петросовета Григорий Зиновьев, и съезд ее утвердил. При этом некоторые рабочие были недовольны названием «Ленинград» и предлагали более короткий вариант — «Ленин». Вслед за северной столицей по всей стране на местном уровне стали массово переименовывать улицы и площади в честь Ленина. Съезд также предписал установить памятники Ленину в Москве, столицах союзных республик, а также в Харькове, Тифлисе, Минске, Ленинграде и Ташкенте. И теперь нет города или более или менее крупного центра без памятника вождю. Институту Ленина было поручено подготовить к изданию полное собрание сочинений Владимира Ильича и резко увеличить количество публикаций его произведений и биографических работ о нем.
Церемония погребения
В полночь 26 января Дом Союзов закрыли для посещения. К семи утра оттуда вынесли все венки и цветы, а с половины восьмого стали собираться лица, задействованные в церемонии похорон: ближайшие родственники и друзья Ленина, высшие партийные и государственные чины.
Церемония началась в 8:00 в Колонном зале. Почетные караулы, состоявшие из высших должностных лиц, сменяли друг друга. Перед выносом гроба оркестр исполнил траурный марш, третью симфонию Бетховена, траурный марш Шопена, а затем пролетарский гимн «Интернационал». В 9:00 по команде «Смирно» знамена были приспущены, и Сталин с Зиновьевым вместе с шестью рабочими вынесли гроб на переполненную скорбящими людьми Большую Дмитровку. Вскоре их сменили Каменев и Калинин. Траурная процессия двинулась через площадь Свердлова (ныне Театральная) на Красную площадь.
В 9:43 гроб установили на специальный помост перед временным деревянным мавзолеем. Начался траурный митинг, с речью на котором выступил приехавший из Петрограда заместитель Зиновьева по Петросовету Григорий Евдокимов, выбранный для этой миссии благодаря своему невероятно зычному и мощному голосу. Его речь была наполнена пафосом и риторикой революционной борьбы. После митинга прошел небольшой траурный парад, состоявший из кавалерийского отряда и отряда артиллерийских запряжек, которые пронеслись на полном ходу. После этого в течение шести часов, несмотря на невероятно сильный мороз, скорбящие граждане проходили мимо гроба, чтобы в последний раз проститься с Ильичом. Как писала газета «Правда», «Многие колонны проходят площадь во главе с оркестрами. Время от времени в рядах демонстрантов раздаются истерические вопли женщин. Слышны рыдания и в рядах, окружающих тесным кольцом место похорон».
27 января 1924 года в Москве стояли беспрецедентные морозы, столбик термометра опустился до отметки минус 35 градусов. Из-за этого детям было строго запрещено участвовать в похоронных мероприятиях. Люди, собравшиеся на улицах в ожидании своей очереди пройти на Красную площадь, грелись у костров. В 15:55 знамена ЦК и Коминтерна убрали с гроба. На Спасской башне Кремля часы пробили четыре раза, и вслед за этим прозвучал траурный марш. Раздались артиллерийские залпы. Одновременно в течение трех минут по всей стране выли фабричные и заводские сирены, свистели паровозы и пароходы. Сталин, Зиновьев, Каменев, Молотов, Бухарин, Томский, Рудзутак и Дзержинский подняли гроб и ровно в 16:00 опустили его в подготовленный склеп. В этот момент по всей стране на пять минут было остановлено любое движение. Поезда и корабли замирали в пути, чтобы почтить память вождя. Ровно в 16:00 по радио и телеграфу по всему Союзу был передан сигнал: «Встаньте, товарищи, Ильича опускают в могилу!». Одновременно с Москвой траурные церемонии и митинги проходили во всех городах и населенных пунктах Советского Союза, а также во многих городах за рубежом. В только что переименованном Ленинграде траурная демонстрация, собравшая 750 тысяч человек, на Марсовом поле разожгла 53 костра — по числу лет, прожитых Владимиром Ильичом.
Ленинский призыв в партию
Накануне смерти Ленина, 19 января 1924 года, XIII конференция РКП(б) утвердила план по набору 100 тысяч новых членов партии из числа рабочих. Через несколько дней умер Ленин, и этот набор получил название «ленинского призыва». В воззвании пленума ЦК уже говорилось о том, что партия — это «коллективное воплощение Ленина». Была развернута беспрецедентная идеологическая кампания, призывавшая вступить в партию, чтобы «искупить смерть вождя массовой работой». Культ личности Ленина начал формироваться еще при его жизни, когда стало известно о его тяжелой болезни. На протяжении 1923 года выходили многочисленные сборники статей о нем и сборники его текстов. После 21 января вся периодическая печать неделю писала исключительно о Ленине, публикуя биографические материалы, воспоминания современников и осмысляя его образ. Так начала формироваться «лениниана» — особый жанр литературы и искусства. «Ленинский призыв» возымел огромный эффект. Поток заявлений о вступлении в партию многократно превысил плановые 100 тысяч человек. К февралю 1924 года поступило около 130 тысяч заявлений, а к 10 марта их число достигло уже 204 тысяч. Этот массовый набор, курируемый «тройкой» Сталин — Зиновьев — Каменев, значительно увеличил число сторонников генеральной линии ЦК и укрепил их позиции в борьбе с внутрипартийной оппозицией.
Траурные мероприятия переросли в нечто большее — они положили начало тщательно сконструированному и глубоко сакрализированному культу Ленина, который стал светской религией нового государства. Мавзолей на Красной площади превратился в главную святыню страны, а образ «вечно живого» Ильича — в мощнейший идеологический инструмент, который использовался для консолидации общества и легитимации власти на протяжении всего существования СССР. Смерть вождя также стала мощнейшим катализатором внутрипартийной борьбы. Она расставила всех по своим местам, выявила амбиции и просчеты ключевых фигур, в первую очередь Троцкого и Сталина. «Великая клятва» последнего оказалась не просто траурной речью, а программным заявлением и началом его пути к единоличной власти. «Ленинский призыв» укрепил ряды партии сторонниками «генеральной линии», размыв старую ленинскую гвардию.
История распорядилась так, что мавзолей на Красной площади превратился в самый противоречивый символ нашей эпохи. Многие пророчества о его судьбе уже сбылись, однако вопрос окончательного захоронения тела Ленина по-прежнему расколот в общественных дебатах. Эта дискуссия давно вышла за рамки исторической и политической плоскости. Помимо того, что содержание усыпальницы ежегодно обходится бюджету в десятки миллионов рублей, не теряет своей остроты и моральный аспект: уместно ли в современном обществе публичное хранение останков человека, сколь бы значимой ни была его фигура, как считаете? Есть в вашем городе памятники Ленину, улица Ленина? Есть место на карте России, где нет ничего связанного с ним? Расскажите об этом уникальном месте!
Спасибо за то, что читаете. Лайки и подписка помогают развитию канала.