Дарья Шувалова — одна из самых известных и любимых солисток Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ/НОВАТ). А с 2023 года она не только признанный лидер оперной команды театра, но еще и занимает официальную должность руководителя труппы. «Континент Сибирь» поговорил с ней о новогодней оперной феерии, значимых для театра событиях уходящего года и творческих ожиданиях.
— Судя по афише, в конце декабря и начале января у артистов новосибирской оперы очень плотный график. Начиная с 29 декабря концерты солистов театра на малой сцене идут чуть не ежевечерне, а 31 декабря и днем, и вечером. Певцы справятся с нагрузкой?
— Концерт называется «Зимний вечер в НОВАТе», и он стал еще одной новогодней традицией для нашего театра. Большая сцена в этот период отдана балету «Щелкунчик», а мы, творческими силами оперной труппы, придумали и подготовили свое новогоднее предложение. Концерт проходит в формате «Голубого огонька», но с оперной ноткой. Программа этих зимних вечеров разнообразная, мы стараемся охватывать большой диапазон — от сложных оперных арий до всеми любимых песен. В прошлом году на этих выступлениях были задействованы только солисты, а в этот раз к ним присоединится наш хор. Так что от года к году участников становится больше, а представление — масштабнее. Выступать артисты будут под живую музыку, в исполнении камерного ансамбля «Музыка для нас» под руководством Натальи Жук. Мы давно с ними сотрудничаем и довольны нашим тандемом.
Что же касается интенсивности выступлений, то тут важно понимать, что новогодний период — это самая горячая пора для театров. Так что такая нагрузка ожидаема. Все наши артисты и оперы, и балета готовы к подобному расписанию на этот месяц. Для нас самое важное — подарить зрителю приятные впечатления и то самое праздничное настроение, чтобы люди зарядились на весь период новогодних каникул. Поэтому уже со второго января в репертуаре стоят два оперных спектакля «Летучая мышь», которые будут исполнять разные составы.
И несмотря на такой объем работы, я уверена, что мои коллеги прекрасно с ней справятся, потому что они настоящие профессионалы своего дела. Например, сейчас у нас в городе период сезонного гриппа, респираторных заболеваний, и, конечно, наши солисты тоже этому подвержены. Но недавно я была свидетелем того, как двое артистов выходили на сцену, несмотря на болезнь, и прекрасно справлялись со своими задачами. И все это делается ради того, чтобы не прекращать спектакль и не искать срочных замен.
Честно говоря, я восхищаюсь нашими певцами. Я как руководитель оперной труппы каждый раз дежурю на спектаклях и вижу, как артист, который только за кулисами едва говорил, на сцене исполняет свою партию так, словно это его лучший спектакль. Это определенная жертва, ведь для выступления в больном состоянии артист пользуется специальными лекарствами, отрабатывает спектакль, а потом четыре дня вообще не говорит. Это издержки нашей профессии. Есть цветы, поклонники, зрители, аплодисменты, а есть и другая сторона этой медали. Но наши артисты всегда хотят работать и дарить праздник новосибирским зрителям.
— Подробности программы новогодних концертов уже известны?
— Программа будет опубликована на сайте, хотя сейчас уже билетов осталось мало. Каждый год их практически полностью раскупают заранее, что говорит о признании этого формата новосибирцами. Я считаю, что люди, которые все же успели приобрести билеты, настоящие счастливчики, ведь их вниманию будет предложена широкая музыкальная палитра.
Важно заметить, что концертная деятельность в нашем театре сложна тем, что нам нужно каждый раз придумывать нечто новое. Так происходит потому, что Новосибирск — все-таки пока не настолько туристический город, как Москва или Санкт-Петербург, где очень много людей, приезжающих на праздники. Это значит, что там в театрах публика постоянно меняется. А в Новосибирском оперном театре уже сложившаяся аудитория, много узнаваемых лиц. И, конечно, не хочется своему любимому зрителю показывать каждый год одинаковую программу, а хочется его удивлять и радовать. Это касается не только самого репертуара, но и других мелочей, включая даже платья, в которых выступают солистки. Мы каждый раз придумываем новые номера, меняем состав вокалистов, воплощаем в жизнь новые амплуа, используем интересные находки. В такой работе требуются постоянное обновление и совершенствование. Но это окупается, когда после выступления мы получаем теплые благодарности от зрителей, и ради этого хочется творить снова и снова.
— На оперные концерты в малом зале за две-три недели до даты билетов уже почти нет. При такой востребованности можно ожидать концертных программ на большой сцене?
— Эти камерные концерты обладают своим очарованием. Маленький оркестр и сцена на небольшом расстоянии, близость солистов к зрителям создают особую интимную атмосферу, которой не добиться в большом зале. Однако я была бы рада, если со временем масштабные концерты перенесут на большую сцену. К тому же ведутся разговоры о переносе туда и некоторых опер. Посмотрим, как эта ситуация будет развиваться в дальнейшем.
— Давайте поговорим о том, с какими новостями оперная труппа завершает год. После определенного перерыва мы снова слышим и видим на новосибирской сцене баритона Гурия Гурьева. 18 декабря он пел в «Свадьбе Фигаро» и примет участие в новогодних концертах. Как у него дела?
— Да, одна из последних новостей — дебют нашего солиста Гурия Гурьева на сцене Метрополитен-Опера в Нью-Йорке. Гурий сейчас строит собственную международную карьеру, и мы за него очень рады. Дело в том, что для выступления в Метрополитен-Опера нужно пройти долгий и непростой путь. Это работа не одного года. Он несколько лет ездил туда только на страховку, без выхода к зрителю. Это означает, что артист приезжает на репетиции, только на подмену основного солиста, когда тот отдыхает и наблюдает за мизансценами со стороны. За это время певца, остающегося на подмене, оценивают агенты, организаторы, режиссеры и дирижеры. И только после того, как они убедятся в его компетентности и увидят его полноценное раскрытие как артиста, эти специалисты позволяют выйти новому солисту на сцену. И вот недавно, пройдя этот сложный путь, Гурий Гурьев выступил в Метрополитен-Опера в постановке «Андре Шенье». Сейчас он вернулся в Новосибирск, и его снова можно услышать на сцене НОВАТа.
Некультурная столица или Культурная недостолица: почему кто-то усомнился в потенциале Новосибирска?
Я как руководитель оперной труппы очень горжусь тем, что солисты, которые ездят куда-то, все равно возвращаются домой в Новосибирск, живут и выступают в этом городе. Благодаря этому они при работе с разными режиссерами и на разных площадках нарабатывают новый интересный опыт, а потом везут его сюда. Поэтому мы всегда радуемся, когда наши солисты востребованы и в других театрах.
Например, Никита Мухин сейчас дебютировал в Михайловском театре с партией Фигаро, а в январе у него будет дебют уже в Татарском государственном академическом театре оперы и балета им. Мусы Джалиля в этой же роли. Павел Анциферов постоянно выступает в Перми и в Красноярске. Кристина Калинина также очень востребована на разных сценах страны. А Екатерина Бегунович, еще совсем молодая солистка, в этом году была номинирована на премию «Онегин», а также пела партию Соловья в постановке, которая в этом году вошла в шорт-лист фестиваля «Золотая Маска».
— Много говорят об успехе новосибирцев в телевизионном конкурсе «Большая опера» 2025 года.
— В этом году приняли участие сразу два наших артиста. Никита Мухин дошел до предфинала, а Диана Белозор вошла в четверку финалистов и по итогу голосования взяла третье место. Это огромный успех, когда такую высокую оценку получили сразу два артиста из одного театра. По моему субъективному, но профессиональному мнению, наши солисты были самыми яркими среди участников: красивые, музыкальные, с потрясающими голосами. Они и как актеры очень сильны, что для оперы сейчас тоже важно. Это раньше солисту достаточно было иметь сильный голос и хорошо петь. А сейчас к вокалистам требования гораздо выше. Кроме хорошего исполнения, они должны быть убедительными актерами, им необходимо быть обаятельными, эстетически приятными. Наши артисты обладают всеми этими качествами. Я думаю, в том числе благодаря такому набору характеристик они покорили большинство зрителей шоу «Большая опера». Конкурс завершился, а 20 декабря Никита Мухин и Диана Белозор спели на финальном концерте в Москве. Это тоже своего рода признание: из десяти солистов, участвовавших в проекте, на концерт пригласили только шестерых. Вместе с ними пели победители прошлых сезонов.
— Сопрано Диана Белозор в Новосибирске хорошо известна, как и признанные басы из труппы театра Алексей Лаушкин, Андрей Триллер, а Никита Мухин, пополнивший «басовую фракцию», продолжает активно завоевывать внимание и интерес публики. На концерте «Возвращение в Сорренто» 25 октября он в хорошем смысле удивил зал, когда начал исполнять «Canta pe`me» — слушатели не ожидали такого голоса и отреагировали эмоциально положительно. Кстати, Лаушкин в тот же вечер превосходно спел «Malinconia d`amore» автора из Северной Италии Джованни д`Анци, который неаполитанской Ривьере предпочитал лигурийскую. Неаполитанские песни — отличная возможность явить вокальные чары, да и миланские тоже, и Мухину это удалось. У Никиты расширяется репертуар в НОВАТе?
— Зрители могут увидеть его в опере «Свадьба Фигаро», в ней он дебютировал в прошлом году. Кроме того, он единственный в труппе, кто сейчас поет партию Галицкого в постановке «Князя Игоря». Никита очень убедителен в этой роли, ярко ее исполняет, перевоплощаясь в очень обаятельного подлеца. Но я думаю, он на этом не остановится.
— Что касается партии Галицкого, то в октябре одному из нас довелось послушать баса-баритона Александра Краснова в ней в спектакле Большого театра. А до того слышали его в заглавной партии в «Риголетто» там же. Но Галицкого он спел лучше, совершенно потрясающе — а ведь это тоже бывший солист Новосибирского театра, времен 2011–2012 гг. Знающие его театральные менеджеры говорят, что он не самый простой и удобный человек. А вы помните его в театре?
— Я тогда еще студенткой была, но я его помню, да. У меня длинный творческий путь, я работала сначала артистом миманса, потом гримером, клеила усы и бороды мужскому хору. Закончив консерваторию, пришла уже как солист.
Непризрачные образы, замыслы и смыслы новосибирской оперы
— Новосибирский театр оперы и балета всегда был кузницей кадров, и уходящий год, как и предыдущий, ознаменовались заметным курсом на обновление певческого состава. Мэтры продолжают карьеру, иной раз возвращаясь издалека на привычную сцену, а им навстречу движется молодежь. Ее приход для театра принципиален?
— Действительно, Новосибирский театр оперы и балета дает шанс молодым солистам. Это получилось само собой, но мне очень нравится сложившаяся тенденция. Часто многие театры, в особенности столичные, предпочитают иначе подходить к подбору артистов. Они требуют, чтобы для начала певец где-то показал, что он из себя представляет, и только потом ему могут предложить первую небольшую роль. А до серьезных партий придется еще дольше расти.
У нас же другой подход. Мы даем возможность молодым вокалистам проявить себя. Уже два года подряд в НОВАТе проводят масштабное прослушивание для солистов оперы. Сначала все желающие проходят онлайн-прослушивание, присылая нам заявки. За прошедшие годы нам поступало от 350 до 450 обращений со всей страны, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга, — это огромное количество людей. Мы создали специальную комиссию из нескольких человек, которые прослушивают всех солистов, выставляют свои оценки, делают резюме и даже дают участникам свои комментарии. По итогу своей работы комиссия отбирает около 50 претендентов, которых мы приглашаем на прослушивание уже в театр.
Не все, конечно, приезжают, у людей бывают разные обстоятельства, но 30–35 человек приходят. И уже из них мы выбираем от 3 до 5 человек, которых приглашаем к себе в труппу.
Только представьте, насколько глобальный поиск мы проводим среди студентов и солистов других театров. И все его участники хотят развиваться и строить свою карьеру здесь. Для меня очень важно, что столько талантливых людей видят в нашем театре потенциал для своего развития. Люди приезжают работать к нам, а в результате находят свой дом в нашем городе, в котором НОВАТ становится своего рода кораблем для их бесконечного творческого плавания.
— Уходящий год отмечен еще одним интересным проектом, который содействовал популяризации оперного искусства на региональном уровне так же, как «Большая опера» на федеральном и региональном. Речь идет об оперном фестивале Василисы Бержанской, который стартовал в начале года и продлился несколько месяцев. Комментируя этот проект, который финансировался из новосибирского областного бюджета, мы задавались вопросом, насколько он необходим региону, с учетом того, что, несмотря на определенные усилия филармонии, приоритетная оперная сцена в окрестностях все-таки находится в театре федерального подчинения. А что думают в НОВАТе, фестиваль был полезен театру?
— Безусловно. Василиса Бержанская привозит первоклассных оперных певцов. Это очень хорошо, когда мировые звезды, известные вокалисты приезжают в Сибирь и узнают этот регион. Всех пугает наше холодное название. И я тоже, родившись в южном городе Алма-Ате, в Казахстане, когда-то привыкала к местным зимам.
Бах был бы доволен. В Новосибирской консерватории сыграли то, что обычно людям не по силам
Но сейчас я уже смутно помню свою жизнь до Новосибирска. Потому что я сюда приехала поступать в консерваторию совсем юной девочкой, в 17 лет. И сегодня я точно могу сказать, что Новосибирск для меня стал родным городом. Поэтому меня радуют такие масштабные мероприятия, которые проводятся у нас в Сибири. В фестивале были задействованы и наши солисты, например, Екатерина Бегунович, Алёна Михаевич и другие. Замечательно, что Новосибирская область радеет за развитие нашей культуры и дает возможность учащимся Новосибирского музыкального колледжа и Новосибирской государственной консерватории по-настоящему окунуться в глубокий мир оперного искусства. В мои студенческие годы я о таком и мечтать не могла, потому что ничего подобного здесь на тот момент не происходило.
— Времена меняются, как вы считаете, можно ли ожидать, что мы снова увидим и услышим Бержанскую в спектаклях на сцене НОВАТа?
— Трудно что-то сказать. У нее ведь свой репертуар, в ближайшие месяцы нет спектаклей, где бы она могла бы участвовать. Однако, как мы уже говорили, солисты, которые когда-то здесь выступали и особенно начинали на нашей сцене, часто возвращаются в новосибирский театр. Например, в январе мы услышим Ивана Гынгазова, который когда-то был моим одногруппником, а сейчас уже построил мировую карьеру.
— Он будет петь в опере «Аида» 11 января. Там заявлен интересный состав с участием Дарьи Филипповой, которую мы еще не видели. Что о ней можете рассказать?
— Да, это будет дебютный выход для Дарьи Филипповой на нашей сцене. До этого она работала в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, где исполняла тоже партию Аиды. Она, будучи уже состоявшейся певицей, пришла к нам в этом году, пройдя общий отбор. Как и все остальные претенденты, Дарья прислала свою заявку, всего их в этом году было 350. Она произвела на нас впечатление на общем прослушивании. Артистичная, высокая, белокурая, с голубыми глазами! Но особенно мы оценили ее глубокий тембристый лирико-драматический голос — он как раз то, что нужно для таких партий, как, например, Аида, на которые обычно претендуют певицы взрослые, у которых, так скажем, голос максимально окреп. И очень редко таким тембром обладают молодые певицы. Я думаю, что зрителям будет интересно услышать ее в этой постановке.
Меня радует, что наш коллектив может похвастаться и опытными, состоявшимися солистами, которые уже выступали на больших сценах, и в то же время — совсем молодыми певцами. Недавно, например, к нам пришел баритон Никита Жеребненко. Сейчас он заканчивает консерваторию и уже задействован в опере «Богема». Стараемся помогать ему совмещать учебу и работу в НОВАТе. Я считаю, что необходимо создавать для артистов условия в театре, чтобы человек хотел здесь работать и совершенствоваться.
В силу своих обязанностей я часто сталкиваюсь с тем, что творческие люди могут быть непростыми, требовательными, иногда бескомпромиссными. И руководителю труппы приходится быть гибким, искать индивидуальный подход, потому что нам важно, чтобы каждый солист ощущал себя в театре, как в теплом семейном кругу. Только тогда он сможет почувствовать, что его ценят, что он нужен, и сосредоточиться на творчестве.
— Мы наблюдаем, как новые голоса низкого регистра — Павел Анциферов, Никита Мухин — пополняют труппу. Но в то же время теряем из виду Алексея Зеленкова.
— Он в Германии, выступает очень активно. Знаю, что он там хорошо востребован. Конечно, он прекрасный певец и много лет отдал нашему театру, показал себя в великолепных партиях — вспоминаю, как с ним вместе пела Джильду в премьере «Риголетто» в прошлом году. Но я не вижу ничего страшного в том, чтобы артисты покидали нас, это нормальная практика. И к нам приезжают солисты из других театров. Однако со многими певцами, которые уезжают в другие города, мы все равно продолжаем сотрудничество. Веронику Джиоеву, которая уехала от нас много лет назад, мы часто приглашаем на спектакли. И у нее здесь есть свой зритель, который ее любит, к которому она возвращается и с удовольствием дарит свое творчество.
Заговор против Девятой симфонии. Как ему поддаться, новосибирская версия
— Передайте Зеленкову, что мы его ждем! То, что такие экс-солисты, как Кузьмин, Гынгазов, Янковский, приезжают и выступают, конечно, радует. А особо хотелось бы поговорить о таком ярком явлении, как меццо-сопрано Ксения Дудникова, которая время от времени навещает новосибирскую сцену и преданную публику. «Аида» 28 сентября с ней, с Михаилом Пироговым, Павлом Анциферовым, Вероникой Джиоевой незабываема, но Дудникова-Амнерис выделялась и в таком сильном составе. Вспоминается голос, который полнотой звука перекрывал все, весь этот огромный зал, словно тот самый купол нашего Пантеона над головами. Требуем продолжения.
— Обращу внимание на то, что Ксения у нас в театре выступает не как приглашенная певица, она в штате, несмотря на то, что она солистка Большого театра. Когда у нее есть свободные окна, и у нас в этот период спектакли, мы ее приглашаем. Я с большой нежностью отношусь к ее голосу и вообще к ней как творческой личности, потому что у нее еще и сильные, глубокие актерские работы. Но она очень востребована, буквально на разрыв. Сейчас, когда мы говорим, я знаю, что она в Испании, но наш зритель тоже обязательно ее увидит. Потому что, действительно, она еще и наша.
— Если мы заговорили о категории голосов «меццо-сопрано», то хочется вспомнить дебют Алёны Михаевич в «Риголетто» в прошлом году. Кажется, она уверенно вписалась в команду театра.
— Валерия Торунова и Алена Михаевич, две молодые меццо-сопрано, пришли к нам примерно в один период, и у обеих карьера здесь интересно развивается. Лера приехала из Москвы, а Алена — из Петербурга. У каждой из них уже случился дебют на нашей сцене в роли Кармен. До этого Валерия уже пела эту партию в Северной столице. Сейчас я с большим удовольствием наблюдаю, как девочки в наших стенах растут и совершенствуются.
— Возможно это субъективно, подсчетами не занимались, но, если смотреть афишу, кажется, что в первые месяцы нового года будет больше опер, чем прежде. Есть ощущение, что опера в Новосибирске становится все более востребованной?
— Январь у нас был составлен еще два месяца назад, и там действительно запланировано много оперных спектаклей. Я всегда радуюсь любому количеству опер на нашей сцене, но, как и любому творческому человеку, мне хочется видеть больше свежих названий. Сейчас мы выстраиваем диалог с новым руководством театра. У Айрата Рашитовича Тухватуллина много интересных идей, как и у Михаила Татарникова и Вячеслава Стародубцева. Пока они в стадии обсуждений, но позднее мы вам все расскажем. Но уже сейчас могу сказать, что творческая работа в театре кипит, и мы обязательно удивим зрителя новыми проектами.