Балет "Щелкунчик" русского композитора Петра Ильича Чайковского уже более 130 лет ставится на сцене множества театров мира. Это произведение прочно закрепилось в массовой культуре как один из атрибутов новогодних и рождественских праздников.
Яркие декорации, выразительное музыкальное сопровождение и трогательная история повести-сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
Самая популярная площадка, где можно посмотреть этот балет – сцена Большого театра в Москве.
Каждый год москвичи и гости столицы скупают билеты, чтобы в праздничные дни насладиться самой атмосферной зимней постановкой.
Но почему именно на этот балет выстраиваются колоссальные очереди, а стоящие в них готовы покупать билеты втридорога? В чем секрет этой постановки и как она создавалась? Все подробности – в материале РЕН ТВ.
Гофман написал "Щелкунчика" после общения с детьми своего товарища
Рождественская повесть "Щелкунчик и Мышиный король" была опубликована в сборнике "Детские сказки" в 1816 году.
По данным исследователей, Гофман написал свое произведение, когда придумывал истории для детей своего товарища Юлиуса Гитцига. Позже он стал биографом писателя.
Автор работ о немецких романтиках Рюдигер Сафранский отмечал, что сказку Гофмана с интересом встретили не только коллеги автора, но и прусский военачальник Август Гнейзенау. Особенно его впечатлили батальные сцены, в которых армия кукол противостояла мышиному войску.
В повести Гофмана тесно переплетены реальная жизнь в доме Штальбаумов и сказочная история из мира фантазий, где детские игрушки способны оживать, а главную героиню ждут приключения.
Автор довольно умело скомбинировал два мира, где фантазия и быль идут рука об руку. Кстати, в немецком фольклоре фигурка щелкунчика издревле служила оберегом от злых сил.
Не исключено также и то, что писатель частично передал свои черты крестному главных героев – старшему советнику Дроссельмейеру. Согласно сюжету, он подарил Мари и Фрицу новую игрушку – механический замок, который он сделал своими руками.
Поначалу дети радовались подарку, но потом монотонный танец игрушечных жителей навел на них скуку. Они попросили крестного дать обитателям замка "больше свободы".
На их просьбу Дроссельмейер ответил, что механизм сделан раз и навсегда, и его уже не переделаешь. В этой фразе был отражен актуальный для произведений писателя мотив механизации жизни.
Погорельский вдохновлялся творчеством немецкого автора
В России интерес к творчеству Гофмана возник после смерти писателя – в 1830-х годах. Именно в этот период его произведения стали активно читать в светских салонах Москвы и Санкт-Петербурга.
Кстати, одним из его поклонников был русский писатель Антоний Погорельский. Поскольку он довольно хорошо знал немецкий язык, то имел возможность знакомиться с произведениями автора в оригинале.
Некоторые особенности почерка Гофмана он перенес в свою повесть для детей "Черная курица, или Подземные жители".
Изначально балет "Щелкунчик" должен был содержать революционные мотивы
А в 1892 году мир впервые увидел балет Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Правда, за основу произведения была взята не оригинальная сказка Гофмана, а ее более "мягкая" адаптация от французского писателя Александра Дюма.
Знали ли вы, что изначально балет должен был содержать в себе революционные мотивы? Все потому, что либретто для него написал французский балетмейстер Мариус Петипа.
Согласно его замыслу, в "Щелкунчике" должны были звучать гром пушек, отрывки "Марсельезы" и "Карманьола" – популярная песня эпохи Французской революции. Но поскольку постановку планировалось показывать в императорских театрах, эту идею решено было отбросить.
Чайковский в свою очередь работал над "Щелкунчиком" как над поэмой о любви, юности и победе добра над темными силами.
Первая попытка поставить "Щелкунчика" на сцене не имела особого успеха
Премьера постановки состоялась 6 декабря на сцене Мариинского театра. Исполнителем главной роли был русский танцовщик Сергей Легат. Сейчас в это трудно поверить, но первое представление не вызвало бурных восторгов у публики.
Многие сочли эту историю слишком наивной, особенно по сравнению с другим популярным на тот момент произведением Чайковского "Иоланта". Тогда никто и подумать не мог, что совсем скоро этот балет станет мировой классикой и одним из любимых произведений в зимние праздники.
Волшебного звучания удалось добиться благодаря особому инструменту
Как думаете, звучание какого интересного музыкального инструмента можно услышать в этом балете? А если быть точнее – в "Танце феи Драже"? Многим могло показаться, что это перезвон колокольчиков, но на самом деле это было звучание стальных пластин.
Для создания волшебного и таинственного звука Чайковский использовал необычный инструмент – челесту. Она представляла собой клавишный металлофон.
Челесту изобрел француз Огюст Мюстель в 1886 году. В 1889 году она была продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Ее нежный звон очаровал Чайковского, и благодаря ему о ней узнали и в России.
Традиция ставить "Щелкунчика" в новогодние праздники появилась в 1960-е годы
В 1919 году премьера "Щелкунчика" состоялась на сцене Большого театра. Постановка прочно вошла в репертуар. Но особую популярность это произведение обрело в 1960-е годы, когда за него взялся хореограф и народный артист СССР Юрий Григорович.
С 1964 по 1995 год он служил главным балетмейстером Большого театра, после чего перешел в Краснодарский театр балета. Уже в 2008 году Григорович вернулся в Большой, где получил должность штатного хореографа.
Именно в 1960-е годы в СССР появилась традиция ставить этот балет на сцене на новогодние праздники.
В каждой стране идет своя вариация знаменитого балета
Но не меньшей популярностью "Щелкунчик" пользуется и за пределами России. Например, только в США идет около 150 вариаций этого балета. Одни хореографы стремятся возродить первоначальную версию постановки, внимательно изучая архивы, другие же создают свои интерпретации балетной классики.
Народный артист России Николай Цискаридзе танцевал партию принца в "Щелкунчике" во многих классических и альтернативных постановках.
"Я видел тысячи версий этого спектакля, иногда такие чудовищные, что я вам даже описать не могу. На сцене происходил такой абсурд, но музыка Чайковского спасает все!" – приводит его слова aif.ru.
Кстати, именно в этом балете могут попробовать свои силы начинающие танцовщики. Например, в Мариинском театре показывают два варианта "Щелкунчика": в первом задействованы учащиеся и студенты Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, а во втором принимают участие уже состоявшиеся артисты.
Почему же "Щелкунчик" до сих пор так популярен
Еще с 1960-х годов попасть на самый праздничный балет мечтали многие. Но уже в то время рядом со зданием Большого театра собирались огромные очереди из желающих приобрести билет.
Ситуацию усугубляли перекупщики, которые перепродавали их в 3-4 раза дороже от первоначальной цены. Но и в наши дни ситуация не особо поменялась. На эту проблему также обратил внимание народный артист России Николай Цискаридзе.
"Когда я вижу цены на билеты в главные театры нашей страны, я понимаю, что есть категория людей, которая никогда не сможет себе позволить купить хотя бы один билет, не то что купить два", – сказал он на пресс-конференции в 2024 году.
"Щелкунчик" идет на Исторической сцене Большого театра. С 2024 года в целях борьбы со спекулянтами было решено повысить цены и ввести механизм аукционных торгов. Однако посмотреть знаменитый балет можно не только в Большом театре.
"Цены на билеты на этот спектакль поднялись незначительно: так, например, в прошлом сезоне они варьировались от 1 тысячи до 7 тысяч рублей, а в этом самый дорогой билет стоит 8 тысяч", – пояснил заместитель генерального директора Государственного Кремлевского дворца Константин Ярошевский.
Возможно, что поход на "Щелкунчика" в новогодние и рождественские праздники – это не просто соблюдение правил хорошего тона. Ведь многим из нас хочется поверить в чудо, в сказку, которая начинает чувствоваться в воздухе с первыми хлопьями снега.