Ситуация на вторичном рынке сегодня складывается таким образом, что даже владельцы вполне надежных и ликвидных иномарок начинают нервничать и поглядывать в сторону автосалонов с новыми автомобилями. Казалось бы, зачем продавать проверенную временем машину, которая верой и правдой служила тебе несколько лет, и влезать в кредиты ради покупки чего-то классом ниже?
Но когда пробег на одометре неумолимо приближается к психологической отметке в двести тысяч километров, а цены на оригинальные запчасти начинают напоминать номера телефонов, волей-неволей задумаешься о смене транспорта. Именно в такую историю и попал мой хороший товарищ, который последние пять лет души не чаял в своем седане Kia Cerato 2017 года выпуска, но в итоге решился на кардинальный шаг и пересел на новинку нашего автопрома - Lada Iskra.
История его владения «корейцем» была вполне типичной для нашей страны - машину он брал с рук с небольшим пробегом, берег ее, вовремя менял масло и расходники. Kia Cerato в кузове YD - это полноценный C-класс, просторный, мягкий, с хорошей эргономикой и качественными материалами отделки, по крайней мере, на фоне бюджетных моделей. Но годы берут свое, и к 2025 году пробег перевалил за 180 тысяч километров.
Начались типичные возрастные болячки - то катушка зажигания прикажет долго жить, то подвеска попросит переборки рычагов, но самым главным страхом стала знаменитая проблема с катализатором. Начитавшись форумов про задиры в цилиндрах от керамической пыли, товарищ перестал спать спокойно, ожидая, что в любой момент мотор начнет жрать масло ведрами и потребует капитального ремонта на пару сотен тысяч рублей.
В итоге, взвесив все за и против, он решил продать «корейца», пока тот еще находится в хорошем товарном виде и не требует глобальных вложений. Рынок сейчас перегрет, поэтому Cerato ушел буквально за пару дней и за очень приличные деньги, которые еще пару лет назад казались фантастикой. На руках образовалась сумма, которой хватало на покупку новой отечественной машины без привлечения серьезных кредитных средств. Выбор стоял между Вестой и Грантой, но тут как раз подоспела новинка - Lada Iskra, которая позиционируется заводом как «золотая середина» между откровенно бюджетной Грантой и флагманской Вестой.
Товарищ решил рискнуть и взять именно «Искру», рассудив, что это все-таки более современная платформа, уходящая корнями к Renault Logan третьего поколения, а значит, и комфорта там должно быть побольше, чем в Гранте. Машину он взял в кузове седан, в средней комплектации, которая по нынешним меркам считается оптимальной. Под капотом стоит вазовский 16-клапанный мотор на 106 лошадиных сил в паре с механической коробкой передач. Отдавать деньги за китайский вариатор он побоялся, решив, что механика надежнее и привычнее, хотя после автомата на Kia пересаживаться на «ручку» было морально тяжело.
Первые впечатления в автосалоне были смешанными, но запах новой машины сделал свое дело, перекрыв голос разума. И вот, спустя полтора месяца эксплуатации и три тысячи километров пробега, эйфория от покупки выветрилась, и настало время трезвого анализа. Самое первое и главное, что отметил владелец - это колоссальная разница в классе, которую невозможно компенсировать новизной автомобиля. Пересаживаясь из C-класса в B-класс, ты сразу чувствуешь, на чем сэкономил производитель.
Салон Lada Iskra после Kia Cerato кажется узким, словно ты надел рубашку на два размера меньше. Если в «корейце» можно было вальяжно развалиться в кресле, а широкий подлокотник позволял не толкаться локтями с пассажиром, то здесь чувство локтя присутствует в прямом смысле слова. Пластик в салоне везде жесткий и гулкий, никакой мягкости передней панели, к которой он привык в Cerato, тут нет и в помине. Да, дизайн современный, есть экраны и кнопочки, но тактильные ощущения не обманешь - это бюджетник, и он напоминает об этом каждый раз, когда ты касаешься дверной карты или торпедо.
Второй момент, который сильно расстроил товарища - это шумоизоляция. В Cerato, даже с учетом возраста, в салоне было относительно тихо, можно было спокойно разговаривать с пассажирами на скорости 100-110 километров в час. В новой «Искре» шумоизоляция арок, судя по всему, отсутствует как класс. Любой камешек, любой песок, летящий с дороги, барабанит по кузову так, словно ты сидишь внутри металлического ведра. Гул от шин начинает давить на уши уже после 80 километров в час, а на трассовых скоростях к нему добавляется еще и аэродинамический свист в районе зеркал. Приходится либо повышать голос, либо делать музыку громче, благо штатная аудиосистема играет вполне сносно для этого класса.
Но есть и моменты, за которые товарищ машину похвалил, и касаются они в основном ходовой части. Все-таки гены платформы CMF-B и наследие Логана дают о себе знать в лучшем смысле этого слова. Подвеска у «Искры» получилась очень энергоемкой и плотной. Там, где Cerato на своих низкопрофильных шинах и короткоходной подвеске заставлял притормаживать и объезжать ямы, Lada Iskra пролетает ходом, лишь упруго шлепая колесами. Для наших разбитых региональных дорог и поездок на дачу это оказался огромный плюс. К тому же клиренс здесь заметно выше, что позволяет зимой чувствовать себя увереннее в нечищеных дворах и не бояться оторвать бампер о ледяную колею.
Мотор на 106 сил звезд с неба не хватает, но для городской езды его вполне достаточно, особенно в паре с механикой. Правда, сама коробка передач работает шумновато, присутствует характерный вазовский вой на второй передаче, который, кажется, передается по наследству из поколения в поколение и не лечится ничем. К четкости переключений претензий нет, но вот этот звуковой аккомпанемент немного раздражает, особенно после тишины автоматической коробки в Kia. Расход топлива пока держится в районе 8-9 литров в смешанном цикле, что вполне ожидаемо, хотя товарищ надеялся на меньшие цифры, учитывая, что машина легче и меньше «корейца».
Отдельная боль после иномарки - это сиденья. Профиль спинки в «Искре» оказался не самым удачным для длительных поездок. Если в городе этого не замечаешь, то после двух часов на трассе спина начинает ныть и просить пощады. Подушка сиденья коротковата, ноги висят в воздухе, что тоже не добавляет комфорта. В Kia он мог проехать 500 километров без остановки и выйти свежим, а здесь приходится останавливаться и разминаться гораздо чаще. Видимо, на набивке и каркасе кресел тоже сэкономили, пытаясь удержать цену в разумных рамках.
За полтора месяца вылезли и мелкие «детские болячки», которые свойственны новым моделям. Пару раз зависала мультимедийная система, требуя перезапуска двигателя, а в водительской двери появился какой-то назойливый сверчок, который то пропадает, то появляется вновь. Дилер на нулевом ТО развел руками, сказав, что «хороший стук наружу вылезет», и посоветовал не обращать внимания. Мелочь, а неприятно, особенно когда отдаешь за машину больше миллиона рублей.
В сухом остатке товарищ признается, что чувства от такой замены у него двоякие. С одной стороны, он получил то, что хотел - новую машину с гарантией три года, отсутствие страха, что завтра мотор стуканет или катализатор рассыплется. Он не думает о том, сколько стоит ремонт подвески или замена цепи ГРМ, просто заливает бензин и ездит. Это дает определенное спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. С другой стороны, каждый день, садясь за руль, он понимает, что совершил дауншифтинг. Он променял комфорт, простор и тишину на ощущение новизны и гарантийную книжку.
Lada Iskra - это честный автомобиль для перемещения из точки А в точку Б, рабочая лошадка, которая не боится плохих дорог и суровой эксплуатации. Но если вы, как и мой товарищ, привыкли к уровню комфорта иномарок C-класса, пусть даже подержанных, пересадка на этот автомобиль станет для вас болезненным компромиссом. Вы будете радоваться тому, что машина новая, но скучать по тому, как ехала и ощущалась старая.
И тут каждый должен ответить себе на вопрос честно: что важнее - запах нового пластика и гарантия дилера или комфорт и удовольствие от вождения, но с риском попасть на дорогостоящий ремонт? Мой товарищ свой выбор сделал, и пока о продаже не думает, но с грустью провожает взглядом проезжающие мимо ухоженные Cerato и Elantra.
А вы бы решились поменять 7-летнюю иномарку классом выше на новую Ладу или предпочли бы вкладываться в ремонт старого друга?