Найти в Дзене

Уроки доброты для детей войны

Автор этих воспоминаний - Анна Николаевна Матвеева из города Снежинска Челябинской области, дитя войны и ветеран труда.

«О своем голодном босоногом детстве во время войны я уже писала, повторяться не буду. Сегодня хочу написать о человеческой доброте.

В бессонные ночи я часто вспоминаю людскую доброту и то, как дружно, помогая друг другу, мы жили в то трудное время… На нашей улице жила одна беднота, беднее некуда. Я не могу вспомнить ни один дом, где бы не было детей, да притом по семь-восемь человек. Очень хорошо помню семью соседей, которым одеть было нечего, лаптей - и тех не хватало. Кто-то из детей убегал играть в лаптях, кому не хватило, бежали босиком. А остальные дети смотрели в окно, ждали, когда те вернутся и поделятся обуткой.

Босиком бегали с самой весны, когда растает снег, и так до осени, до первого снега. Вот сейчас думаю: как же мы терпели? И ведь не болели, наверное, земля-матушка берегла нас. А сейчас дети босиком не бегают, даже в квартире: боже упаси, как бы не заболели.

И мы помогали друг другу, даже, казалось бы, в мелочах. Помню, одна соседка идет к другой и несет лапоточки: «Бегите, играйте, мои уже набегались, сидят на печке, отогревают ноги».

Много случаев вспоминается, все не опишешь. В одной семье старшая дочь уехала работать в Пермь. Приехала в отпуск – не одна, с мужем. Они привезли гостинцы – и мы, дети, как саранча, слетелись посмотреть. И они нас угостили, отрезали по тоненькому ломтику казенного хлеба. Сверху посыпали сахарным песочком – если песчинка упадет, мы ее на полу находим и съедаем. А еще они привезли в подарок матери галоши – мы их тоже в первый раз видели, каждый пощупал ручонками. Вот такая была радость.

Весной нас баба Груня водила в лог и показывала, какую траву есть можно, а какая ядовитая. Очень много травы мы ели, но это были наши витамины: летом – трава, а зимой – паренки овощные, из свеклы и других овощей. А сколько съедали рябины – все чердаки были забиты этой ягодой. Ну а летом, как поспеет земляника, малина, мы по два-три раза в день бегали за ягодами. Так что круглый год ели витамины. Лес был в двух километрах от села. Лета были жаркие, захочешь пить – найдешь какую-нибудь лужицу, а вода в ней с разведенной глиной, накинешь платок и через него пьешь. И ведь никакие болезни к нам не приставали.

-2

Жили в селе в основном единолично, в колхоз не вступали, и тоже помогали друг другу. Жили дружно, без злобы. Хоть и бедно, но на жизнь не жаловались. После дневных работ по вечерам собирались на улице и так задушевно пели, а плясуны, бывало, плясали – любо посмотреть! Очень весело отмечали престольные праздники. Взрослые из чего-то делали самогонку, но пьянки и пьяных я не помню.

Это – из детства, а теперь о взрослой жизни. Я начала работать в кинофикации, и по службе мне приходилось ездить в Ижевск, в управление кинофикации, которое находилось в перестроенном соборе. Как-то пошла в магазин (на углу Советской и Красной улиц был гастроном). Смотрю: продают что-то яркое, мелкое – это потом я узнала, что это были мандарины. Купила несколько штук, вышла из магазина, откусила: горько, невкусно! Взяла и выбросила все. Пришла в управление, рассказала об этом, а мне начальник отдела кадров, добрая женщина, ее звали Вера Быстрова, объяснила, что надо было очистить от кожуры. Когда я собралась ехать домой, она дала мне несколько штук, завернутых в бумагу.

А вот другой случай. Пошла я на вокзал, по пути зашла в магазин напротив собора. Смотрю: очередь. Спросила, что продают, - сказали, что сливы. А я их ни разу даже в глаза не видела. Давали по килограмму, а я попросила два. Что тут было! Люди закричали: «Ишь чего захотела, два килограмма, деревня, такая-сякая!..» Наверное, было видно по мне, что я деревенская. Меня взяла обида – хотела уйти. Вдруг слышу мужской голос: «Что вы кричите? Зачем обидели человека? Подумайте, кто нас кормит. Хлеб, молоко покупаете? Вот деревня нас и кормит».

Однажды мне посчастливилось побывать в санатории в городе Алуште. По окончании отдыха мы с подругой поехали домой. Точно не знаю, что там было с местами, но, видимо, продали по два билета на одно место. Нам повезло: нас посадили в купейные вагоны без дополнительной оплаты. Посадили нас с подругой в одно купе. Там ехала супружеская пара, они всю дорогу нас подкармливали. Жена смеялась: «Корми, корми, может, сыновьям привезем невест». В Москве пересадка, надо билеты компостировать - мужчина всю заботу о нас взял на себя, помог нам сесть в вагон.

Мне на добрых людей всю жизни везло. Я думаю, весь мир стоит на добрых людях.

А вот не столь давний случай. 2015 год. Я ехала поездом Екатеринбург – Ижевск. Плацкартных мест не было, ехала в купейном вагоне. Позже зашел молодой человек, и больше никто не подсел. Ехали мы вдвоем, и я боялась. Легла спать. Ночью слышу шуршание. Открываю глаза – а передо мной этот парень: «Бабушка, не бойся, я тебе одеяло поправил, оно падало».

Утром он меня угостил своими продуктами. Спросил, куда я еду, к кому. Я сказала, что меня должен встретить сын. Когда прибыли, парень помог мне вынести сумки. А сына на перроне не видно. Попутчик мне говорит: «Ты адрес знаешь?» Я ответила, что знаю. Он сказал, что подождет вместе со мной моего сына, а если тот не придет – возьмет такси и довезет меня до дома. Парень этот не русский, кавказской национальности, он ехал домой с заработков. Вот не спросила его имени… Доброта жива и сейчас».

-3