Приближается волшебная новогодняя ночь, наполненная ожиданием чуда и предвкушением радости. Пока мы все готовимся встретить Новый год в кругу семьи или друзей, предлагаем окунуться в прошлое и узнать, как этот праздник отмечался в XIX веке. Какое значение придавали встрече Нового года представители семейств Тютчевых и Боратынских? Что происходило накануне полуночи, какие блюда подавались на стол, и какие развлечения были в ходу в дворянских семьях? #ИсторииМурановскихСемейств.
⠀
- ⏳ -
⠀
Конечно, главным праздником в декабре было Рождество Христово. Поскольку Россия тогда жила ещё по старому, юлианскому календарю, Рождество предшествовало Новому году и отмечалось 25 декабря. Собственно, и сейчас в Русской православной церкви Рождество отмечается 25 декабря, только этот день в новом, григорианском календаре, помечен как 7 января. Но не будем углубляться в тонкости старого и нового стилей. Главное для нас то, что существовал безусловный приоритет Рождества над Новым годом как одного из главных православных праздников. Что же касается Нового года, то его тоже отмечали и этого праздника уже тогда были свои традиции.
После Рождества наступал особый период – Святки, или святые дни. Это праздничное время, включавшее и приход нового года, было наполнено светлой радостью о непостижимом чуде рождения Богомладенца. Конечно, в этом праздновании зачастую смешивались церковные и народные традиции. Например, традиция гадания в период Святок, имеющая языческие корни, бытовала и в семье Боратынских.
✒ Об этом упоминает в своих воспоминаниях внучка поэта Ксения Николаевна Боратынская:
«До двенадцати ночи я принимала участие в гаданиях: жгли бумагу, топили воск, приносили курицу, которая со сна кудахтала, летала по всей комнате, грозя опрокинуть лампы и натворить бед. Я гадать боялась: вдруг предскажется что-нибудь плохое, а вместе с тем меня тянула эта таинственность, эта поэзия. За двадцать минут до полуночи я начинала всех умолять садиться за стол, чтоб не опоздать. Следила, чтоб у всех была бумага и карандаши, но главное, чтоб не было 13 человек за столом. В то время суеверие играло большую роль, и 13 человек за столом было очень плохим предзнаменованием».
Другая традиция зимних праздников – наряженная ёлка – существовала уже в XIX столетии. Однако до середины XIX века ёлки в российских домах не украшали и даже не ставили. Со времён правления императора Петра I в некоторые, чаще католические, дома приносили ёлочные ветви. Традиция наряжать вечнозеленое дерево и устраивать детские праздники стала набирать популярность лишь к середине XIX века, во времена императора Николая I. Жена императора великая княгиня Александра Фёдоровна провела первую праздничную ёлку для детей из знатных семей. Традиция быстро прижилась: сначала праздничные утренники стали устраивать в дворянских семьях, а потом и в купеческих. Первые ёлки продавали обрусевшие немцы и швейцарцы. Многие из них владели кондитерскими, поэтому ёлки появились в кофейнях и магазинах со сладостями. Один из первых ёлочных базаров открылся в конце XIX века и находился в Москве, на Театральной площади рядом с Большим театром.
Украшали ёлки детскими игрушками, лентами, фонарями и разными лакомствами: пастилой, яблоками, печеньем, орехами и конфетами. Дети находили свои подарки не только под елкой, но и на ней — после игр и развлечений игрушки и угощения раздавали гостям. Позже стали делать специальные ёлочные украшения: из папье-маше и стекла.
Сейчас на улицах, в витринах магазинов и даже в домах ёлки могут ставить уже в ноябре. В XIX веке ёлки в домах наряжали непосредственно перед Рождеством или Новым годом, и для детей ёлка была сюрпризом — их не пускали заранее на неё посмотреть и тем более не привлекали к процессу украшения.
✒ В воспоминаниях К.Н. Боратынской упоминается этот эпизод:
«Елка же всегда у нас бывала накануне Нового года <…> Затем меня и детей, приглашенных на елку, усаживали в полутемной комнате, и Катя нам рассказывала сказку, пока в зале зажигали елку.
Раздавался марш, единственный, который мама умела играть, дверь в залу торжественно открывалась, и перед нами стояла украшенная блестящая елка».
Интересно, что, несмотря на популярность ёлок у дворян и зажиточных купцов, крестьяне не ставили их вплоть до середины 1930-х годов».
Празднование Нового года была наполнено христианским смыслом и церковными традициями. Люди благодарили Бога за очередной прожитый год и наступление нового года. Часто ночью были богослужения, проводившиеся в храмах или домах.
✒ В семье Боратынских на дом приглашали священника
«В этот вечер [накануне Нового года] у нас на дому всегда служили всенощную. Сходились к нам все родственники и знакомые. В гостиной на столике расставлялись образа, приходил батюшка из соседней церкви, лакей раздувал кадило, от которого по всему дому распространялся запах ладана, и псаломщик козлиным голосом читал и пел, а батюшка давал ему реплики густым красивым баритоном. Священник этот был черный, толстый, грубоватый, с резкими движениями, но бесхитростный и прямой. Дядя Володя говорил про него, что ему бы не в церкви служить, а вперед войска с крестом на приступ идти».
Были распространены свои, местные традиции и обычаи.
✒ Например, в семье Боратынских было принято повязывать на руку детям розовые ленты:
«После всенощной мы подходили к маме, и она всем завязывала на руку розовую ленточку для того, чтоб наступающий год прошел в розовом свете. Этот обряд происходил торжественно: мама благословляла нас на наступающий год, а мы целовали ее руку. Затем меня и детей, приглашенных на елку, усаживали в полутемной комнате, и Катя нам рассказывала сказку, пока в зале зажигали елку».
Родственники и друзья посылали поздравления в письмах и открытках. Выпускали даже письмовники — книжки с рекомендациями, как лучше поздравить родственников или начальство «в дань учтивости и деликатности».
✒ Пример такого поздравления из книги «Письмовник, содержащий в себе письма: необходимыя семейныя, общественныя, поздравительныя и деловыя : c прибавлением новейшаго любовнаго письмовника. СПб., 1911»:
«Многоуважаемый Р. Р
Поздравляю вас с праздником от чистого сердца, желаю вам быть здоровым и благополучным. День празднования Нового года подал мне случай пожелать вам всего хорошего в будущем, а равно и вашему драгоценному семейству (если семейный). Чувства мои неподдельны, радушие ваше ко мне драгоценнее всего на свете, следовательно, в искренности чувств моих к вам сомневаться невозможно.
Желая вам провести праздник в веселом расположении духа, имею честь быть вашим покорнейшим слугою.
Т. Т.»
Письма обитателей усадьбы Мураново отличались душевностью и сердечностью.
✒ Представляем вашему вниманию праздничное поздравление от генерала Дмитрия Васильевича Путяты, по совместительству автора многочисленных акварелей с изображениями Муранова, к своей любимой племяннице Ольге Николаевне Тютчевой:
«Наступают праздники Рождества Христова и потом новый год. Поздравляю искренне всех вас и желаю от чистого сердца полного благополучия и доброго здоровья всем вам на многие лета, а также встретить и провести праздники в добром здоровьи и весело. С этою же почтою отправляю вам, адресуя на имя мама, разные сладости. Коли, изюм ещё лучше прошлогоднего, любезному Ивану Феодоровичу особенные финики на ветках и разные другие вещи. Кушайте на здоровье и уведомь меня, все ли дошло в исправности».
Д.В. Путята — О.Н. Тютчевой. Петербург. 21 декабря 1880 г.
На празднование Нового года часто зазывали гостей. Все собирались за праздничным столом и что же происходило дальше?
✒ К.Н. Боратынская вспоминала, что за праздничным столом пили шампанское и угощались различными лакомствами:
«Вот наконец все сидят за красиво сервированным столом. Подают традиционную индейку с каштанами, наливают в бокалы шампанское (а иногда столовое вино). Все держат наготове карандаши и смотрят на часовую стрелку. Мы засовываем в рот кусок индейки — это, чтоб весь год быть сытым. Стрелка медленно ползет — так медленно, что успеваешь проглотить кусок и наскоро засовываешь в рот другой. Вот часы захрипели. Сейчас будут бить. Срываются с места карандаши, слышен только скрип. Часы медленно и мелодично бьют. Кто молитву пишет, кто желанье, которое потом сожжет и съест или за ворот засунет. Я пишу еще плохо, тороплюсь, выходят каракули и, пыхтя, дописываю молитву тогда, когда все уже встают с бокалами в руках и поздравляют сначала папу с мамой, потом друг друга».
✒ О том, что все родные собирались за столом, писала и Софья Львовна Путята своей дочери Ольге:
«Пили за ваше здоровье с папа, называя вас всех по имяни, шепотом между нами. Пишу сегодня, чтобы еще раз начать новый год, поцеловавши вас обоих и деточек от всего сердца. Да сохранит и благословит вас Господь. Конфеты послала великолепные Анне Фед<оровне>**. Кроме фруктовых самых лучших ничего не было, сверху 4 куска круглых целых ананаса <...> я взяла у Эйнема…»
С.Л. Путята — О.Н. Тютчевой, Москва, 1 января, 1877 г.
Возникновение традиции отмечать Новый год с шампанским относится к началу XIX века. Популярная легенда гласит, что русские воины, одержав победу над Наполеоном, распробовали этот напиток в погребах мадам Клико. После такой дегустации офицеры решили, что шампанское следует привезти на Родину, что и было сделано. На самом же деле игристые вина к тому времени уже были известны в России, существовали даже их отечественные производители, но традиция поднимать под Новый год бокалы с шампанским появилась уже в эпоху Александра I.
Пусть атмосфера тепла, добра и любви, царившая в семьях обитателей усадьбы Мураново и их родственников, вновь оживёт в каждой современной семье. Пусть ваш Новый год станет временем исполнения желаний, новых надежд и ярких впечатлений. Желаем вам здоровья, счастья и благополучия в наступающем 2026 году!
⠀
📝 Материал подготовил Александр Сахно.
⠀
⠀
📸 Андрей Котуранов
❄️ Режим работы музея в праздники
🌟10 янв., фестиваль «Куй, кузнец!», 6 + • билеты
🎫 Пушкинская карта – бесплатный ежедневный доступ в мир искусства!
📲 программа мероприятий ВЫХОДНЫЕ В МУРАНОВЕ: быть в курсе
⠀
⠀