Найти в Дзене
Светлана Каленик

В гостях у новогодней сказки...

Концерт "Рождественский вечер".
Проходил в Академической Капелле Санкт-Петербурга.
Комплекс зданий Капеллы занимает участок клинообразной формы, начинающийся от реки Мойки и сужающийся к Большой Конюшенной улице.
Такую форму участок сохранил со времени нанесения его на план Петербурга в 1738 году.

Концерт "Рождественский вечер".

Проходил в Академической Капелле Санкт-Петербурга.

-2

Комплекс зданий Капеллы занимает участок клинообразной формы, начинающийся от реки Мойки и сужающийся к Большой Конюшенной улице.

-3

Такую форму участок сохранил со времени нанесения его на план Петербурга в 1738 году.

Одним из владельцев участка в начале XVIII века был английский купец Д.Гарнер, который построил здесь деревянный дом на каменном полуподвале. Но в 1730-х годах императрица Анна Иоанновна пожаловала территорию с находящимся на ней домом гоф-хирургу Х.М.Паульсену. В этот период к Мойке, которая ещё не имела полноценной набережной, выходила индивидуальная пристань, за домом были регулярный сад и аптекарский огород, а со стороны Большой Конюшенной находились одноэтажные служебные постройки.

В 1773 году Христиан Паульсен умер и в мае того же года его наследники (вдова и сын) продали дом с участком зятю Паульсена, архитектору Ю.М.Фельтену,

-4

который к 1777 году построил здесь трёхэтажный каменный особняк с портиком-лоджией на главном фасаде и с двумя двухэтажными флигелями вокруг двора-курдонёра (парадный двор перед зданием дворца/особняка, ограниченный главным корпусом и симметричными боковыми флигелями. От улицы курдонёр обычно отделяется сквозной кованой оградой, рядом колонн или невысокой стеной с воротами). В каждом из флигелей имелся арочный проезд во внутренние дворы.

Первый этаж был рустован (внешние стены здания облицованы четырёхугольными камнями, передняя сторона которых оставлена неотёсанной или отёсана очень грубо, а по краям обведена небольшой гладкой полосой) и служил цоколем портика-лоджии с четырьмя колоннами, стены были розовыми, рустовка терракотовой, колонны, тяги, наличники - белыми, а цоколь выложен плитами красного гранита.

Фельтен с семьёй жил здесь до 1784 года, после чего продал особняк и переехал на Васильевский остров.

Певческая капелла была создана в 1479 году по указу великого князя Ивана III в Москве как хор Государевых певчих дьяков, но до начала XIX века она не имела собственного здания. Лишь 15 октября 1808 года по инициативе директора Императорской придворной певческой капеллы Д.С.Бортнянского

-5

бывшая усадьба Фельтена, которая к тому времени уже сменила нескольких владельцев, была выкуплена казной для нужд хора. Коллектив певчих разместился здесь 1 ноября 1810 года по завершению ремонта, выполненного под руководством архитектора Л.И.Руска.

Здание, в котором оказалась Капелла, изначально построенное, как усадьба, стало использоваться для проживания и работы большого концертно-учебного заведения. Но оно не подходило для нормального его функционирования - там не было подходящего места для пения, не хватало жилых и подсобных площадей. И в 1828 году по инициативе нового директора капеллы Ф.П.Львова

-6

архитектору Л.И.Шарлеманю было поручено перестроить весь комплекс. По проекту Шарлеманя к флигелям по набережной Мойки планировалось пристроить двухэтажные корпуса вдоль границ участка со сквозным проездом на Большую Конюшенную улицу. Концертный зал проектом не предусматривался. Однако эта перестройка не была осуществлена.

В 1830 году директор Ф.П.Львов представил новое прошение о пристройке зала для пения. Это прошение было удовлетворено, и в феврале того же года Шарлемань добавил трехэтажную пристройку к главному корпусу, во втором и третьем этажах которой разместил зал. Именно в этом зале занимались с певчими Глинка и Ломакин, и именно здесь проходили первые репетиции Н.А.Римского-Корсакова с оркестром инструментальных классов Капеллы. Стены этого зала сохранились до сих пор, и часть его объема ныне занимает рекреационный зал, в котором собираются артисты перед выходом на сцену.

Но певчим все так же не хватало квартир, и в 1834 году Львову удалось добиться разрешения на надстройку жилых корпусов на набережной Мойки. Ее осуществил архитектор П.Л.Виллерс. Он надстроили корпуса вдоль двора, закрыл арочные проезды во внутренние боковые дворы этих корпусов и устроил вместо них две новые квартиры. В боковые дворы теперь можно было попасть только через проезды из главного двора. В том же году Виллерс переделал парадные ворота Капеллы, выполнив новый рисунок решетки, сохранившийся до сих пор.

-7

В течение XIX века надстройки совершались еще трижды, в результате почти все здания комплекса стали трехэтажными. К этому времени Певческая капелла осуществляла не только свою основную функцию - службы при Императорском дворе, но и вела собственную концертную деятельность. В зале, построенном Шарлеманем, была устроена ложа для императрицы. А из зала пробили дополнительные дверные проемы в соседние помещения, чтобы слушатели могли располагаться и там.

Был налажен регулярный образовательный процесс в инструментальных и регентских классах. При Капелле также имелся нотный склад. Вся эта деятельность велась в обветшавших, маленьких, сырых, неудобно расположенных помещениях.

В 1883 году во главе Капеллы были назначены: начальником - граф С.Д.Шереметев, управляющим - М.А.Балакирев, его помощником по музыкальной части - Н.А.Римский-Корсаков. Им удалось убедить Министерство Императорского двора в необходимости капитальной перестройки здания Капеллы. И в июле 1886 года Александр III одобрил проект Л.Н.Бенуа.

-8

При создании нового ансамбля Капеллы Бенуа использовал наиболее прочные из имевшихся построек: жилые корпуса, выходящие на Мойку, лицевую стену жилого корпуса на Большой Конюшенной улице и часть главного здания, разобрав фельтеновские стены до уровня сводов первого этажа, а трехэтажную пристройку Шарлеманя оставив целиком. Полностью, на новых фундаментах, по проекту Бенуа были выполнены Школьные флигеля, Регентские классы, Царский павильон, Машинное здание и два жилых дворовых флигеля со стороны Конюшенной улицы.

Фото с citywalls.ru
Фото с citywalls.ru

Во второй половине XIX века липовый сад за особняком срубили, застроив территорию доходными домами с проходными дворами до Большой Конюшенной улицы.

Концертный зал Капеллы считается по акустике одним из лучших в Европе. Его пол и потолок сделаны наподобие скрипичной деки. Потолок зала не плоский, а кессончатый (с углублениями (кессонами), которые могут иметь различные формы, размеры и способы оформления), подвешенный к металлической конструкции крыши.

-10

В центре сцены Бенуа предполагал устройство органа, но управляющий Капеллой Балакирев, будучи приверженцем православной традиции, воспрепятствовал его установке. Но Бенуа все предусмотрел для того, чтобы впоследствии орган можно было легко установить. Спустя сорок лет, в 1928 году, это и было сделано: в Капеллу перенесли орган из Голландской церкви.

В Голландской церкви я уже успела побывать):

Так же в концертном зале в центральной части торцовой стены над сценой находились впоследствии утраченные живописные панно, выполненные на холсте художником-декоратором Императорских театров А.Лево. На них были изображены балюстрады и вазы с цветами на фоне окрашенной под мрамор штукатурки.

Бенуа проектировал не только здания Капеллы и их внешнюю отделку, но и выполнил эскизы интерьеров и мебели в главном здании, обратившись к стилю рококо.

3 октября 1894 года, вскоре после завершения работ по перестройке зданий, в концертном зале Капеллы случился пожар. Сгорел только потолок концертного зала, а стены, хоры и вся отделка зала были залиты водой. Причина пожара заключалась в неисправности дымохода, проходившего в стене зала. Через год после пожара состоялось повторное освящение зала, восстановленного в его первоначальном виде.

В сентябре 1941 года во время фашистской бомбардировки одна из неразорвавшихся бомб расколола Царский павильон, построенный Бенуа, надвое. Несколько лет павильон простоял с трещиной, а затем был разрушен.

Примерно в то же время, когда расчистили руины Царского павильона, левый арочный проезд, откуда осуществлялся прежде вход слушателей, закрыли с двух сторон и устроили в образовавшемся помещении гардероб.

-11

На протяжении XX века в зданиях Капеллы проходила постоянная перепланировка. Так появился служебный вход и дополнительная лестница на второй этаж.

Почти 60 лет Капелла простояла без Царского павильона. В 2000 году в рамках проекта благоустройства пешеходной зоны "Дворы Капеллы" на основе дошедших до нас документов павильон был воссоздан по проекту архитектора В.Н.Вороновой. Но арочный проезд не открыли.

Кроме того, бюсты Д.С.Бортнянского и А.Ф.Львова работы А.Л.Обера, стоявшие на специальных постаментах, в первые годы советской власти были заменены на бюсты Маркса и Ленина, а в 1970-е годы их место заняли дополнительные настенные светильники. По инициативе художественного руководителя Капеллы В.А.Чернушенко и на его личные средства бюсты были заново воссозданы скульптором Б.А.Петровым и 3 февраля 2012 года заняли свое место на сцене.

-12

Многие бывшие площади Императорской Капеллы ныне используются посторонними людьми и организациями. Теперь там расположено элитное жилье, рестораны, галереи и пр. Несколько флигелей и занимаемые ими земельные участки были переданы частному инвестору.

Орган Капеллы - исторический инструмент-памятник.

-13

Инструмент попал в Капеллу в 1927 году, а изготовлен в 1891 году для Голландской Реформатской церкви в Петербурге. Инструмент имел 3 мануала, педаль, 28 регистров. Это был немецкий романтический орган фирмы "Э. Ф. Валькер". При установке этого инструмента использовался фасад старого органа мастера Г.Л. Фридриха, который установили в Голландской церкви в 1830-х годах. Именно он украшает сейчас концертный зал Капеллы. Фасад органа является старейшим из сохранившихся в России и считается памятником декоративно-прикладного искусства.

В 1911 году фирма "Валькер" расширила данный орган на 4 регистра. Количество голосов достигло 32, труб - до 1778. Механизм инструмента, связывающий клавиатуру с трубами (трактура) был пневматическим.

Пришел октябрь 1917 года и церкви, в том числе и Голландскую, закрыли. По инициативе органиста Ф.Грибена и директора Капеллы М.Климова орган был перенесён в концертный зал Капеллы. Эту работу выполнил в 1927 году мастер Густав Куят. В 1928 году инструмент получил Охранное свидетельство Наркомпроса РСФСР как инструмент, представляющий музейную ценность.

Во второй половине XX века орган реставрировали. Большая часть трактуры была переведена на электричество. Количество регистров увеличилось до 45, а труб - 3390. После реконструкции из 32 валькеровских регистров сохранилось 27.

В 2003-2005 годах в Капелле была проведена полная реставрация концертного зала, вернувшая ему первоначальный исторический облик. Фасад органа был отреставрирован. В 2005 году снова была начата реконструкция исторического инструмента.

В 2006 году орган был демонтирован и отправлен в Германию, а через год инструмент вернулся в Капеллу.

Сейчас орган имеет в своем составе механические, пневматические, электрические и электронные элементы. В нем 57 регистров, 3 мануала, более 4500 труб. Основное ядро валькеровского звучания было сохранено, кроме того, добавили ряд новых тембров.

Фото с capella-spb.ru
Фото с capella-spb.ru

Сегодня же в Капелле проходит Рождественский органный концерт в исполнении Тимура Халиуллина.

-15

Невероятно волшебный концерт! В Капелле всё впервые, по крайней мере для меня) Впервые орган установлен таким образом, что органист сидит лицом к залу и не видно клавиатур. Для меня это не очень хорошо, так мне нравится следить за игрой. Обычно на органных концертах исполнители или не говорят вообще, или очень мало. Сегодня же впервые органист не просто говорил, объявляя исполняемые произведения, но и рассказывал о них, погружая зрителя в атмосферу мелодии и времени ее создания, настраивая его на нужный лад) У Тимура очень хорошо поставлена речь и слушать его - сплошное удовольствие. В результате концерт получается не только необыкновенно красивый, т.к. Тимур потрясающе играет, но и безумно интересный, т.к. заметки очень занимательны.

А еще впервые я увидела игру органиста без нот. Удивительно, но некоторые произведения Тимур знает наизусть!

Сюрприз сегодняшнего вечера - исполнение нескольких произведений органом совместно с моей любимой скрипкой❤️ И здесь уже исполнителя не прятали от зрителя и можно было вдоволь налюбоваться тем, как рождается звук - зачаровывающее зрелище.

Сегодня получилось настоящее путешествие по рождественской Европе и России, т.к. мелодии со всех уголков мира. А приглушенный свет совершенно оторвал от обыденности и растворил сознание в пространстве.

Сам орган - что-то необыкновенное! Потрясающее звучание, а благодаря насыщенной программе концерта, можно было насладиться многообразным звучанием труб и регистров.

Первое отделение было усладой для слуха, а второе - усладой не только для слуха, но и души, т.к. в нем звучали любимые с детсва мелодии из Щелкунчика, Иронии судьбы, Лебединого озера.

Насколько был потрясающим концерт, настолько же было стыдно за людей, которые неслись сломя голову к выходу, даже не дождавшись завершения и не поблагодарив за чудесный праздничный вечер исполнителей😥

Браво, Тимур! Это было великолепно и не просто виртуозно сыграно, но, что самое ценное, с душой!👏💐❤️