Развитие искусственного интеллекта меняет образовательную систему. Сегодня влияние алгоритмов ощущается скорее, как ожидание перемен: вузы начинают экспериментировать с новыми инструментами, внедряют ассистентов и пересматривают задания, но системного подхода пока нет. О том, какие трансформации и в каких сферах ждать, выяснил IT-World.
Какие именно сферы образования вырастут благодаря развитию искусственного интеллекта — интересный и волнующий вопрос. Пока что влияние ИИ ощущается скорее как ожидание больших перемен: университеты осознают, что изменения неизбежны, но масштаб и конкретная их форма остаются неясными. Сложно даже делать прогноз на 3–5 лет вперед: система образования стоит на пороге трансформации, но ее будущая конфигурация до сих пор не определена.
Тем не менее внутри вузов уже появляются первые точечные нововведения. Некоторые образовательные учреждения проводят эксперименты: пробуют внедрять ИИ-инструменты в учебные курсы, учат студентов пользоваться ассистентами, пересматривают привычные задания. Пока это происходит несистемно, так как вузам не хватает методических основ и понимания, как встроить ИИ в процесс обучения таким образом, чтобы он действительно повышал качество образования. Но конкретные примеры уже есть.
Когда ИИ заменит преподавателей?
Одним из первых, кто официально разрешил студентам использовать ИИ, стал Московский городской педагогический университет. Там начали разрабатывать собственные сервисы на базе открытых ИИ-моделей — задача технически несложная, поэтому подобные эксперименты предпринимают и другие вузы. Однако оценить реальный эффект пока невозможно: прошло слишком мало времени, чтобы увидеть, как ИИ-помощники сказываются на качестве образования студентов. Исследований практически нет, ни один полный цикл обучения еще не завершен. Вероятно, первые содержательные выводы о влиянии ИИ на образовательную систему можно будет сделать только спустя несколько лет.
Зато можно уверенно говорить о том, что ИИ стал важным фактором привлекательности вузов. Абитуриенты и их родители выбирают современные учреждения, которые не запрещают, а открыто работают с новыми технологиями. Университет, включивший в свой образовательный подход ИИ-эксперимент, получает конкурентное преимущество как минимум на уровне имиджа.
ИИ как драйвер новых образовательных программ и специализаций
Онлайн-школы получили бурное развитие в период пандемии, сегодня же удаленное образование перешло в стадию стабилизации. Формат нашел свое место и пользуется популярностью, тем не менее он не вытеснил очное обучение — у традиционных аудиторных занятий по-прежнему есть преимущества, которые ценят и преподаватели, и студенты. Поэтому ИИ едва ли станет каким-то мощным драйвером для онлайн-форматов.
Высшее образование в ИТ-сфере: ждем кризиса или живем спокойно?
А вот что касается персонализации обучения — тут уже перспективы поинтереснее. Считается, что искусственный интеллект позволит адаптировать учебные программы под каждого отдельного студента, а также гибко подстраивать задания и темп обучения. На практике это пока скорее ожидания, чем реализованная технология, но некоторые вузы уже делают первые осторожные шаги в этом направлении.
Если говорить о профессиях, которые могут исчезнуть или сильно измениться, то тренды в образовании будут зависеть прежде всего от рынка труда. Когда определенные специальности перестают быть востребованными, абитуриенты уходят из этих направлений — и тогда вузы вынуждены перестраивать учебные программы.
Сейчас чаще всего обсуждают риски в творческих и технических областях. Есть прогнозы, что в связи с развитием нейросетей может снизиться спрос на дизайнеров, композиторов или видеомонтажеров: многие инструменты ИИ уже позволяют человеку без профильного образования создавать качественные изображения, музыкальные композиции и видеоклипы.
Однако есть и другое мнение, и оно полностью противоположное. Ситуация может повернуться, как это случилось с программистами. Три года назад им тоже пророчили смерть «от рук» нейросетей, а случилось обратное: благодаря росту эффективности разработчиков запускать проекты стало проще и быстрее, и рынку потребовалось больше специалистов. Сегодня мы видим, что инвестиции в IT-сферу увеличились, появились новые компании и направления. И самое главное — значительно вырос спрос на инженеров ИИ и математиков, которые разрабатывают алгоритмы, а не только пишут код.
Что будет с преподавателями?
Если коротко — искусственный интеллект не отменит роль человека как преподавателя, а скорее перераспределит акценты в самом обучающем процессе. Сегодня в образовании, как и в любой другой сфере, существует разный уровень качества специалистов. ИИ может усилить этот разрыв: сильные преподаватели, которые умеют увлечь предметом и находить индивидуальный подход в работе со студентами, станут еще более востребованными. А вот судьба педагогов с формальным подходом к профессии окажется под вопросом, так как с рутинными задачами алгоритмы уже неплохо справляются.
Рейтинг российских платформ для онлайн-школ
Но заменить всех преподавателей нейросетями в ближайшие годы все равно не получится. Более того, опыт других отраслей показывает, что слишком активная ставка на ИИ часто приводит к обратному эффекту. Поэтому даже если какие-то функции преподавателя частично перейдут к ИИ, система все равно будет нуждаться в людях, которые способны преподавать, исследовать и вести студентов. Время от времени спрос может смещаться, но в долгосрочной перспективе рынок неизбежно будет ребалансироваться естественным образом.
Традиционно образовательная система была ориентирована прежде всего на развитие hard skills — передачу знаний и опыта, который поможет студенту решать профессиональные задачи. Позже к этому стали добавляться soft skills, такие как умение общаться, работать в команде, принимать решения.
ИИ сдвигает границы еще дальше: алгоритмы значительно упрощают освоение soft skills — появляются симуляторы, тренажеры диалогов, персонализированные подсказки. Но при этом алгоритму нельзя передать, например, развитие личностных качеств. Мотивация, умение ставить цели, способность справляться с неопределенностью, интерес к профессии — все это формируется только при живом взаимодействии. Поэтому одна из ключевых трансформаций в образовании — это переход от роли лектора к роли наставника.
Если составлять портрет преподавателя будущего, то получится человек, который помогает студенту выстроить собственную образовательную траекторию, учит использовать ИИ осмысленно и поддерживает в формировании профессиональной идентичности. Да, технические знания все легче получать самостоятельно, но личная поддержка и направляющая роль педагога становятся еще важнее.
Такие функции уже сейчас востребованы, но в ближайшие годы могут превратиться в отдельные профессиональные направления: преподаватель-наставник, образовательный ментор, тьютор по развитию личных компетенций. ИИ снижает порог доступа к информации и одновременно повышает ценность тех, кто помогает научиться с этой информацией работать.
Где ждать «взлетов» и трансформаций
Развитие искусственного интеллекта не обязательно приведет к появлению новых учебных дисциплин. С гораздо большей вероятностью будет происходить перераспределение акцентов внутри уже существующих предметов.
Развитие ИИ только усилит тенденцию, которая сформировалась с появлением компьютеров и интернета: ключевым фактором становится не информация, которой обладает специалист, а умение с ней работать. На протяжении почти всей истории человечества знание было ограниченным ресурсом: сначала преимущество имел тот, кто просто умел читать, затем, когда грамотность распространилась шире, преимущества получал тот, кто получал информацию раньше других.
Сегодня ситуация в некотором смысле противоположная — доступной информации слишком много. Работа с ней требует дополнительных навыков и новых подходов. Специалистам нужно уметь работать с информацией в современном ключе: они должны уметь отбирать релевантное, отличать факты от фейков, понимать, требует ли информация проверки и как эту проверку грамотно проводить. Способность ориентироваться в информационном потоке становится базовой компетенцией для любого специалиста, и ее отсутствие напрямую снижает его конкурентоспособность. Это новая обязательная область знаний, которая постепенно должна стать частью базовой подготовки.
Что касается готовности российской образовательной системы к интеграции ИИ, то она сопоставима с общемировой. Сейчас все страны находятся примерно в одинаковой ситуации: технологии развиваются очень быстро, а прогнозировать, какие навыки понадобятся через пять–десять лет, очень сложно.
Из-за такой высокой неопределенности образовательным учреждениям важно не просто внедрять ИИ «ради галочки», а стараться предвидеть, каких специалистов с какими компетенциями они хотят подготовить к моменту выпуска. В противном случае есть риск, что усилия окажутся малоэффективными.
Университет будущего: что будет через 10 лет
Вероятно, через десять лет вузы будут сильно отличаться от современных. Сейчас образовательные технологии во многом дублируют процессы, которые вырабатывались столетиями: электронные учебники, по сути, просто копируют бумажные версии, а преподаватели по-прежнему используют старые методы оценки знаний. Хотя современные технологии уже позволяют гораздо больше, чем просто перенос старых практик в цифровую среду.
В будущем хотелось бы видеть новые формы учебных заданий и оценки знаний, которые отходят от текстоцентричности. Речь идет не только о сочинениях, курсовых и дипломах, а о принципиально новых подходах, которые пока даже сложно представить. Среди экспериментов уже есть безоценочные системы, но пока их использование в профессиональном высшем образовании является скорее экспериментом.
У системы профессионального образования две ключевые задачи: обеспечить базовый уровень знаний для большинства специалистов и подготовить элиту — людей, которые будут создавать новые технологии, расширять научные горизонты и развивать профессию. И для успешной подготовки такой элиты необходимы как минимум конкурентные механизмы отбора и доступ к глобальным ресурсам.
Поэтому нельзя исключать сценарий, где массовое образование и подготовка высококвалифицированных специалистов будут разделены. Первое обеспечит базовую образовательную платформу для всех, второе — создаст условия для научных и технологических прорывов. Университет будущего должен сочетать новые подходы к обучению с сохранением механизмов поддержки талантливых студентов.