Найти в Дзене
РЖЕВСКАЯ ПРАВДА

«РЕБЁНОК – АВТОР СВОЕЙ ЖИЗНИ!»

Наш собеседник – Татьяна ЦВЕТКОВА, педагог детского сада №29, победитель XIII Всероссийского конкурса «Воспитатели России», организованного Министерством просвещения РФ. СЧАСТЛИВОЕ ЧИСЛО – «13»
– Татьяна Дмитриевна! Наверное, родители детей больше всех были рады вашей победе на конкурсе федерального уровня? – Не без этого. В 2025 году на конкурс «Воспитатели России» было подано более 4 тысяч заявок, из них на федеральный этап отобрали 1600, а в итоге – 77 победителей в 12 номинациях. Диплом победителя II степени – это наша первая общая победа на федеральном уровне. Любой конкурс – командная работа. Я благодарна за помощь и поддержку заведующей детским садом Валентине Вячеславовне Корниловой и старшему воспитателю Елене Валерьевне Терентьевой. Наше достижение отметила и Ирина Анатольевна Иноземцева, которая поздравила меня с победой от себя лично и от имени администрации, отметив значимость этого события для дошкольного образования не только округа, но и всей области. Для меня конкурс

Наш собеседник – Татьяна ЦВЕТКОВА, педагог детского сада №29, победитель XIII Всероссийского конкурса «Воспитатели России», организованного Министерством просвещения РФ.

СЧАСТЛИВОЕ ЧИСЛО – «13»
– Татьяна Дмитриевна! Наверное, родители детей больше всех были рады вашей победе на конкурсе федерального уровня?

– Не без этого. В 2025 году на конкурс «Воспитатели России» было подано более 4 тысяч заявок, из них на федеральный этап отобрали 1600, а в итоге – 77 победителей в 12 номинациях. Диплом победителя II степени – это наша первая общая победа на федеральном уровне.

Любой конкурс – командная работа. Я благодарна за помощь и поддержку заведующей детским садом Валентине Вячеславовне Корниловой и старшему воспитателю Елене Валерьевне Терентьевой. Наше достижение отметила и Ирина Анатольевна Иноземцева, которая поздравила меня с победой от себя лично и от имени администрации, отметив значимость этого события для дошкольного образования не только округа, но и всей области.

Для меня конкурс – это творческий рывок и профессиональная «перезагрузка». Он проходил интересно и очень активно. Необходимо было предоставить видеоролик, в котором показана моя профессиональная деятельность и отображена педагогическая позиция. Главными участниками видеосюжета, конечно же, стали дети: мы сделали небольшие репортажи из их жизни. Для участия в профессиональном состязании выбрали тему «От объекта воспитания – к субъекту деятельности: эволюция позиции ребёнка в ДОУ».

– Что такое субъектность?

– Субъектность стоит рядом с такими понятиями, как целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, внутренний стержень, лидерство. Если кратко, быть субъектом – значит, быть автором собственной жизни! Это умение не просто ставить перед собой цели, но и достигать их, оценивать результат, брать за него ответственность.

Мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, сами могли строить свою жизнь. В 3-6 лет ребёнок уже начинает активно проявлять инициативу. Подавление любознательности, гиперконтроль со стороны родителей вызывают страх ошибиться, что приводит к пассивности и мешает становлению субъектности. Взрослея, ребёнок с развитой субъектностью осознаёт ответственность за свои решения и поступки, сам идёт по жизни, а не только полагается на внешние факторы.

-2

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
– Татьяна Дмитриевна, воспитатель – ваше призвание, случайность или судьба?

– Детский сад я посещала только один год перед школой. Но моя семья жила в доме напротив нового, недавно построенного д/с №29 «Родничок». И я с интересом наблюдала за детьми, которые гуляли на площадке детсада, и мечтала там работать. Когда пришло время определяться с будущей профессией, я точно знала, кем буду, – педагогом! По совету мамы окончила Старицкое педчилище, начала работать в школе, потом – семья, дети...

Однажды привела своего ребёнка в группу детсада. Разговорились с заведующей, рассказала о своей детской мечте. И меня пригласили на работу – воспитателем!

– Выходит, мечты сбываются?

– Да, но когда мечты сбываются, стоит задуматься: а что же дальше? Принято считать, что воспитатель – это человек, который кормит и укладывает детей спасть, гуляет и играет с ними. Но это лишь вершина айсберга! Дети большую часть дошкольного периода проводят не с родителями, а с посторонним человеком – воспитателем детского сада. А это значит, что воспитатель создаёт будущее ребёнка! Он знает, какие у него проблемы и сложности, природные задатки и способности, которые необходимо развивать.

Ведь личность человека формируется в раннем детстве. В школе ребёнок развивается, но основа закладывается в дошкольном возрасте, когда развивается самостоятельность, инициативность, способности.

-3

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
– Вы ведёте детей до выпуска? Когда провожаете их в школу, дети расстраиваются?

– На выпускных вечерах плачут все! Очень трогательное мероприятие, которое заставляет плакать не столько от грусти расставания, сколько от радости за повзрослевших детей.

– Помните свой первый выпуск?

– Очень хорошо помню, потому что мой сын ходил в параллельную группу детсада, и ребята из первого выпуска учились с ним в одном классе. Но не буду раскрывать секреты уже взрослых людей: сейчас моим выпускникам – уже 30. Все выросли достойными людьми, некоторые занимают ответственные должности...

СВОЁ СЧАСТЬЕ

– Да, 30 лет – как один день. Что за это время изменилось лично для вас?

– Время не стоит на месте: цифровизация вносит свои коррективы во все сферы жизни. Стало легче работать с информацией, обучаться онлайн и т.д. Но использование цифровых ресурсов должно быть разумным – как в профессиональной сфере, так и в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения.

Посмотрите, как изменились интересы детей! Если раньше они с удовольствием играли в куклы и машинки, что-то конструировали, интересно общались, то сейчас с первых лет жизни любимая игрушка – какой-нибудь гаджет. Хорошо это или плохо, каждый решает для себя сам. Но лично я противник того, чтобы ребятишки с ранних лет пользовались гаджетами.

Дошколята, чьё детство прошло в тесном контакте с гаджетами, в будущем будут испытывать сложности в общении с другими людьми. Безусловно, есть интересные и полезные детские игры в режиме онлайн. Но.. Всё должно быть вовремя, обосновано и дозировано. К сожалению, некоторые родители пытаются подобным образом занять своего ребёнка, чтобы освободить время для себя.

– Ваше детство было более счастливым?

– У каждого поколения – своё счастье. Но, как и любая мать, желающая счастья своим детям, я хочу, чтобы у них всё в жизни получалось, чтобы они добивались того, о чём мечтают, чтобы их окружали добрые люди.

-4

«ДОБРЫЙ МИР»
– Как детям объяснить, что такое добро и зло? Как обстоят дела с духовно-нравственным воспитанием, о котором сейчас так много говорят?

– Дети по своей природе – чистые, добрые, любознательные. Мы работаем с ними по программе духовно-нравственного воспитания Людмилы Шевченко «Добрый мир», созданной на основе православной культуры. Мы не навязываем веру, но говорим с детьми о том, что такое добро, совесть, нравственность.

Например, читая рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», мы с ребятишками обсуждаем важные вопросы: что такое «волшебное слово», в чём его сила; следует ли ждать, пока тебе сделают добро, чтобы начать делать его самому; что важнее – изменить мир вокруг или изменить себя?

Даже обсуждая русскую народную сказку «Колобок», можно поразмышлять, почему он ушёл от дедушки и бабушки. Потому что не хотел слушаться? А может, Колобок был любознательным и решил посмотреть мир? Любой текст можно рассмотреть с разных аспектов, а потом подвести детей к определённому выводу...

СВОЙ ВЫБОР
– Послушаться – значит, ещё и услышать другого. Человек всегда исполняет чью-то волю – родителей, учителей, супруга, начальства. «Да будет воля Твоя», в конце концов...

– Мы показываем ребёнку разные способы и пути, предлагаем решения, обсуждаем возможные последствия того или иного поступка. Но далее он уже вправе сам выбирать. Например, спрашиваю: что ты хочешь нарисовать на тему зимы? Снеговика? Или ёлочку? Или как дети катаются на санках? С кем ты хочешь сесть – с Машей или с Петей? Чем ты будешь рисовать – красками или карандашами? И это – выбор самого ребёнка. Главное, чтобы, научившись выбирать, он смог сделать правильный выбор и в своей будущей взрослой жизни. Мы стремимся, чтобы наши дети были свободны в этом выборе.

– Современный мир этому способствует?

– Да, сейчас достаточно много условий создано для развития подрастающего поколения. Задача взрослых – показать разнообразие жизни, что-то подсказать, дать необходимый совет.

– Сегодня довольно часто звучат призывы к выпускникам оставаться на своей малой родине, а не штурмовать столицы. Как можно воспитать чувство привязанности к родному городу?

– Всё начинается с семьи. Следующий этап – детский сад, школа. На каждом этапе мы должны объяснить, что значит родной город для его жителей. Например, мои дети живут в Ржеве. Младший сын ещё учится в школе, а старший получил образование, живёт и работает в родном городе. У него своя семья, есть ребёнок, но мыслей куда-нибудь переехать у него нет.

НА УРОВЕНЬ РЕБЁНКА
– На самом деле маленькие дети – гениальны. Помните книгу Корнея Чуковского «От двух до пяти»? Современные ребятишки удивляют своими словами?

– Бывают очень интересные высказывания, и у нас даже была идея – записывать их изречения.

– Странно, как из мудрых детей в итоге получаются несчастные взрослые?

– Многое зависит от условий, в которых ребёнок живёт – с кем общается, чем увлечён, какие моменты в личной жизни изменили его взгляды и видение мира.

– Человека больше формирует то, что снаружи, или то, что внутри?

– Должна быть гармония между внешним и внутренним. Если ты пребываешь в гармонии с самим собой – соответственно, гармония будет и вокруг тебя.

– На чём построен процесс воспитания?

– Важно знать возрастные особенности ребёнка: опускаясь до его уровня, воспитатель словно берёт его за руку и ведёт за собой...
– Татьяна Дмитриевна, не скучно ли вам, взрослому человеку, опускаться до уровня ребёнка?

– Лично мне – нет! Очень интересно наблюдать, как маленький человечек начинает взрослеть, умнеть и добиваться первых успехов – с твоей помощью. И когда радостный ребёнок бежит к тебе: «А у меня получилось!» – это же так здорово! Быть для ребёнка партнёром, наставником, учителем – совсем не скучно.

Учу детей правильно воспринимать любой жизненный опыт: «Да, сегодня у тебя не всё получилось, но в следующий раз ты обязательно справишься!».

– Взрослые становятся неудачниками лишь потому, что воспитатели в детском саду им не объяснили, что нужно ставить цели в жизни?

– Это очень категоричное суждение. Искать виновных – путь в никуда. Безусловно, основа личности закладывается в детстве, и мудрый наставник в ранние годы – это бесценный дар. Но становление личности происходит на протяжении всей жизни: в семье, которая даёт первые уроки любви и внимания; в детском саду, где ребёнок увлечённо и жадно познаёт мир и отношения в нём; школа, которая помогает расти и развиваться дальше, определиться с будущей профессией.

«МАЛЕНЬКИЙ БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК»
– Татьяна Дмитриевна, если бы вы были министром просвещения, чтобы сделали для дошкольного образования?

– Работать министром просвещения мне было бы очень скучно. А вот работа с детьми предполагает живое, искреннее общение. Важен неподдельный интерес в их глазах. В нашей сфере в основном работают профессионалы, люди, для которых педагогика – это настоящее призвание. Но профессиональные навыки следует постоянно повышать: меняется время – меняются и дети.

– Например, современные дети любят, когда им читают вслух?

– Конечно! Мы ежедневно читаем, а потом обсуждаем интересные моменты произведений. Мы стараемся показать родителям важность совместного с детьми чтения, проводим «Читательские марафоны».

– Какова, на ваш взгляд, главная задача дошкольного образования?

– Не хочу говорить сухими фразами из нормативных документов. Отвечу так: моя задача – помочь ребёнку прожить детские годы полноценно и счастливо. Не просто дать знания, а «зажечь огонёк» любопытства, который будет светить ребёнку всю жизнь. Не научить читать по слогам, а открыть дверь в волшебный мир сказок. Не тренировать руку для письма, а вложить в ладошки весь мир: дать возможность лепить его из пластилина, строить из кубиков, чувствовать шершавость коры и нежность лепестка. Не подготовить к школе, а построить прочный мост – от тёплого, безопасного берега детства к неизведанной реке школьных знаний!

В конечном итоге, наша задача – сохранить и приумножить самое ценное – безудержную детскую радость от открытия: «Я могу сам!». Это уже такой «Маленький Большой Человек»...

– Да, есть такой фильм. А в мировой литературе у вас есть любимый детский персонаж?

– Пожалуй, это Пеппи Длинный Чулок из повести Астрид Линдгрен. Это очень непосредственная, искренняя девочка, как и все юные создания. Не знаю, на каком этапе человек теряет это детское восприятие окружающего мира. Видимо, жизнь учит не делиться своими эмоциями...

ДОРОГА В БУДУЩЕЕ
– В чём главный смысл вашей работы?

– Я – воспитатель: создаю настоящее и прокладываю дорогу в будущее.

– Татьяна Дмитриевна, мне остаётся только пожелать вам новых достижений и творческих идей, которые будут воплощаться в новые победы!

– Да, нам есть, к чему стремиться...

– Благодарю вас за интервью.

Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото из личного архива.