Найти в Дзене
Московский дневник

Кутузов, конь Буденного и загадки памятника (часть 1)

Порой мы привычно скользим взглядом по памятникам на улицах, не задумываясь, что они означают и почему появились в том или ином месте. Приглашаю вас рассмотреть один очень интересный монумент на парадной магистрали Москвы - Кутузовском проспекте. Он совершенно точно стоит нашего внимания, ведь говорить мы будем о памятнике Кутузову и героям войны 1812 года.
Это работа советского скульптора Николая Томского. Установлено это сложное многофигурное творение на Кутузовском проспекте в 1972 году, что стало итогом длительной истории, ведь идея увековечить память героев войны 1812 года была озвучена еще до революции, в 100-летнюю годовщину войны, в 1912 году. Потом планы нарушали революции, обе мировые войны, смены власти... Осилили наконец к 1972 году, хотя за десять лет до этого, в 1962-м, рядом был открыт музей-панорама Бородинской битвы. Согласно легенде, которую нам рассказали на курсах экскурсоводов,
количество фигур и подписей к ним не совпадает. Мы это обязательно проверим.
Итак, на п

Порой мы привычно скользим взглядом по памятникам на улицах, не задумываясь, что они означают и почему появились в том или ином месте. Приглашаю вас рассмотреть один очень интересный монумент на парадной магистрали Москвы - Кутузовском проспекте. Он совершенно точно стоит нашего внимания, ведь говорить мы будем о памятнике Кутузову и героям войны 1812 года.
Это работа советского скульптора Николая Томского. Установлено это сложное многофигурное творение на Кутузовском проспекте в 1972 году, что стало итогом длительной истории, ведь идея увековечить память героев войны 1812 года была озвучена еще до революции, в 100-летнюю годовщину войны, в 1912 году. Потом планы нарушали революции, обе мировые войны, смены власти... Осилили наконец к 1972 году, хотя за десять лет до этого, в 1962-м, рядом был открыт музей-панорама Бородинской битвы.

М. И. Голенищев-Кутузов на фоне портрета А. В. Суворова. Неизв. худ. с ориг. М. И. Теребенева, 1813. Музей-панорама "Бородинская битва"
М. И. Голенищев-Кутузов на фоне портрета А. В. Суворова. Неизв. худ. с ориг. М. И. Теребенева, 1813. Музей-панорама "Бородинская битва"

Согласно легенде, которую нам рассказали на курсах экскурсоводов,
количество фигур и подписей к ним не совпадает. Мы это обязательно проверим.
Итак, на постаменте конная фигура главнокомандующего Михаила
Илларионовича Голенищева-Кутузова. Фельдмаршал в парадном мундире с
орденами, в его правой руке подзорная труба. Обратим внимание, что
Кутузов изображен вполне зрячим, без какой-либо повязки на лице. И это
правильно! Кутузов действительно имел ранение лица, некоторое время
носил раневую повязку, глаз закрывался у него не очень хорошо, но нет
никаких свидетельств современников, что он носил повязку на глазу. Образ
Кутузова с черной повязкой — это плод советского кинематографа и, в
частности, актера Игоря Ильинского, сыгравшего полководца в фильме «Гусарская баллада» (тут ссылаюсь на лекцию историка Николая Промыслова, специалиста по эпохе 1812 года).
Прямо во время Бородинского сражения Кутузову исполнилось 65
лет, в штабе светлейшего был еще один его ровесник, о нем поговорим
позже.
Моделью для коня Кутузова послужил Софист — любимый конь
маршала Семена Буденного. Только изобразили его массивнее, чем он был в
жизни. Софист был буденновской породы, которой во времена Кутузова не
существовало. Верхом на Софисте дважды принимали парад на Красной
площади, он был призером международных соревнований, хотя не был
спортсменом. Конь был замечательно умен и красив и прожил долгую жизнь –
33 года, пережив хозяина. О Софисте написала в своей книге дочь
маршала, Нина Буденная:

Когда Софист пал, тренер плакал три дня, а конюх взял бюллетень. Похоронили лошадь рядом с конюшней, где она доживала свою жизнь, рядом с людьми, которые помнили его молодым и прекрасным, под седлом великого кавалериста, с которым Софист прожил свою счастливую лошадиную жизнь.

Очень трогательной мне показалась история Софиста, и тоже оживляющей памятник, о котором мы говорим.

Дальше будем вглядываться в лица и узнавать участников войны 1812 года.

Под фигурой Кутузова, справа, стоят его ближайшие военачальники. Как уже упомянула выше, по возрасту абсолютными долгожителями и «старцами» среди военачальников были Кутузов и атаман Платов: обоим по 65 лет, они больше, чем на десять лет старше следующего по старшинству из генералов – Петра Лихачева.

А Д. Кившенко. Военный совет в Филях (копия). Музей-панорама "Бородинская битва". Думается, Томский видел и эту картину, потому что все персонажи очень узнаваемы в  скульптурных портретах его работы
А Д. Кившенко. Военный совет в Филях (копия). Музей-панорама "Бородинская битва". Думается, Томский видел и эту картину, потому что все персонажи очень узнаваемы в скульптурных портретах его работы

Напомню, Платов не был аристократом по рождению, хотя и стал генералом, то есть, по понятиям того времени, он не был ровней представителям древних родов, окружавших Кутузова. Платов выделялся опытом, заслугами и тем, что был немного наособицу, так как возглавлял казаков.  Обратим внимание, подзорная труба  только у Кутузова и Платова!

Непонятно, почему Платов так явно задвинут (его не видно практически ни с какого ракурса, можно найти, только если специально искать его), можно только предполагать, что скульптор учитывал сложные отношения советской власти и казачества, поэтому на первый план казачьего генерала не поставил. Однако вручил ему подзорную трубу, как у главнокомандующего, связав их таким образом. Или подзорные трубы у них потому, что в силу возраста (а у Кутузова еще и ранения) у них слабое зрение.
У всех командиров, кроме двоих, на головах двууголки. У атамана Платова на голове кивер с султаном, генерал Ермолов без головного убора — свою двууголку он держит в руке.

Интересно узнать возраст военачальников на момент Бородина, ведь они давно воспринимаются как далекие и застывшие фигуры, но в действительности это были очень разные люди.

-5

        1. Петр Иванович Багратион — 47 лет (умер от ранения, полученного при Бородине);
        2. Михаил Богданович Барклай де Толли, 50 лет;
        3. Матвей Иванович Платов, 65 лет (в кивере, почти не виден, но видна его подзорная труба);
        4. Дмитрий Сергеевич Дохтуров, 52 года;
        5. Александр Алексеевич Тучков, 34 года (погиб на Бородинском поле);
        6. Николай Николаевич Раевский, 41 год;
        7. Александр Иванович Кутайсов, 27 лет (погиб на Бородинском поле);
        8. Алексей Петрович Ермолов, 35 лет;
        9. Дмитрий Петрович Неверовский, 40 лет;
        10. Петр Гаврилович Лихачев, 54 года (пленен на Бородинском поле);
        11. Петр Петрович Коновницын, 47 лет.

Генералам Кутузова не будет суждено прожить долгую жизнь. Кутузов, Неверовский и Лихачев скончались уже в 1813-м. Лишь двое из этого списка проживут дольше десяти лет после Бородина — это Раевский и Ермолов. А жена Тучкова, Маргарита Михайловна, создаст памятник любви к мужу 💔— храм Спаса Нерукотворного на Бородинском поле. Это и первый памятник всем павшим. Потеряв позднее и единственного сына, она станет основательницей Спасо-Бородинского женского монастыря,  примет постриг и будет его игуменией. В монастыре она проживет оставшуюся жизнь, которой окажется немало.

Важно отметить, что рассказ о Бородине и вообще русской кампании в основном написан участниками-французами. Русские почти не писали мемуаров! Причин тому было много, но самая главная – настоящая религиозность кутузовских генералов, когда люди видели себя скорее воплотителями Божьей воли, а не самостоятельными вершителями судеб.
Отсюда скромность и молчание о своих заслугах. Куда разговорчивее были
французы, которым к тому же надо было как-то оправдать неудачу в России.
Поэтому в их рассказах и появился «генерал Мороз», хотя уже установлено, что
зима 1812 года не была холоднее других, климат России был уже довольно хорошо известен и описан путешественниками. Просто французы плохо подготовились к походу: доставить зимнее снаряжение для огромной армии
стало нерешаемой логистической задачей для того времени (снова пересказываю  фрагмент лекции историка Николая Промыслова).
Во второй части посмотрим на народ.

Продолжение следует...