Найти в Дзене
Александр Долгих

Настоящая причина, по которой Рождество приходит после Нового года

Сегодня католическое Рождество. Оно всегда до Нового года. И у нас так раньше было. Раньше — это во времена Российской Империи. А теперь православные сначала справляют Новый год, а потом уже Рождество. Почему? Всё началось ещё при Юлии Цезаре. Римляне, чтобы навести порядок во времени, взяли календарь, который нам теперь известен как юлианский. Он был гениален для своего времени, но имел одну маленькую ошибку в расчётах. Год по нему был чуть-чуть длиннее, чем реальный оборот Земли вокруг Солнца. Всего-то на 11 минут, что кажется такой ерундой по сравнению с целым годом. Каких-то две тысячных процента. Но эти минуты незаметно копились столетие за столетием и к XVI веку накопились в полноценные 10 дней. Календарь как бы «уплывал» вперёд. Из-за расхождения с астрономическим циклом юлианский календарь постепенно "отставал". Он был основан на году длиной 365 дней и 6 часов, тогда как истинный солнечный год короче — 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд. Ежегодная ошибка накапливалась и

Сегодня католическое Рождество. Оно всегда до Нового года. И у нас так раньше было. Раньше — это во времена Российской Империи. А теперь православные сначала справляют Новый год, а потом уже Рождество. Почему?

Всё началось ещё при Юлии Цезаре. Римляне, чтобы навести порядок во времени, взяли календарь, который нам теперь известен как юлианский. Он был гениален для своего времени, но имел одну маленькую ошибку в расчётах. Год по нему был чуть-чуть длиннее, чем реальный оборот Земли вокруг Солнца. Всего-то на 11 минут, что кажется такой ерундой по сравнению с целым годом. Каких-то две тысячных процента. Но эти минуты незаметно копились столетие за столетием и к XVI веку накопились в полноценные 10 дней. Календарь как бы «уплывал» вперёд.

Из-за расхождения с астрономическим циклом юлианский календарь постепенно "отставал". Он был основан на году длиной 365 дней и 6 часов, тогда как истинный солнечный год короче — 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд. Ежегодная ошибка накапливалась и составляла 11 минут 14 секунд.

Это стало серьёзной проблемой, в первую очередь, для Церкви, потому что от даты весеннего равноденствия зависела дата Пасхи, которая по правилам должна праздноваться после первого полнолуния, следующего за этим равноденствием. А равноденствие по календарю уже не совпадало с реальным положением Солнца.

В 1582 году папа римский Григорий XIII провел календарную реформу и ввёл новый, более точный григорианский календарь (тот, по которому сейчас живём мы). Чтобы догнать ушедшее время, просто взяли и выкинули эти накопившиеся 10 дней, и после 4 октября наступило сразу 15 октября. А чтобы календарь не начал снова убегать, добавили новое правило для високосных лет.

-2

Католические страны новый календарь приняли довольно быстро. А вот для православного мира это стало огромной проблемой. И дело тут не только в консервативности. Во-первых, реформа исходила от папы римского, а отношения между Западной и Восточной Церквами к тому времени уже сотни лет были очень напряжёнными. Принять что-то от «конкурента» было практически невозможно.

Во-вторых, изменение календаря ломало всю сложную, как часовой механизм, систему расчета Пасхи, которая была утверждена древними соборами. Церковь боялась, что любая попытка тронуть время нарушит священный порядок праздников и вызовет смуту среди верующих. Поэтому православные церкви отказались от Григорианского календаря.

Так и получилось, что Европа жила по новому стилю, а Россия и многие православные по старому. Разница между двумя календарями продолжала медленно расти и к началу XX века она составляла уже полноценные 13 дней.

После революции 1917 года новая советская власть решила порвать со всем «старорежимным», включая и календарь. В 1918 году вышел декрет о том, что Россия переходит на григорианский календарь «в целях единения со всем цивилизованным миром». Так после 31 января наступило сразу 14 февраля. Но Церковь, которая уже подвергалась гонениям, этот декрет традиционно проигнорировала. Для верующих это был вопрос принципа и верности традиции в условиях, когда всё вокруг рушилось.

-3

Так и получился этот календарный парадокс, который мы видим сейчас. Государство стало жить по новому стилю. Поэтому Новый год, светский праздник, мы отмечаем в ночь с 31 декабря на 1 января по григорианскому календарю. А Православная Церковь продолжает жить по юлианскому. И для неё Рождество по-прежнему наступает 25 декабря. Но так как наше гражданское 25 декабря это только 12 декабря по старому стилю, то настоящая дата «смещается» в наши дни. Прибавляем 13 дней разницы и получаем 7 января по нашему, привычному григорианскому календарю.

Так что наше Рождество это вовсе не какая-то особая дата, а то самое древнее 25 декабря, после применения двух разных систем счёта времени. Именно поэтому мы сначала как граждане отмечаем Новый год, а потом, неделей позже, как часть многовековой традиции приходит Рождество.

Читай ещё больше интересного в Телеграм, а ниже несколько интересных статей по теме специально от меня: