Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Наследницы Вильгельма Завоевателя. Теневые, но достойные дочери

Вильгельм I Завоеватель (1027/1028–1087 гг.) – основатель Английского королевства – был всю жизнь счастлив со своей единственной женой Матильдой Фландрской, которая подарила ему 4 сыновей и 6 дочерей: Аделизу, Сесилию, Констанцию, Матильду, Аделу, Агату. Как же сложились судьбы дочерей? Сведений о наследницах знаменитого Завоевателя сохранилось крайне мало; даже порядок их появления на свет и точные даты их жизни неизвестны. Английский историк Фрэнк Барлоу утверждает, что «девочки были и набожны, и расположены к учению», то есть получили хорошее образование, в первую очередь, – религиозное, что впоследствии во многом определило их судьбу. Известно, что Сесилия (1056–1126/1127 гг.) изучила латинский язык, риторику и логику, Адела (1066/1067–1138 гг.) знала латынь. Французский хронист-поэт Бодри де Бургей воспевал их добродетели (целомудрие и искренность), а также красоту. Но последний комплимент Барлоу подверг сомнению, поскольку братья принцесс были непривлекательными мужчинами. Исто
Оглавление

Вильгельм I Завоеватель (1027/1028–1087 гг.) – основатель Английского королевства – был всю жизнь счастлив со своей единственной женой Матильдой Фландрской, которая подарила ему 4 сыновей и 6 дочерей: Аделизу, Сесилию, Констанцию, Матильду, Аделу, Агату. Как же сложились судьбы дочерей?

«Почтенная леди из королевской знати»

Сведений о наследницах знаменитого Завоевателя сохранилось крайне мало; даже порядок их появления на свет и точные даты их жизни неизвестны. Английский историк Фрэнк Барлоу утверждает, что «девочки были и набожны, и расположены к учению», то есть получили хорошее образование, в первую очередь, – религиозное, что впоследствии во многом определило их судьбу.

Известно, что Сесилия (1056–1126/1127 гг.) изучила латинский язык, риторику и логику, Адела (1066/1067–1138 гг.) знала латынь. Французский хронист-поэт Бодри де Бургей воспевал их добродетели (целомудрие и искренность), а также красоту. Но последний комплимент Барлоу подверг сомнению, поскольку братья принцесс были непривлекательными мужчинами.

«Девочки были и набожны» / © WOH
«Девочки были и набожны» / © WOH

Историк считал, что Вильгельм не спешил выдавать своих дочек замуж, так как, очевидно, опасался соперничества и претензий со стороны их мужей. Тем не менее, «дочерей, очевидно, готовили к браку с людьми из знатных семей», так как брачный расчет был важной частью политики монархов.

У Вильгельма были планы насчет старшей дочки Аделизы (1055–1113 гг.). Сначала он хотел выдать ее замуж за Герберта Мэнского, потом за эрла Уэссекского Гарольда, затем за Альфонса VI Кастильского и Леонского.

Но Аделиза любила другого – последнего англосаксонского короля Гарольда II Годвинского, с которым, если верить английскому хронисту 11–12 вв. Ордерику Виталию, даже была обручена (Гарольд погиб, сражаясь с войсками Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе в 1066 г.).

«Брак как политика» / © WOH
«Брак как политика» / © WOH

Эту помолвку косвенно подтверждают нормандский хронист 12 века Роберт де Ториньи и английские историки 11–12 веков Уильям Мальмсберийский и Эдмер. Скорее всего, Аделиза стала монахиней и закончила свои дни в аббатстве. Сохранилось обращение к ней богослова 11–12 веков Ансельма Кентерберийского – «почтенная леди из королевской знати».

Монахиня и аббатиса

В отличие от Аделизы, Сесилия изначально не предназначалась никому в невесты. В 19 лет она была пострижена в монахини в монастыре Святой Троицы в Кане (город во Франции), который был основан ее родителями.

Известно, что королева Матильда одобрила отказ дочки от мира, так как была заинтересована, чтобы монастырем руководил близкий ей человек. В 1112 году умерла аббатиса монастыря – сестра Сесилии Матильда. Сесилия заняла ее место и оставалась на этом посту до смерти.

«Сесилия выбирает монастырь» / © WOH
«Сесилия выбирает монастырь» / © WOH

Об этой принцессе сохранилось очень мало сведений. Известно, что она была близка со старшим братом – Робертом Куртгёзом («короткие штаны»), который не скупился на пожертвования в ее монастырь.

Была ли она счастлива в отрыве от мира? Во всяком случае ее положение было типичным для знатной дамы описываемого времени и, скорее всего, она чувствовала себя вполне комфортно вдали от бурной политической жизни своего отца.

Короткий брак Констанции

Иначе сложилась личная жизнь Констанции (1057/1061–1090 гг.). Довольно поздно, в 30 лет она вышла замуж за герцога Бретани Алена IV, но это был вынужденный брак по расчету. Вильгельм Завоеватель вторгся в его владения и фактически принудил к этому союзу.

«Свадьба» / © WOH
«Свадьба» / © WOH

Неудивительно, что брак был несчастливым – несмотря на пышную праздничную церемонию. Уильям Мальмсберийский сообщает, что Констанция не снискала ни любви, ни уважения подданных из-за своей суровости. Иначе характеризует ее Ордерик Виталий: по его словам, она отличалась скромностью и заботилась о жителях Бретани.

Брак продолжался недолго – всего 2 или 4 года. Констанция быстро умерла, так и не родив наследника; по некоторым сведениям, она была отравлена.

Рассудительная Адела и неизвестные Матильда и Агата

О четвертой дочери Вильгельма Матильде (1061–1086 гг.) известно только то, что она была аббатисой монастыря Святой Троицы в Кане.

Адела же выросла очень религиозной, набожной девушкой. Вероятно, Вильгельм особенно выделял ее среди дочек, потому что в 1083 году выдал ее замуж за своего союзника и помощника – Этьена, наследника графа Блуа.

«Избранная дочь» / © WOH
«Избранная дочь» / © WOH

В этом браке родились 12 детей, которым Адела дала прекрасное для своего времени образование (своего младшего сына Анри она отправила в Клюнийский монастырь, который был религиозным центром Европы).

По настоянию супруги Этьен вместе с ее братом Робертом Куртгёзом принял участие в Первом крестовом походе. Однако в отличие от Роберта, который своей храбростью заслужил репутацию славного воина, Этьен зарекомендовал себя не самым лучшим образом.

Адела настояла, чтобы он исполнил обет и увидел Иерусалим. Этьен вернулся в Палестину, где погиб в 1102 году.

«Мать и воспитательница» / © WOH
«Мать и воспитательница» / © WOH

Как преждевременная гибель супруга отразилась на судьбе Аделы? Если верить Ордерику Виталию, она не сломалась. Будучи умной, предприимчивой женщиной, она покровительствовала писателям, разбиралась в политике и успешно правила Блуаским графством.

В роли правительницы она чувствовала себя настолько уверенно, что даже нарушила порядок престолонаследия, передав престол Блуа не старшему сыну Гийому, с которым конфликтовала, а второму наследнику Тибо.

Адела оказалась дальновидной женщиной и отправила своего четвертого сына Стефана к английскому двору под крылышко своего брата короля Генриха. Она не прогадала: в 1135 году Стефан взошел на английский престол, так как Генрих не оставил законного наследника.

«Одиночество» / © WOH
«Одиночество» / © WOH

Информации о младшей дочери Вильгельма Агате (умерла до 1074 г.) сохранилось крайне мало. Она была невестой сначала короля Кастилии и Леона Альфонсо VI, потом – графа де Бар-сюр-Об Симона де Вексен – родственника своей матери, который воспитывался при дворе Вильгельма. Почему они так и не поженились? Ведь Симон был приближенным Завоевателя, этот брак, кажется, напрашивался сам собой.

Возможно, жених сам не захотел связывать себя супружескими узами, так как был склонен к духовной жизни. В пользу этой версии говорит тот факт, что его вторая помолвка также сорвалась, потому что он постригся в монахи.

«Тоска» / © WOH
«Тоска» / © WOH

Впоследствии Симон прославился на миротворческом поприще (так, он помог Вильгельму примириться с сыном Робертом Куртгёзом) и за свои благочестивые труды был причислен католической церковью к лику святых.

Дочери Завоевателя прожили незаметную, но вполне достойную жизнь. Безусловно, их знаменитый отец мог бы ими гордиться – в отличие от сыновей, моральные качества которых оставляли желать лучшего, но об этом в другой статье.