Найти в Дзене
Владимир Гутенёв

Алжир впервые перевел спор о колониальном прошлом Франции в юридическую плоскость

Парламент закрепил на уровне закона: колонизация 1830–1962 годов признана преступлением, выдвинуты требования официальных извинений и репараций. ⤴️Речь идёт о создании правовой базы для компенсаций по конкретным эпизодам: от гибели до 1,5 млн алжирцев в период завоевания и колониального правления и ядерных испытаний в Сахаре - до возврата архивов, культурных ценностей и останков. Это не внезапный демарш. Страна последовательно поднимала вопрос ответственности: в 2005 году - в ответ на попытки Парижа говорить о «позитивной роли» колониализма, в 2021 - после отказа Макрона принести извинения. Сейчас - следующий, более жёсткий этап. Государство в Северной Африке хорошо понимает пределы возможного и ориентируется на мировые прецеденты. ⬆️Германия признала геноцид в Намибии, но оформила €1,1 млрд как «помощь развитию», избегая слова «репарации». Это потолок уступок, на который готовы идти бывшие метрополии. ⭕️ Главный риск для Парижа - эффект домино. За всю историю Франция имела около 80

Алжир впервые перевел спор о колониальном прошлом Франции в юридическую плоскость. Парламент закрепил на уровне закона: колонизация 1830–1962 годов признана преступлением, выдвинуты требования официальных извинений и репараций.

⤴️Речь идёт о создании правовой базы для компенсаций по конкретным эпизодам: от гибели до 1,5 млн алжирцев в период завоевания и колониального правления и ядерных испытаний в Сахаре - до возврата архивов, культурных ценностей и останков.

Это не внезапный демарш. Страна последовательно поднимала вопрос ответственности: в 2005 году - в ответ на попытки Парижа говорить о «позитивной роли» колониализма, в 2021 - после отказа Макрона принести извинения. Сейчас - следующий, более жёсткий этап.

Государство в Северной Африке хорошо понимает пределы возможного и ориентируется на мировые прецеденты.

⬆️Германия признала геноцид в Намибии, но оформила €1,1 млрд как «помощь развитию», избегая слова «репарации». Это потолок уступок, на который готовы идти бывшие метрополии.

⭕️ Главный риск для Парижа - эффект домино. За всю историю Франция имела около 80 колоний. Если хотя бы часть из них пойдёт по алжирскому пути и закрепит требования законодательно, вопрос репараций перестанет быть историческим и станет системной политико-экономической проблемой не только для Франции, но и для ЕС.

Алжирский фактор - это не внешняя политика. 12-13% иммигрантов в 5 республике - выходцы из африканского государства. Любая эскалация мгновенно отражается внутри страны: на улицах, в электоральной повестке, в межобщинных отношениях.

➡️В условиях миграционного кризиса и социального напряжения тема репараций может стать детонатором - куда более реальным, чем мифическая «российская угроза».

🖱️ Подписывайтесь на мой канал в МАХ

🇷🇺 МАХ | 📱 Телеграм | 📶 Вк