Трудно представить, но когда-то жена была намного известнее, чем муж. Именно Людмила Зорина обеспечила старт актерской карьеры Олега Янковского. Но потом он стал суперзвездой театра и кино, а она оказалась в тени своего мужа.
Почему Янковского в свое время называли «Людкин муж»? В каких фильмах супруги снимались вместе? И почему у Зориной всего несколько работ в кино?
На фото в костюме и гриме Олег Янковский и его жена Людмила Зорина в обычной одежде на съемках фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), режиссер Эмиль Лотяну. Вообще-то Людмила Александровна в картине не снималась. Приехала, чтобы навестить мужа.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в Казахстане, где в то время его отец, бывший дворянин, офицер царской армии и герой Первой мировой войны, трудился на медеплавильном комбинате. В 1951 семья переехала в Саратов.
В этом же городе накануне войны, 1 мая 1941 года, появилась на свет Людмила Зорина. Так что у обоих было тяжелое, голодное и холодное, военное и послевоенное детство.
Людмила и Олег познакомились в Саратовском театральном училище – девушка поступила в 1959-м и училась на курс старше. По свидетельству очевидцев их романа, молодой человек познакомил свою невесту с мамой (отец к тому времени скончался), на что Мария Ивановна Янковская сразу отчеканила, что в их роду все женятся один раз и на всю жизнь.
Так и случилось со всеми ее детьми – старшим Ростиславом, средним Николаем и младшим Олегом.
ЛЮДКИН МУЖ
В 1964-м Людмила окончила обучение и была принята в Саратовский театр драмы. Первый же спектакль – «104 страницы про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского сделал ее настоящей звездой провинциальной сцены. Ей отдавали главные роли, публика специально ходила на Зорину.
А получивший диплом через год Олег Янковский оказался не востребован. Лишь благодаря настойчивым требованиям супруги, его приняли в тот же Саратовский театр драмы. Вот только роли у него поначалу были из разряда «кушать подано».
В те годы коллеги по театру за глаза называли Янковского «Людкин муж», подчеркивая его зависимость от славы супруги.
Неизвестно, обижался ли тогда начинающий артист на такие слова, но став знаменитым, он нередко в шутку вспоминал нелицеприятное прозвище, иронизировал над ним, а однажды на встрече старых знакомых по Саратову даже поднял шуточный тост «За Людкиного мужа!».
ВСЕНАРОДНАЯ СЛАВА
Все изменилось в августе-сентябре 1968 года, когда на киноэкраны страны вышел фильм «Щит и меч» о советском разведчике, действующем под прикрытием в тылу Третьего Рейха. Главную роль сыграл Станислав Любшин, а в титрах, в роли друга главного героя, офицера СС, значилось совершенно неизвестное зрителям имя – Олег Янковский.
В кино он попал совершенно случайно. В 1967-м Саратовский театр драмы гастролировал во Львове, где в это время находился режиссер картины «Щит и меч» Владимир Басов. Тогда он как раз искал кандидатов на роли в свой будущий фильм, и будучи в ресторане львовской гостиницы, обратил внимание на молодого человека с «истинной арийской внешностью», сидевшим за соседним столиком. Басов принял его за ученого, и очень удивился, когда познакомился и узнал, что это профессиональный актер. Вызванный на пробы в Москву, Олег Янковский получил свою первую кинороль и после премьеры проснулся знаменитым.
Во время съемок в «Щит и меч» Янковского заметили на «Мосфильме» и другие режиссеры. Так он получил главную роль еще в одном фильме – «Служили два товарища». Картина стартовала в кинотеатрах сразу за шпионской сагой, в октябре 1968 года, и окончательно закрепила 24-летнего Олега Янковского в негласном статусе кинозвезды всесоюзного масштаба.
Естественно, сразу же изменилось отношение к актеру в родном театре. Теперь в Саратове ему поручали главные роли во всех значимых спектаклях, и постепенно муж, а не жена становился главной звездой саратовской сцены. Тем более Людмила Зорина 10 октября 1968 года родила сына Филиппа и посвятила себя заботам о воспитании ребенка.
А Янковский, продолжая выступать в Саратове, получал предложения от киностудий со всей страны. Теперь провинциальный актер мог даже выбирать себе кого играть. Вот картины, где у него были главные и большие роли: «Жди меня, Анна» (1969), «Я, Франциск Скорина» (1969), «Расплата» (1970), «О любви» (1970), «Белая земля» (1970), «Сохранившие огонь» (1970), «Гонщики» (1972).
ПЕРЕЗД В СТОЛИЦУ
В «Гонщиках» его партнером был Евгений Леонов, который и порекомендовал саратовского актера нового режиссеру Театра «Ленком» Марку Захарову.
В 1973 году Олег Янковский, Людмила Зорина и и сын Филипп переехали в Москву. Супруга тоже получила место в театре, но если муж сразу же получил главную роль в предстоящем спектакле и в будущем стал одним из главных лиц «Ленкома», то жена наоборот, оказалась в амплуа «кушать подано».
Супруги иногда выходили на сцену вместе. Вот их редкая совместная работа. Олег Янковский и Людмила Зорина в телеспектакле «Парень из нашего города» (1978) от режиссера Марка Захарова по одноименной пьесе Константина Симонова. Сначала вышел спекталь в «Ленкоме», а потом его пересняли с тем же актерским составом для телевидения.
Главная роль в постановке «Ленкома» у Виктора Проскурина. Янковский и Зорина сыграли его друзей юности.
Оба типичные «ботаники», «очкарики», связали свою жизнь с медициной, оба неравнодушны друг к другу, но идут годы, началась война, а каждый из них так и не решается сделать первый шаг…
В кино же Людмилу Зорину, не имеющую опыта съемок, не приглашали совсем. Да и сама она не особо стремилась, к работе на износ. Людмила Александровна выбрала самую главную роль в своей жизни – стать матерью и хранительницей семейного очага.
Тем не менее, благодаря мужу она смогла несколько раз появиться на экране.
СОВМЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ
В 1982 году вышла драма «Полеты во сне и наяву», не особо принятая зрителями, но заслужившая похвалы критиков и коллег, и ставшая классикой советского кинематографа.
Олег Янковский договорился с режиссером Романом Балаяном, что экранную супругу его героя в фильме сыграет его настоящая жена. Так Людмила Зорина дебютировал в кино с небольшой роли второго плана.
Ее героиня застукивает мужа с молодой пассией и выгоняет его из дома.
Следом был эпизод в картине «Послесловие» (1983) и еще одно мимолетное появление в «Крейцеровой сонате» (1987) по Льву Толстому, где актриса также оказалась благодаря своему мужу, игравшему там главную роль.
И все!
Зато супруги 47 лет прожили вместе и, несмотря на многочисленные слухи о «служебных» романах Олега Ивановича, воспитали сына Филиппа, который стал известным российским кинорежиссером и актером. Ну а их внук Иван Янковский (1990 г.р.) – сегодня настоящая суперзвезда.
20 мая 2009 года Олег Янковский ушел из жизни.