Найти в Дзене
ТыжИсторик

Тёмные века: Завершение эпохи патристики.

Автор: Hoomkeen За долгое столетие арабских завоеваний, когда мы наблюдали за тем, как от западной цивилизации провинция за провинцией отделяются провинции, поглощаемые новой религией, мы очень давно не рассматривали людей, живших и мыслящих в эти годы. Пришла пора исправить эту оплошность, так как нельзя пропустить завершение ещё одной незаметной для большинства эпохи, завершение лет, когда жили и действовали отцы церкви. Отцами церкви зовут крупных богословов и писателей, которые начиная с зарождения христианства заложили своими исследованиями доктрины христианства, сохранившиеся до наших дней. Первые из них, как считается лично знали апостолов, и хотя труды отцов церкви не вошли в Новый Завет, от обычных церковных писателей их отделяет то, что они признаются официальными свидетелями и толкователями Священного Писания. Consensus Patrum - важнейший принцип, по которому истинное христианское учение — это то, во что «верили везде, всегда и все», то есть должно согласовываться с тем, о ч

Автор: Hoomkeen

За долгое столетие арабских завоеваний, когда мы наблюдали за тем, как от западной цивилизации провинция за провинцией отделяются провинции, поглощаемые новой религией, мы очень давно не рассматривали людей, живших и мыслящих в эти годы. Пришла пора исправить эту оплошность, так как нельзя пропустить завершение ещё одной незаметной для большинства эпохи, завершение лет, когда жили и действовали отцы церкви.

Отцами церкви зовут крупных богословов и писателей, которые начиная с зарождения христианства заложили своими исследованиями доктрины христианства, сохранившиеся до наших дней. Первые из них, как считается лично знали апостолов, и хотя труды отцов церкви не вошли в Новый Завет, от обычных церковных писателей их отделяет то, что они признаются официальными свидетелями и толкователями Священного Писания.

Consensus Patrum - важнейший принцип, по которому истинное христианское учение — это то, во что «верили везде, всегда и все», то есть должно согласовываться с тем, о чем говорили в первые века выдающиеся представители христианства. Как обычно за последующие годы позиция и по этому принципу у католиков и православия несколько различается, но я не буду вдаваться в современные различия, а завершу на том что общая позиция всех ветвей христианства в том, что эпоха главных отцов церкви заканчивается в VIII веке и последним представителем будет Иоанн Дамаскин, живший на территории Омейядского халифата и активно противостоящий политике иконоборчества. Я обязательно напишу про него отдельную статью.

-2

Труды отцов церкви изучает патристика, более поздних крупных деятелей могут называть почетным титулом Учитель Церкви, и всех-всех их изучает схоластика. Как и всегда кто-то пользуется большим авторитетом, кто-то чуть меньшим и ради пресечения споров о том, кто же авторитетнее в православии даже учрежден праздник собор трёх святителей, почитая равновеликими Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

-3

Но одновременно с Иоанном из Дамаска далеко на западе жил и работал другой, крупный и интересный деятель этой эпохи - Бе́да Достопочте́нный, с трудами которого нам можно вернуться в Англию и начать следить за историей гептархии на Британских островах. Про него обязательно надо написать отдельную статью.

-4

Если Беда посвятил свою жизнь работе церковного писателя и оставил после себя множество интереснейших книг, надолго задавших вектор развития церковной мысли на западе, одновременно с ним в Саксонии работал Святой Бонифаций - величайший миссионер и крупный реформатор церкви во франкском государстве. Он и его ученики превратят в христианские множество племён германцев, которые до сих пор были на периферии франкского государства на правах живших по своим собственным законам герцогств. Его жизнь тоже должна быть описана как ещё один пример христианской деятельности в этот период.

-5

Ну, и наконец, над будет ещё отдельно рассказать про Папу Римского Григория III, последнего из неевропейских пап, которые правили в Риме (он был родом из Сирии). Противник иконоборчества, он мужественно начал борьбу против императора, закончив эпоху прямого подчинения Константинополю. Политику Рима на следующие годы будет определять война с лангобардами, которые стремились завершить объединение Италии и поиск союзников в состоянии когда на юге и западе от Рима царил ислам, на востоке жгли иконы, и последняя надежда была на северное государство франков, где как нельзя кстати Бонифаций успешно убеждал Карла Мартелла в необходимости выстраивать жесткую церковную иерархию и подчинять всех епископов Риму.

-6

Вот такой краткий план на ближайшее будущее, ну а то что происходило до 730-х годов можно почитать здесь.

Наш телеграм-канал.