Найти в Дзене
ТЕМА. ГЛАВНОЕ

Общественный транспорт Новосибирска на грани остановки: мигрантов уволили — троллейбусы встали

Новосибирск, крупнейший транспортный узел Сибири, столкнулся с кризисом в системе общественного транспорта — и не где-нибудь, а именно в троллейбусном хозяйстве, которое долгие годы считалось образцом устойчивости. За четыре дня — с 18 по 22 декабря 2025 года — количество троллейбусов, выходящих на линию, сократилось на 35 единиц: с 229 до 194. Это почти 15% парка, исчезнувшего из городской транспортной сети за считанные дни. При этом численность водителей «Горэлектротранспорта» упала с 459 до 400 человек — 59 человек за четыре дня. По данным профильной комиссии горсовета, в ближайшее время предприятие может потерять ещё около 100 водителей, уволенных из-за вступления в силу областного запрета на привлечение иностранной рабочей силы без надлежащего оформления. Власти торопятся свалить вину на «анти-мигрантские ограничения». Но правда — другая. И гораздо прозаичнее. Кризис не случился из-за закона. Он раскрылся из-за того, что годами маскировался эксплуатацией бесправных мигрантов. «Ра

Новосибирск, крупнейший транспортный узел Сибири, столкнулся с кризисом в системе общественного транспорта — и не где-нибудь, а именно в троллейбусном хозяйстве, которое долгие годы считалось образцом устойчивости. За четыре дня — с 18 по 22 декабря 2025 года — количество троллейбусов, выходящих на линию, сократилось на 35 единиц: с 229 до 194. Это почти 15% парка, исчезнувшего из городской транспортной сети за считанные дни.

При этом численность водителей «Горэлектротранспорта» упала с 459 до 400 человек — 59 человек за четыре дня. По данным профильной комиссии горсовета, в ближайшее время предприятие может потерять ещё около 100 водителей, уволенных из-за вступления в силу областного запрета на привлечение иностранной рабочей силы без надлежащего оформления.

Власти торопятся свалить вину на «анти-мигрантские ограничения». Но правда — другая. И гораздо прозаичнее.

Кризис не случился из-за закона. Он раскрылся из-за того, что годами маскировался эксплуатацией бесправных мигрантов.

«Работали в две смены — за счёт мигрантов»

Эта фраза, прозвучавшая в одном из самых резонансных комментариев в паблике «Новосибирский трамвай», — не просто эмоция. Это ключ к пониманию всей системы, построенной мэрией Максима Кудрявцева и руководством МКП «Горэлектротранспорт»:

«…всю жизнь работает ленинка (и не в таком масштабе другие депо), за счёт мигрантов, именно поэтому +- расписания закрывала, а теперь вот так вот…», - пишут в комментариях в паблике.

«Ленинская» — крупнейшее троллейбусное депо Новосибирска. И вот уже много лет оно функционировало не за счёт нормального расписания и кадровой политики, а за счёт того, что мигранты соглашались работать в условиях, от которых отказывались даже самые отчаявшиеся россияне.

Что это за условия? Об этом и сообщают комментаторы:

— Работа «в две смены подряд» — без перерыва на сон, без полноценного отдыха.

— Отсутствие туалетов на конечных остановках или в депо.

— Нет пунктов питания — водитель вынужден либо голодать, либо есть в салоне.

— Выезд на неисправных машинах, с изношенными колёсами, с отсутствующим протектором, с неисправной тормозной системой.

— Без выходных по нескольку месяцев подряд, потому что «расписание не закрывается».

И вот здесь — главный парадокс, который власти упорно не хотят признавать:

Зарплата в 150 тысяч рублей до вычета налогов — при таких условиях — не выглядит привлекательной. Напротив, она становится целевой компенсацией за унижение и риск для жизни.

Но россияне — не рабы. Они уходят. Уходят из профессии, уходят из депо, уходят из города.

А мигранты? Они остаются. Потому что для них 150 тысяч — это в 5–6 раз больше, чем они могли бы заработать дома. И они готовы терпеть то, что терпеть не должен ни один человек.

Почему местные не шли?

Мэрия утверждает: «Мы платим высокую зарплату!» Но цифры — не всё. Люди решают не только по деньгам, но и по условиям, достоинству, безопасности. И именно здесь «Горэлектротранспорт» проиграл.

Вот ещё один комментарий из паблика, раскрывающий суть:

«Теперь, наконец-то должно прийти понимание, что на мигрантах предприятие работать не может. Водитель — человек, нужно его интересы тоже соблюдать: и на туалет, и на обед, и на выходные, и на колеса с протектором. Если меры примут — коллективы восстановятся из ранее ушедших».

Это не просто пожелание. Это программа выхода из кризиса, которую мэрия годами игнорировала.

Потому что дешевле было нанимать мигранта, чем чинить троллейбус. Дешевле было не строить столовую, чем платить за полноценный перерыв. Дешевле было не нанимать дополнительных водителей, чем соблюдать трудовое законодательство.

И вот результат: предприятие, формально «платящее 150 тысяч», на деле оказалось неспособным удержать хотя бы 500 водителей-россиян.

Для сравнения: в Новосибирске проживает более 1,6 млн человек. Даже если предположить, что лишь 1% взрослого населения — потенциальные кандидаты на профессию водителя троллейбуса, это 16 000 человек. Но вместо того, чтобы создавать условия, при которых эти люди захотели бы работать, мэрия предпочла импортировать «рабочие руки» из-за границы.

Теперь, когда система дала сбой, в мэрии пытаются спасти лицо: «Всё из-за запрета!» Но власть сама создала эту зависимость. Она годами позволяла МКП «Горэлектротранспорт» функционировать в режиме кабального найма, где мигрант — не сотрудник, а заменяемый расходный материал.

И именно поэтому, когда закон (пусть и с опозданием) встал на защиту трудового порядка, система рухнула мгновенно. Потому что её фундаментом была не профессиональная кадровая политика, а эксплуатация бесправия.

Попытки представить ситуацию в Новосибирске как «доказательство зависимости России от мигрантов» — это не только ложь, но и опасная идеологическая диверсия. Она направлена на то, чтобы оправдать дальнейшую эксплуатацию, дальнейшее разрушение трудового законодательства, дальнейшее вытеснение россиян из профессий.

Но реальность показывает обратное:

Россия не нуждается в мигрантах как в замене своим гражданам. Россия нуждается во власти, которая уважает своих граждан, и которая эффективна хоть на «троечку», а не настолько бездарна, как сейчас она это демонстрирует в Новосибирске.