Найти в Дзене
БО.big

Кто плохой — я или собака?

Сейчас у меня на передержке живет такса. Я взяла ее на время помочь близкому человеку. Хозяйка этой таксы проходит долгое лечение. Она сможет забрать собаку, когда это лечение закончится. И вот в связи с этой таксой у меня есть пара мыслей, которые хочу вам рассказать. Бывает, человек берет собаку, а она оказывается, скажем так, с особенностями. И человек бьется над ее коррекцией, адаптацией, социализацией и кучей всего еще. Получается плохо, собака так и остается «с особенностями», которые сильно ухудшают качество жизни и самой этой собаки, и владельцев ее. В это время атмосфера вокруг как бы намекает человеку: «Ты недостаточно стараешься, посмотри на других собак, они нормальные, это с тобой что-то не так, не смогла щенка адаптировать, социализировать и скорректировать». И человек уходит в чувство вины, в нелюбовь к собаке и по этому порочному кругу снова в чувство вины. А еще он думает, что все собаки такие и собаководство просто не для него. Поддержки вокруг мало. И совсем нет того

Сейчас у меня на передержке живет такса. Я взяла ее на время помочь близкому человеку. Хозяйка этой таксы проходит долгое лечение. Она сможет забрать собаку, когда это лечение закончится. И вот в связи с этой таксой у меня есть пара мыслей, которые хочу вам рассказать.

Бывает, человек берет собаку, а она оказывается, скажем так, с особенностями. И человек бьется над ее коррекцией, адаптацией, социализацией и кучей всего еще. Получается плохо, собака так и остается «с особенностями», которые сильно ухудшают качество жизни и самой этой собаки, и владельцев ее.

В это время атмосфера вокруг как бы намекает человеку: «Ты недостаточно стараешься, посмотри на других собак, они нормальные, это с тобой что-то не так, не смогла щенка адаптировать, социализировать и скорректировать».

И человек уходит в чувство вины, в нелюбовь к собаке и по этому порочному кругу снова в чувство вины. А еще он думает, что все собаки такие и собаководство просто не для него. Поддержки вокруг мало. И совсем нет того, кто скажет: «Ты все делаешь правильно, дело не в тебе». А в ком тогда?

Я буду тем человеком, который скажет — дело может быть в собаке. И если дело в собаке, вы можете биться в эту стеклянную стену долго и безрезультатно. А другим может повезти, и стандартный подход к стандартной собаке сработает стандартно: пёс будет радовать.

Временная такса, которая навела меня на эти мысли, попала ко мне не то, чтобы из идеальных условий. Не то, чтобы она была обременена каким-то воспитанием. Она немного волнуется, когда остается дома одна, пытается заигрывать с моими котами (коты не в восторге), не знает никаких команд.

Но! Эта собака такая, какой и должна быть собака: без страхов, без истерик, без гипервозбуждения, с породным темпераментом обыкновенной таксы. Она такой была, когда ее взяли щенком, она такой осталась несмотря ни на какой жизненный опыт.

Ее никто не приучал специально не бояться автомобилей и самокатов, никто не занимался специально ее социализацией (знаете эту тему про 10 видов транспорта, 10 разных людей и т.д.), никто никогда не корректировал ее поведение. Потому что нечего там корректировать.

Она слышит человека даже в момент «упало забрало», она быстро учится моим правилам, не доставляет хлопот. Единственное ее хулиганство — она научилась открывать решетку, отделяющую прихожую от остальной квартиры. Но это такса, у меня были бы к ней вопросы, если б не научилась))

Интересно, что мне вспоминается мой опыт с Митей. Митя — это щениха бордер терьера, которую я купила год назад. И в мае я вернула ее заводчику, потому что собака была со страхами, тревожностью, сильной реакцией на триггеры, плохой пищевой мотивацией. Также у нее подтвердился диагноз энтеропатия, что многое объясняло в ее поведении.

Я с такими собаками работаю как специалистка по коррекции поведения, я знаю, как и что делать, ко мне в основном именно такие собаки и приходят на консультации, потому что люди уже отчаялись. Но еще я знаю, сколько это занимает сил и времени. И с Митей я была не готова «брать работу на дом». У меня уже есть взятая работа на дом, агрессивная вельштерьерица, которую я брала осознанно и никуда возвращать не собираюсь.

Так вот, Митю можно прямо сравнить с этой таксой. Они одного возраста, должны быть с примерно похожим породным темпераментом (терьеры и таксы — норные охотники со всеми вытекающими). И если бы я была чуть менее опытным собачником, восприняла бы Митю как «такая собака, терьер, а что вы хотели», и закопалась бы в чувстве вины и усталости из-за того, каких усилий требует доведение ее до приемлемого состояния.

А такса живет у меня неделю, и я ее верну владелице, когда та сможет ее забрать (не буду морочиться с ее «дрессировкой под себя» то есть). И факт в том, что мне почти ничего не нужно делать дополнительно, чтобы с ней было нормально жить. Это собака без особенностей (читай, без пороков в психике).

К чему я это все? Собаки бывают «нейроотличные». И такие они чаще всего не потому, что вы где-то накосячили. Просто так бывает, просто кому-то везет (как хозяйке таксы), а кому-то не особенно. Это не значит, что нужно опускать руки, сдавать обратно любимую уже собаку или токсично виноватить саму себя. Делать для нейроотличной собаки все возможное гораздо легче, если знать, что это не ваш косяк, а косяк разведения (или «самовыведения») этой собаки. Она, конечно, не виновата в этом, но и вы тоже.