Найти в Дзене

Комментарий Тверской епархии Русской Православной Церкви в связи с публикацией на официальных ресурсах холдинга «Афанасий»

Комментарий Тверской епархии Русской Православной Церкви в связи с публикацией на официальных ресурсах холдинга «Афанасий» о намерении зарегистрировать товарный знак JESUS Тверская епархия считает необходимым заявить, что владелец холдинга «Афанасий» Максим Ларин ранее обращался в епархию с предложением, связанным с использованием имени Господа Иисуса Христа в коммерческой продукции и продвижении бренда. Данное предложение не получило одобрения. Со стороны епархии было прямо рекомендовано отказаться от употребления имени Спасителя в наименованиях и маркировке каких бы то ни было товаров, тем более в контексте производства и реализации пивных и иных алкогольных напитков. Имя Божие является святыней. Употребление имени Господа Иисуса Христа в коммерческих целях, в рекламной коммуникации и на продукции, связанной с алкоголем, воспринимается верующими как кощунство и как поминание имени Божия всуе, прямое нарушение одной из 10 заповедей Закона Божиего: “Не произноси имени Господа, Бога тво

Комментарий Тверской епархии Русской Православной Церкви в связи с публикацией на официальных ресурсах холдинга «Афанасий» о намерении зарегистрировать товарный знак JESUS

Тверская епархия считает необходимым заявить, что владелец холдинга «Афанасий» Максим Ларин ранее обращался в епархию с предложением, связанным с использованием имени Господа Иисуса Христа в коммерческой продукции и продвижении бренда. Данное предложение не получило одобрения. Со стороны епархии было прямо рекомендовано отказаться от употребления имени Спасителя в наименованиях и маркировке каких бы то ни было товаров, тем более в контексте производства и реализации пивных и иных алкогольных напитков.

Имя Божие является святыней. Употребление имени Господа Иисуса Христа в коммерческих целях, в рекламной коммуникации и на продукции, связанной с алкоголем, воспринимается верующими как кощунство и как поминание имени Божия всуе, прямое нарушение одной из 10 заповедей Закона Божиего: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно” (Второзаконие 5:11) Подобные действия оскорбляют религиозные чувства значительного числа граждан и могут повлечь общественный конфликт и правовые последствия.

Попытки представить данный замысел как уважительный диалог с молодёжью и как способ благотворительного сбора средств вызывают недоумение. Благие дела не нуждаются в использовании имени Спасителя в качестве бренда, а помощь храмам и церковным социальным проектам возможна без действий, которые заведомо ранят совесть верующих. Нетрудно умозрительно представить, какой резонанс вызвала бы аналогичная коммерциализация священных имен и символов других традиционных религий нашей страны.

Тверская епархия не поддерживает инициативу по регистрации и продвижению товарного знака JESUS и выражает к ней отрицательное отношение. Призываем организаторов проекта отказаться от указанного намерения. Верующим и всем людям доброй воли рекомендуем с рассуждением и ответственностью относиться к подобным инициативам и воздерживаться от приобретения продукции, в которой святыни используются в качестве элемента бренда и рекламы.

Церковь также напоминает, что кощунство и хула — это не смелый маркетинг и не нейтральный жест: это духовно опасный путь, который ранит прежде всего самого человека, размывает внутренние ориентиры и неизбежно приносит тяжёлые последствия — иногда не сразу и не внешне заметные. Господь долготерпелив и даёт время одуматься, но человек не может безнаказанно обращаться со святыней как с инструментом продаж. Мы призываем инициаторов проекта остановиться, пересмотреть решение и не усугублять соблазн, который сеется в обществе.

В публичных разъяснениях инициаторы проекта ссылаются на «зарубежные практики» работы с молодёжью. Однако приведённые примеры не подтверждают заявляемую логику. Так, широко обсуждавшееся в 2025 году мероприятие в Словакии представляло собой молодёжную церковную встречу, организованную местной архиепархией, где Папа Римский обратился к участникам с видеопосланием; это не было коммерческой кампанией и не имело отношения к использованию имени Спасителя в качестве товарного бренда.

В то же время коммерческое присвоение религиозных имен и слов в качестве торговых марок на Западе не является ни новым, ни «креативным» явлением: подобные инициативы имеют давнюю историю и регулярно становятся источником общественных конфликтов, репутационных потерь и правовых споров. В ряде юрисдикций попытки регистрации обозначения “JESUS” получали отказ как противоречащие публичной политике и общественной морали. Это показывает, что речь идёт не о «современном языке диалога», а о заведомо конфликтной форме коммерциализации святыни.

Епархия также считает необходимым подчеркнуть: попытка прикрыть коммерческий проект благими словами о миссии, молодёжи и пожертвованиях является проявлением лицемерия. Ничего богоугодного в использовании имени Господа Иисуса Христа в качестве бренда, тем более в связи с алкогольной продукцией, нет ни для инициаторов проекта, ни для сотрудников, которые будут участвовать в производстве и продвижении этой продукции, ни для покупателей. Призываем одуматься, отказаться от данного намерения и не вовлекать людей в соблазн и кощунство.

Дальнейшее — уже сфера личной ответственности и решений конкретных людей. Церковь не располагает инструментами административного воздействия на решения бизнеса и не может принуждать покупателей к тем или иным выборам. Наше дело — ясно свидетельствовать о нравственной стороне происходящего, предостеречь от соблазна и кощунства, а также молиться о вразумлении и исправлении — как инициаторов проекта, так и всех, кто окажется вовлечён в его производство, продвижение и потребление.

Пресс-служба Тверской епархии Русской Православной Церкви