Найти в Дзене

Гений места: усадьба Лог - Ольга Гориневская, Маргарита Ямщикова, Людмила Ямщикова-Дмитриева

Не для кого не секрет, что известный усадебный дом в селе Михайловском - новодел, причем, пятый по счету. Но есть на Псковщине подлинная усадьба пушкинских времен. Была она выстроена на берегу реки Плюсса в начале 19 века, с тех пор так и стоит на своем месте и ни разу не была реконструирована. Находится усадьба Лог на севере Псковской области, на границе Плюсского и Гдовского районов, в старинной деревне Лосицы. Угол не медвежий, но в стороне от основных трасс, поэтому имение Лог не слишком известно. А усадьба уникальна, больше не сохранилось у нас подлинных деревянных усадеб 19 века.
В 20 веке судьба этой усадьбы тесно переплелась с судьбами трех замечательных женщин, некогда живших в этих стенах. История усадьбы, как и история её обитателей, удивительна и необыкновенна. Первоначально усадьба Лог принадлежала Зиновьеву В. – участнику войны 1812 года. Вплоть до 1837 года хозяйкой этой усадьбы была его дочь – Зиновьева Александра Васильевна, которая получила дом в приданое. Спустя врем

Не для кого не секрет, что известный усадебный дом в селе Михайловском - новодел, причем, пятый по счету. Но есть на Псковщине подлинная усадьба пушкинских времен. Была она выстроена на берегу реки Плюсса в начале 19 века, с тех пор так и стоит на своем месте и ни разу не была реконструирована. Находится усадьба Лог на севере Псковской области, на границе Плюсского и Гдовского районов, в старинной деревне Лосицы. Угол не медвежий, но в стороне от основных трасс, поэтому имение Лог не слишком известно. А усадьба уникальна, больше не сохранилось у нас подлинных деревянных усадеб 19 века.
В 20 веке судьба этой усадьбы тесно переплелась с судьбами трех замечательных женщин, некогда живших в этих стенах.

История усадьбы, как и история её обитателей, удивительна и необыкновенна. Первоначально усадьба Лог принадлежала Зиновьеву В. – участнику войны 1812 года. Вплоть до 1837 года хозяйкой этой усадьбы была его дочь – Зиновьева Александра Васильевна, которая получила дом в приданое. Спустя время, в 1837 году дом был продан господину Щетинину – генерал-майору.

-2

Усадьба сохранила подлинную планировку, которая тогда была принята в дворянских усадьбах: бальный зал, гостиная, спальни, кабинеты, крыльцо со спуском к реке.

-3

Сюда приезжал Семён Семёнович Гейченко, чтобы изучить устройство усадьбы и принципы ландшафтной композиции. По подобию Лога утроены усадьбы в Михайловском и Тригорском - на склоне, с которого открывается вид на реку и озеро, на псковские дали.

-4

В усадьбе Лог всё настоящее и подлинное - мебель, обои, витраж из венецианского стекла, люстры, деревянные полы, печи.

-5

Конечно, всё это ремонтировалось, причем во время ремонта находились удивительные вещи, например, редкие монеты или серебряный портсигар с золотой монограммой.

-6

Начиная с 1890-х годов, хозяйкой усадьбы стала Писарева Варвара Николаевна, а также ее дочь Гориневская Ольга Константиновна. Об Ольге Константиновне и пойдет речь в этом посте.

-7

Ольга Константиновна Гориневская получила прекрасное образование, владела несколькими языками, училась в Петербургской консерватории по классу скрипки. Замуж вышла за Семена Юлиановича Сидорчука, поляка, к тому времени занимавшего должность придворного царского архитектора. Самая известная работа С.Ю. Сидорчука - здание Государевой Ратной палаты в Царском селе, где недавно был открыт музей, посвященной Первой мировой войне, к слову, пока единственный подобный музей в России.

Жила молодая семья в Царском селе, вращалась в царских кругах. Когда случилась революция, Семен Юлианович эмигрировал в Польшу. Ольга Константиновна осталась в Царском Селе и видела, как царскую семью увозили из Александровского дворца...

-9

Сразу после этого Гориневская уехала в имение Лог, где с тех пор жила практически безвыездно до 1966 года. Придворная дама, знакомая со всеми членами царской семьи, она работала простой сельской учительницей. Не иначе, как добрый гений места сохранил Ольгу Константиновну и в годы революции, и в годы репрессий, и в Великую Отечественную войну. Она не только уцелела сама, но у неё даже не был отнят усадебный дом.

-10

Двух своих дочерей Гориневская в 20-ые годы отправила к бывшему мужу. Но одинокой её жизнь назвать было нельзя. Пожалуй, даже больше, чем своих дочерей, она любила Маргариту Владимировну Ямщикову, писательницу, взявшую себе мужской псевдоним Ал. Алтаев.

Маргарита Владимировна Ямщикова
Маргарита Владимировна Ямщикова

С Ольгой Гориневской Маргарита Ямщикова познакомилась в 1895 году. Знакомство переросло в ближайшую дружбу, которую эти две незаурядные женщины пронесли через всю жизнь. Ямщикова называла Гориневскую своей второй дочерью. Дружба связывала Ольгу и с дочерью Маргариты Владимировны, Людмилой Андреевной Ямщиковой-Дмитриевой, актрисой и соавтором матери.

-12

Каждое лето Маргарита Ямщикова приезжала в Лог. В 1926 году она приобрела в собственность флигель от барского дома, где жила и работала в летние месяцы с 1927 по 1958 год (за исключением военных лет).

-13

Вместе женщины спасли дом от разорения в годы гражданской смуты: то, что Гориневская была женой архитектора Николая II, спасло дом от разорения белыми, писательница Ямщикова вполне себе сотрудничала с большевиками, что спасало дом от разорения красными. Так они и жили - приходят белые - их встречает Ольга, приходят красные - их встречает Маргарита.

-14

Берег Плюссы, на том берегу в годы Гражданской войны стоял Юденич.

-15

Удивительно, но Гориневскую не тронули и в годы репрессий, хотя из этого дома увели её двоюродного брата Дмитрия, за которым Ольга Константиновна фиктивно была замужем. У него обнаружили собранный своими руками детекторный приемник.

-16

Когда началась Великая Отечественная война, эти места были оккупированы немцами уже в начале июля 1941 года. В усадебный дом к Гориневской хотел вселиться германский офицер. Но Ольга сказала, что бывшая придворная дама по положению не может жить в одном доме с мужчиной, это её компрометирует. Удивительно, но сработало!

-17

Как-то зимой в имение пришли обмороженные и голодные партизаны. Ольга Александровна долгое время укрывала их в своем доме. Парадокс ситуации заключался в том, что командир партизанского отряда перед войной хотел разобрать усадебный дом на стройматериалы для колхозных нужд.

-18

Гориневская тогда ездила в Ленинград, и с большим трудом ей удалось выхлопотать отсрочку разборки усадьбы. Как же извинялся партизанский командир перед Гориневской теперь, когда Ольга спасла партизан от смерти.
А Ольга Константиновна не только партизан спасала - как-то она предоставила кров бежавшим из-под Ленинграда немецким дезертирам.

-19

Так сложилось, что в самом конце жизни Ольга Гориневская переехала к дочерям в Америку. В сети можно найти американские письма Ольги Константиновны. В каждом письме чувствуется тоска по любимым местам. Гориневскую интересует буквально всё - есть ли грибы в лесах, уродились ли огурцы и картофель, выпал ли снег, какие цветы цветут в палисаднике, вскрылась ли Плюсса из-подо льда...

-20

И в каждом письме сквозит обида на советское государство, которое её оставило без пенсии. А вот американцы выплачивали ей пособие, хотя она никогда там не работала.
Умерла Ольга Константиновна в 1978 году. Прах Ольги Гориневской по её завещанию был перенесен в Лог с другого континента и теперь покоится на старом церковном погосте.

-21

Около вот этой церкви.

-22

Выполнено и другое завещание Ольги Константиновны - по желанию последней хозяйки Лога в усадьбе устроен мемориальный музей М. В. Ямщиковой.

-23

Стол, за которым работала Ямщикова.

-24

Сохранившиеся книги из библиотеки Ямщиковой и Гориневской.

-25

"Умывальников начальник и мочалок командир".

-26

Рояль из Александровского дворца, который Гориневской каким-то чудом удалось оттуда вывести...

-27

Фотографии и книги М.В. Ямщиковой.

-28

Ямщикова была трудолюбива, написала более 150 книг, в основном биографий великий людей, переработанных для детей и юношества. Именно она в начале ХХ века начала биографическую серию «Жизнь замечательных людей», бренд которой после революции был присвоен Максимом Горьким.

-29

К слову, Маргарита Ямщикова была потомком русского художника-портретиста XVIII века Фёдора Рокотова (Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач – помните Заболоцкого?) и дочерью Владимира Дмитриевича Рокотова. Отец её был актёр и драматург, предводитель дворянства Великолукского уезда Псковской губернии. Своеобразный, экстравагантный был человек, позёр, этакий хиппи 19 века.

-30

В конце концов он разорился, умер нищим, родные от него отвернулись...

-31

Комната с экспозицией, посвященной дочери писательницы Людмиле Ямщиковой-Дмитриевой. На стене афиша со спектакля, в котором играла Людмила Ямщикова. Спектакль был новаторский. По ходу спектакля проходил настоящий суд над героиней, которая убила своего мужа. Людмила вспоминала, что когда играла она, героиню оправдывали, когда другая актриса - осуждали.

-32

Маргарита Ямщикова любила эти места. «Моя настоящая родина, родина души – на севере, в старой Псковщине...»

-33

И вот еще:
«Каждого из нас Лог очаровывал по-своему... Все нам казалось необыкновенным, очаровательным. Приводила в восторг мысль, что можем жить спокойно, все вместе, в чистоте, у себя в скромном и таком уютном домике на берегу Плюссы, в чудесной, ласкающей глаз местности. Кругом как будто только одна природа – не видно никакого жилья. Даже знакомый большой дом, и тот загорожен стеной сирени. Под окнами куст шиповника. Против приветно раскинула свои тенистые ветви огромная ель, посаженная еще маленькой Олей, когда ее привезли сюда впервые. А у самой террасы ствол березы, однолетки ели, развесистой, широкой, точно обнимающей наш домик. Выглянешь из окна светлого веселого коридора – зеленый скат, переходящий в луг. А за Плюссой – даль на много верст с серебряной извилистой лентой красавицы реки. А воздух свежий, ароматный, пьянящий, которым не дышишь, а который пьешь. И тишина… зеленая тишина…»

-34

Когда я сюда ехала, всё дивилась, что привлекало этих незаурядных женщин в таком месте? Местность тут не самая живописная - болотистая, плоская, поросшая сорным кустарником, комариная.

-35

Нет тут очарования Пушкиногорья или неброской красоты плавных изборских холмов. Казалось бы, что так убиваться в разлуке? Вероятно, и в самом деле гений места.

-36

Усадьбе Лог везёт и сейчас. Дело в том, что уже больше тридцати лет в усадьбе работает Татьяна Николаевна Степанова, научный сотрудник, хранитель и экскурсовод. Именно благодаря ей сохраняется это заповедное место. Татьяна Николаевна потрясающий рассказчик. Чувствуется, что она влюблена и в эту усадьбу, и в этих женщин, и в эти места.

-37

Хочется верить, что у усадьбы Лог и дальше будет счастливая судьба, и она не останется бедной падчерицей в тени своих именитых соседей...

-38

При написании поста использовано несколько фотографий с сайта http://slanist.ru/