Впервые Дубровицы я посетил летом 2016 года. Тогда мы двигались на машине из усадьбы Осташёво в Калугу и решили заехать посмотреть красивый храм. Но попав в 4-х часовую пробку под Москвой, в Дубровицы приехали ближе к ночи. Поэтому сделали только одну фотографию и поехали дальше в гостиницу.
Несколько дней назад я оказался здесь снова. Моей целью было не только увидеть храм снаружи, но и посетить его изнутри. Потому что интерьеры церкви стоили того, чтобы увидеть всю красоту своими глазами!
Чтобы понять, где мы с вами сейчас находимся, немного истории
Село Дубровицы ведёт свою историю с 1627 года (упоминание в летописях). Первым владельцем этой дворянской усадьбы был боярин Иван Морозов.
В конце жизни он постригся в монахи под именем Иоакима и в 1656 году завещал своё имение дочери Аксинье (Ксении), которая была замужем за князем Иваном Голицыным.
В 1688 году хозяином усадьбы стал сподвижник Петра I князь Борис Голицын.
На месте старого деревянного храма он задумал построить новую каменную церковь во имя образа Знамения Пресвятой Богородицы. Поэтому в 1690 году деревянную Ильинскую церковь разобрали и перенесли в соседнюю деревню Лемешево.
Автор проекта каменного храма неизвестен как и мастера которые его строили. По одной из версий - это шведский архитектор Никодемус Тессин Младший.
Строительство храма было завершено в 1697 году.
В 1704 году в присутствии императора Петра I Стефан Яворский освятил храм.
Что касается архитектуры Знаменской церкви, то пишут, что характер скульптуры и латинские надписи, которые в середине XIX века заменили на русские, свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам, хотя имеется здесь и "нарышкинское барокко" (в некоторых статьях пишут "голицинское барокко" - так как князь Борис Алексеевич Голицы имел желание европеизировать русскую архитектуру, но его направление не получило своего развития).
Считается, что Голицын смог воплотить свой смелый архитектурный замысел только благодаря близким отношениям с Петром Великим, который и сам очень любил западную архитектуру, поэтому активно интересовался и вдохновенно следил за постройкой этой необычной церкви.
Храм вокруг восьмигранника башни архитектор украсил 8-ю скульптурами апостолов.
А на земле разместили 4-х евангелистов. На некоторых фигурах сейчас нет голов.
Ещё две скульптуры поставили у входа. Это статуи христианских богословов IV столетия - Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
А другую скульптуру, Василия Великого, расположили над западной дверью храма на кровле. В православной церкви есть праздник Трех Святителей (Трёхсвятие, Васильев день), который отмечается 12 февраля.
Купол церкви завершили золочёной короной с шипами, напоминающими о терновом венке Спасителя.
После Голицыных Дубровицами стал владеть Григорий Потёмкин. У него усадьбу купила Екатерина II, которая подарила её другому своему фавориту - графу Александру Дмитриеву-Мамонову. После его смерти имение перешло в руки сына - Матвея Александровича Дмитриева-Мамонова.
При нём дворец, возведённый в стиле барокко, был перестроен в классическом стиле. В здании он создал большой Гербовый зал.
В 1825 году граф отказался присягать государю Николаю I, всячески ругал власть, писал оскорбительные письма, за что по совокупности был арестован, признан недееспособным и отправлен на Мамонову дачу (усадьбу "Василевское"), а усадебное имущество Дубровиц было передано под Дворянскую опеку.
После смерти графа усадьба по наследству отошла его дальнему родственнику Сергею Михайловичу Голицыну.
В 1917 году в господском доме открыли музей. Сначала его содержали бывшие владельцы усадьбы. В 1918 года размещённая в нём экспозиция получила название "Дубровицкий художественно-бытовой музей". При этом наиболее ценные экспонаты (около 100 картин) вывезли в Москву.
В марте 1927 году музей закрыли. Коллекцию раздробили на части по разным музеям страны (Москва, Подольск, Никольское-Урюпино, Царицыно, Истра, Саратов и другие населённый пункты, в частности предметы коллекции поступили в усадьбу Остафьево, усадьбу Архангельское, музей "Новый Иерусалим"). Это было сделано на том основании, что здание усадьбы как архитектурный объект (так посчитали чиновники) не представляет никакой ценности как, собственно, и сама сборная коллекция.
Сначала в господском доме хотели открыть Дом отдыха, а потом приняли решение приспособить его под другие социально значимые объекты - сельскохозяйственное училище, детский дом, лабораторию по электрификации сельского хозяйства, школу директоров колхозов, школу саперов. А в 1940 годах здесь размещался штаб военной части и гарнизон Дубровицы (аэродром). С 1947 года - институт кормления сельскохозяйственных животных.
К настоящему времени перед усадьбой сохранились львы (в 1927 году их хотели отдать в Дом отдыха Красной Армии, но по какой-то причине не отдали) - это копии древних львов из святилища Исиды и Сераписа в Риме (начало III в.) Когда эти копии (два льва) были созданы неизвестно. Но, как пишут в группе Вконтакте "Музей которого нет"
Семья Сергея Михайловича Голицына много лет жила в Риме, где его предки служили по дипломатическому ведомству. Известно, что Голицын привез в Дубровицы мебель из родового поместья в Риме, но про львов, правда, ничего не сообщал.
Такие же львы находятся в Пушкинском музее и в Архангельском (как и другая пара львов с ворот усадьбы Дубровицы).
В августе 1960 года усадьба Дубровицы и храм Знамения были признаны памятниками!
Однако, в 1964 году в институте животноводства, который размещался в усадьбе, произошёл сильный пожар. Но это даже привело к хорошим последствиям, как я понял. Здание не бросили, а в 1967 - 1972 годах стали проводить научную реставрацию, вернув ему первоначальный облик, удалив поздние надстройки 3 этажа.
До 2019 года в главном доме усадьбы располагался ЗАГС Подольского района.
В настоящее время в здании находится Федеральное научное подразделение животноводства, в том числе одна из крупнейших в России научных библиотек в этой области. В Гербовом зале проводятся заседания учёного совета. Фотографии интерьеров можно посмотреть на сайте.
После советской, повторная крупная реставрация всей территории усадьбы (как пишут очень спорная) была проведена в начале XXI века. В интернете пишут, что несмотря на то, что специалисты использовали старинные планы и фотографии, нынешний вид не соответствует ни одному историческому периоду. Я особо не сравнивал, поэтому ничего по этому поводу сказать не могу.
Единственное, хотел сделать фото с такого ракурса (эта карточка была размещена на стенде).
Но не понял откуда оно сделано, потому что сейчас колокольня стоит очень далеко от церкви. И фотографию не повторить. Видимо, это связано с тем, что восстановили её в 2022 году почему-то на другом месте (в 1929-1930 годах колокольня была взорвана).
Если говорить об исторических зданиях, то особый интерес представляют ворота Конного двора, исполненные в псевдоготическом стиле.
В конце осмотрим интерьеры Знаменской церкви, которую украшают горельефы, выполненные на библейские сюжеты.
Рядом со сценами «Страстного цикла» в картушах размещены стихи. Такие же надписи имеются и под ангелами с орудиями страстей Христовых.
Скульптуры сделаны в технике стукко.
Стукко (итал. stucco, от лат. stuccare - «отделывать») - техника скульптуры, при которой для создания фигур и декора используют смесь гипса с красителями и иными наполнителями.
Главным композиционным мотивом горельефов является цикл, посвящённый страданиям Господа Иисуса Христа. Самой крупной композицией является "Распятие" - центральный сюжет в цикле "Страсти Господни".
Резные деревянные золоченые иконостас и хоры храма были созданы лучшими резчиками того времени.
Именно здесь, на хорах, во время освящения церкви в 1704 году, молился царь Пётр I.
Иконы написаны изографами Оружейной палаты Московского Кремля. Из 20 икон 15 были утрачены в 60-х годах XX века.
На этом рассказ о Дубровицах завершён!
Сразу предвосхищу вопрос о фотографировании. Несмотря на то, что при входе размещена табличка фото запрещено (только по благословлению), фотографировать в церквях можно. Но я сделал даже больше - попытался получить официальное позволение. Ещё перед поездкой написал на почту церкви - мне так и не ответили. Тогда я связался с культурным центром церкви по телефону. Там сказали, что во время экскурсии лучше не делать фото (я хотел сходить на экскурсию), чтобы не мешать мероприятию, а потом, когда людей будет мало можете сделать кадры. Поэтому, если вы явно не мешаете молящемуся человеку, то фотографию в любом храме всегда сделать можно. Это и законно, и просто логично.
Дополню, что с момента моего прошлого посещения Дубровиц здесь благоустроили территорию. Теперь вы можете не только храм посетить, но и погулять по берегу реки Десна и Пахра по деревянным настилам.
Посидеть на скамейке и полюбоваться видами!
Конечно, посетить смотровую площадку!
Удачных путешествий по России!
Адрес: пос. Дубровицы, д. 45
Координаты: 55.441337, 37.494473
Кому важно узнавать о подобных местах, ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге!
Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на создание познавательных заметок)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много полезного со схемами, картами и координатами!