Жизнь Александра Ширвиндта на публике была спланированной. Его называли народным артистом и талантливым сатириком, а вместе с женой, архитектором Натальей Белоусовой, они показывали пример стабильного брака, продолжавшегося больше полувека.
А после кончины артиста всплыла одна история... Первая, кто открыто заговорил об этом, оказалась близкая знакомая семейства - актриса Наталья Селезнёва. Ее откровения раскрыли общественности неизвестную ранее сторону жизни Александра Анатольевича.
Театр «Ленком», 1960-е. Тогда режиссёр, работавший над постановкой «Чемодана с наклейками», закрутил роман, выбрав молодую актрису Мариночку Лукьянову. Частые длительные гастрольные туры создавали благоприятные обстоятельства для романтического сближения. Итогом этих встреч стал сын, появившийся на свет в 1967-м. Отец, стремившийся сохранить тайну, молча исчез, а марина решила назвать ребенка Федей. Федей Лукьяновым.
Федя все же получил отчество Александрович, намекающее на происхождение. Но официальное признание отцовства так и не состоялось. Эта тщательно охраняемая тайна была известна лишь немногим ближайшим людям Ширвиндта. Даже среди коллег театра, где постоянно циркулируют слухи, никто ничего не подозревал.
Спустя много лет подруга семьи Наталья Селезнёва в беседе с Андреем Малаховым высказала свое мнение:
- Я не представляю, как поступила бы сама, но Наташа (супруга Ширвиндта) проявила жестокость по отношению к мальчику. Его не пускали даже переступить порог дома. Так поступать нельзя.
По словам Селезнёвой, Ширвиндт, лишённый права открыто общаться с сыном, организовал помощь через посредников. Главную роль в этом сыграл его товарищ Михаил Державин.
- Это ужасная, жестокая и тяжелая история. Федя - настоящий сын Александра. Когда Миша возвращался с гастролей, он передавал ребенку подарки, спрятанные в своем багаже. Сам Ширвиндт не мог сделать это лично, поэтому просил друга.
Такой болезненный разрыв стал жертвой ради сохранения семейной гармонии и карьеры. В 70-е годы наличие ребёнка вне брака считалось серьёзным ударом по репутации публичной персоны. Артисты вроде Ширвиндта обязаны были соответствовать высоким моральным стандартам, включая личную жизнь.
Прошли годы. Фёдор Лукьянов вырос достойным человеком и профессионалом, добившись успеха независимо от родителя. По собственному выбору он закончил обучение на филологическом факультете Московского университета, освоив немецкий, английский и шведский языки.
Свою трудовую биографию начал в редакции радиостанции «Голос России», занимаясь передачами для аудитории Северной Европы. Благодаря стремительному профессиональному росту Лукьянов вскоре стал специалистом международного класса. В конце 90-х возглавлял международную службу газеты «Время МН», а позднее занял должность замредактора издания «Время новостей».
Начиная с 2002 года, Фёдор Александрович возглавляет известное периодическое издание «Россия в глобальной политике», заслужив репутацию видного российского политолога. Одновременно с работой в медиа сфере он также активно занимается преподавательской деятельностью, с 2015 года являясь профессором Высшей школы экономики, а ещё через пять лет запустил собственное шоу «Международное обозрение» на канале «Россия-24».
Его профессиональный авторитет был признан осенью 2022 года, когда профессор выступил координатором важной дискуссии на форуме клуба «Валдай», в которой участвовал президент Российской Федерации.
Фёдор тоже пришёл на похороны отца, но находился отдельно от членов официальной семьи. Только благодаря откровению Юрия Назарова, рассказавшего репортёрам правду о происхождении гостя, собравшиеся поняли драматичность происходящего. Однако даже в тот скорбный день жена Ширвиндта Наталья и его законный наследник Михаил демонстративно проигнорировали присутствие Лукьянова.
Последним штрихом трагической отчуждённости стало содержание завещания Александра Анатольевича, где отсутствовало любое упоминание о внебрачном ребёнке. Сам же Фёдор предпочитает воздерживаться от открытых высказываний касательно своей личной жизни.
«Моя жизнь остаётся моей и не подлежит обсуждению в средствах массовой информации. Сплетни созданы для распространения», — коротко прокомментировал он вопросы журналистов о семейных связях.
Разумеется, созданный годами образ Александра Ширвиндта как преданного мужа, сохранившего брак с Натальей Белоусовой на протяжении практически семи десятилетий, сильно контрастирует с историей о наличии внебрачного сына. Сомнения выразил и знакомый с ним лично режиссёр Андрей Житинкин, называя эту версию обычным слухом.
«Наталья Селезнёва легко подвержена влиянию эмоций, тут дело скорее в её актёрском воображении. Общались мы долго, и никаких намеков на подобную ситуацию я не встречал. К тому же виделись часто с Татьяной и казалось, что она единственная женщина, нужная Александру».
Тем временем общественное внимание продолжает привлекать удивительная схожесть внешности Александра Ширвиндта и Федора Лукьянова. Несмотря на сомнения некоторых поклонников, большинство соглашается, что фотографии обоих мужчин свидетельствуют о невероятном внешнем сходстве, наводящем на мысль о возможной связи.
Что касается Марины Лукьяновой, то о ней в открытом доступе крайне мало сведений. Единственное, что известно точно, долгие годы она числилась членом Союза театральных работников России, но найти хотя бы одну фотографию в архивах невозможно.
Её последняя зафиксированная творческая активность относится к 1968 году, когда она участвовала в постановке радиоспектакля «Пятое купе». После этого выступления карьера актрисы прекратила развитие. Позднее, в конце 90-х, Лукьянова трудилась в сфере управления культурой Восточного округа столицы, однако подробностей о её профессиональной деятельности на той должности не сохранилось.
Сегодня приходится гадать, как сложилась дальнейшая судьба артистки. Если предположить, что ей исполняется столько лет, сколько положено по возрасту, в нынешнем году Марине Александровне исполнилось бы 94 года. Но данных, жива ли она - нет. Сам Лукьянов тоже не говорит про нее.