Найти в Дзене
КОММЕНТАРИЙ №1

Ешь макароны и копи на старость: чиновник от пенсий велел нищим россиянам думать о будущем

Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Сергей Беляков поразил россиян очередным «мудрым» советом из параллельной реальности: оказывается, копить на пенсию нужно при любом доходе выше прожиточного минимума. По его глубокому убеждению, «уровень дохода не принципиален» для формирования накоплений на безбедную старость.
Прожиточный минимум в России на 2025 год
Оглавление

Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Сергей Беляков поразил россиян очередным «мудрым» советом из параллельной реальности: оказывается, копить на пенсию нужно при любом доходе выше прожиточного минимума. По его глубокому убеждению, «уровень дохода не принципиален» для формирования накоплений на безбедную старость.

Прожиточный минимум в России на 2025 год составляет около 15-16 тысяч рублей. Именно с этой суммы, по логике господина Белякова, граждане уже должны серьезно задуматься о финансовом благополучии в старости и начать откладывать деньги в негосударственные пенсионные фонды. Желательно, конечно, в те самые, интересы которых он представляет.

Арифметика выживания

Давайте попробуем разобраться в этой «простой» арифметике вместе с чиновником. Возьмем человека, который получает условные 20 тысяч рублей — чуть выше того самого прожиточного минимума.

Коммунальные услуги в среднем по стране — от 5 до 8 тысяч рублей в зависимости от региона и сезона. Зимой, когда включают отопление, счета становятся еще больше. Остается 12-15 тысяч.

Продукты питания. Даже покупая самое дешевое — макароны, крупы, яйца, хлеб, немного овощей — уходит минимум 8-10 тысяч в месяц на одного человека. И это без всяких изысков, мяса в рационе по праздникам. Остается 2-5 тысяч.

Проезд на общественном транспорте — около 2-3 тысяч рублей в месяц, если каждый день ездить на работу. Остается максимум 2-3 тысячи, а то и вовсе ничего.

А ведь еще нужна одежда и обувь, которые имеют свойство изнашиваться. Нужны лекарства — особенно людям в возрасте, у которых уже есть хронические заболевания. Нужны средства гигиены, бытовая химия. Может потребоваться ремонт в квартире или хотя бы замена сломавшейся техники.

О каких накоплениях вообще можно говорить? С какой это суммы человек должен откладывать на старость, если он уже сейчас еле-еле дотягивает до следующей зарплаты?

Параллельные вселенные

Особенно оскорбительно такие «ценные советы» звучат из уст человека, который живет в совершенно другой финансовой реальности. Сергей Беляков занимает высокий пост в одной из ключевых финансовых организаций страны. Его доход измеряется совсем в других цифрах, чем прожиточный минимум.

Возникает закономерный и очень простой вопрос: а сможет ли сам господин Беляков прожить хотя бы один месяц на прожиточный минимум? Попробовать на себе ту самую жизнь, которую ведут миллионы его соотечественников? Без служебного автомобиля с водителем, без дорогих ресторанов, без заграничных отпусков и привычного комфорта?

Скорее всего, у президента НАПФ на один деловой обед в приличном московском ресторане уходит больше денег, чем среднестатистический россиянин из глубинки тратит на питание за целую неделю. А может быть, и за две. Его костюм, вероятно, стоит как несколько прожиточных минимумов. Часы на руке — как годовой доход обычного работяги.

Но именно такие люди почему-то считают себя вправе учить жизни тех, кто еле сводит концы с концами.

Бизнес на чужой нищете

Нетрудно догадаться, почему представитель негосударственных пенсионных фондов так активно призывает граждан нести туда последние деньги. НПФ — это бизнес, который зарабатывает на управлении пенсионными накоплениями. Чем больше клиентов, чем больше денег они приносят — тем выше доходы фондов и их руководителей.

Поэтому такие призывы — это не забота о благополучии россиян в старости. Это банальный маркетинг, попытка привлечь больше средств под управление. Только делается это в самой циничной форме, с полным пренебрежением к реальной жизни людей.

За последние годы россияне уже не раз обжигались на различных финансовых схемах. То банки рушатся вместе со вкладами, то НПФ теряют лицензии, а накопления граждан испаряются. Доверие к таким организациям подорвано, и подобные заявления его точно не восстанавливают.

Что говорят эксперты

Независимые финансовые аналитики и социологи однозначны в своих оценках: подобные советы от представителей финансовой элиты демонстрируют катастрофический отрыв от реальности. Это как если бы человек, родившийся в золотой колыбели, учил бездомного правильно инвестировать.

По данным Росстата, около 20 миллионов россиян живут за чертой бедности. Еще десятки миллионов балансируют на грани, имея доходы лишь немногим выше прожиточного минимума. Для этих людей каждый день — это сложная математическая задача: как распределить деньги, чтобы хватило до зарплаты.

Социологи фиксируют: все больше граждан вынуждены отказываться от покупки одежды, сокращать расходы на еду, экономить на лекарствах. Люди берут кредиты, чтобы просто дожить до следующего месяца. И вот этим людям предлагают еще и копить на пенсию!

Экономисты объясняют: чтобы реально формировать пенсионные накопления, доход должен как минимум в два-три раза превышать прожиточный минимум. Только тогда появляется финансовая возможность откладывать хоть что-то. А лучше — еще больше.

Пропасть между мирами

Пока одни думают, в какой офшор вывести очередной миллион или на какой курорт махнуть на выходные, другие всерьез выбирают: купить ребенку новую зимнюю куртку или залатать старую еще на сезон. Купить необходимые лекарства или потерпеть с болью. Положить в суп мясо или снова обойтись картошкой.

Эта пропасть между богатыми и бедными в России с каждым годом становится все глубже. И такие заявления, как у господина Белякова, только подчеркивают эту чудовищную разницу в восприятии жизни.

Представители элиты искренне не понимают, как можно не откладывать деньги. Для них это так же естественно, как дышать. Они привыкли, что после всех трат у них остается избыток средств, который нужно куда-то пристроить. Инвестировать, положить на депозит, вложить в недвижимость.

Но для миллионов россиян реальность совершенно иная. У них после всех обязательных трат не остается ничего. Вообще ничего. Они живут от зарплаты до зарплаты, считая каждый рубль и молясь, чтобы не случилось никаких непредвиденных расходов.

Скромное предложение

Возможно, господину Белякову и другим высокопоставленным чиновникам, которые так любят раздавать советы простым гражданам, стоило бы провести социальный эксперимент. Хотя бы один месяц пожить на прожиточный минимум. Без всяких поблажек и привилегий.

Снять комнату где-нибудь на окраине за 7-8 тысяч рублей. Оплачивать коммуналку. Покупать продукты в самом дешевом магазине у дома, тщательно высчитывая каждую покупку. Ездить на работу в переполненной маршрутке или автобусе, где тебя толкают и наступают на ноги. Готовить еду самому из самых простых и дешевых продуктов.

Забыть про рестораны, такси, развлечения, онлайн-кинотеатры и прочие радости жизни. Попробовать отложить хотя бы тысячу рублей к концу месяца на те самые пенсионные накопления.

Интересно, сколько дней продержится президент НАПФ в таких условиях? Неделю? Три дня? Или сбежит уже вечером первого дня, когда поймет, что на ужин у него только гречка с луком, потому что больше не на что?

Но нет, конечно такого эксперимента не будет. Гораздо проще сидеть в теплом кабинете с видом на центр Москвы и вещать о том, как должны жить другие люди. Давать «ценные» советы тем, чьи проблемы ты даже представить не можешь.

Реальность такова

А пока реальность такова: подобные рекомендации вызывают у граждан только горькую усмешку и растущее раздражение. Люди устали от того, что им постоянно рассказывают, как они неправильно живут, как нужно экономить, копить, инвестировать.

Устали от менторского тона чиновников, которые сами купаются в роскоши. Устали от советов, как выжить на копейки, от людей, которые тратят на один прием пищи больше, чем обычная семья на неделю.

Такие заявления только еще больше подчеркивают пропасть между теми, кто принимает решения и живет в мире комфорта и избытка, и теми, кому приходится каждый день выживать, изворачиваться и считать каждый рубль в существующих экономических реалиях.

И пока эта пропасть не начнет сокращаться, пока у власти и в крупных организациях будут сидеть люди, абсолютно оторванные от жизни обычных граждан, ситуация будет только ухудшаться. А доверие к государственным и около-государственным структурам — падать все ниже и ниже.

Может быть, вместо того чтобы советовать нищим копить, стоило бы задуматься о том, как сделать так, чтобы людей, живущих на прожиточный минимум или чуть выше, в стране стало меньше? Как повысить реальные доходы граждан, а не просто индексировать их на смешные проценты, которые не покрывают даже половины реальной инфляции?

Но эти вопросы, видимо, слишком сложные для тех, кто привык жить в своем комфортном пузыре и не желает оттуда выглядывать.

© КОММЕНТАРИЙ N1