«Вам положено жильё. Только мы вам его не дадим! Даже если у вас документы есть…» Если вам эта переделанная цитата кажется забавной, то вы наверняка не относитесь к числу детей-сирот и не знаете, с каким отношением часто сталкиваются люди, которым квадратные метры вообще-то гарантированы законом. К счастью, им можно помочь!
Ждать, страдать, пороги обивать
Пожалуй, нет в нашем обществе людей, равнодушно относящихся к проблемам сирот. Большинство сочувствует им, понимая, через какие испытания прошли дети, лишённые родительской любви и заботы. Но кое-кто, не стесняясь в выражениях, называет их «социальными паразитами»: мол, сначала живут за государственный счёт, как сыр в масле катаются, а потом ещё и квартиру бесплатно получают. Так почему же жильё положено только им, а не всем, кто достиг 18-летнего возраста? Чем все остальные хуже?
Помимо банальных представлений об этических нормах, люди, которые позволяют себе подобные высказывания, волшебным образом забывают о том, через какие трудности приходится проходить сиротам, чтобы получить заветные квадратные метры. Почему-то они предпочитают не упоминать о том, как те, кто рос без родителей, годами обивают пороги, проходят через суды, скитаются по съёмным квартирам, ожидая положенного по закону пять, десять, а то и пятнадцать лет.
В попытках восстановить справедливость сироты стучатся в любые двери. Через мою Интернет-приёмную тоже регулярно приходят обращения с просьбой помочь добиться получения жилья или жилищного сертификата. И сегодня хотел бы поделиться тремя наиболее яркими историями людей, которым в 2025 году удалось помочь. В преддверии праздников кажется настоящим чудом, что все они будут встречать Новый год в новых квартирах!
«По полу и стенам бегают тараканы…»
28-летняя Екатерина из Омской области обратилась ко мне год назад, в декабре 2024 года. Своё обращение она сразу назвала криком о помощи: в очереди на жильё она стояла на тот момент 10 лет.
В 2019 году суд обязал местный муниципалитет обеспечить Екатерину жильём. Впрочем, как часто бывает в подобных случаях, результат можно было увидеть только на бумаге, а в реальности удалось добиться только компенсации за неисполнение судебного решения – чуть больше 20 тысяч рублей в год.
Неудивительно, что Екатерина, вынужденная снимать жильё за те самые 20 тысяч рублей в МЕСЯЦ, была крайне разочарована.
«Очень обидно, что моя потребность в жилье считается прихотью, – написала она. – Отношение везде, куда обращаюсь, я встречаю примерно такое: «Ждёте? Ещё подождёте!» Съёмную квартиру, в которой мы сейчас живём, скоро продадут. Хозяйка много лет входила в моё положение и не повышала аренду, а между тем за такие деньги найти сейчас жильё просто невозможно.
Мне предлагали уже временное жильё, мы с мужем съездили туда. Оказалось, жить мы (семья из четырёх человек с двумя детьми 6 лет и 8 месяцев) должны были в одной комнате в общаге. Мы отказались. Потому что я не представляю, как 8-месячный ребёнок должен учиться ползать и ходить там, где по полу и стенам бегают тараканы. Съёмной квартиры мы лишаемся. Я в декрете. Зарплаты мужа едва хватало на оплату аренды, большую плату мы не потянем. И как дальше жить?!
Все вроде на связи, постоянно слышу фразу, что мы на контроле. Только как-то странно получается: все, кто так же, как и я, обращался, уже в своём жилье живут. Кто квартиру получил, кто сертификат. А мне просто один ответ: «Вы у нас на контроле».
Вопрос решался долго, но после полугода упорной работы и нескольких направленных депутатских запросов Екатерина получила наконец положенный жилищный сертификат и уже через пару месяцев вместе с семьёй переехала в собственное жильё.
«Это квест такой?»
С таким же ответами («Ждите» и «Мы вам ничем помочь не можем») сталкивалась и Юлия из Забайкальского края. И это при том, что не обладающей юридической грамотностью девушку попросту ввели в заблуждение!
Юлия осталась сиротой в 7 лет, жила с бабушкой и дедушкой. В 18 лет собрала документы, чтобы подать их в администрацию села, но бумаги не приняли:
«Отлично помню, что мне на словах тогда объяснили: у тебя есть родные, и после их смерти дом достанется тебе. Только спустя много лет от добрых людей я узнала, что могу всё же подать в суд для получения жилья как сирота. Долго добивалась, чтобы поставили на учёт как нуждающуюся в жилье. Добилась. Теперь мне 35 лет. А жилья-то так и нет! Теперь и его добиваться. Квест такой, что ли?
На официальные обращения приходят стандартные ответы (как по шаблону), на какой очереди я стою и кто первый получает квартиру или имеет какие-то приоритеты. Конкретных ответов не поступает.
В 2024 году, когда начали выдавать выплаты на жильё, я, как и многие другие сироты, радовалась. В январе я и мой муж подали заявку на ипотеку, и нам одобрили, но мы не можем её взять, ведь мы думали, что первоначальным взносом послужит данная выплата, но надежда на сертификат растаяла на глазах и была разбита Минсоцзащитой. Мне сказали: «У вас есть решение суда, не пытайтесь получить сертификат!»
А очередь в крае движется крайне медленно, на сегодняшний день выдают квартиры 2019-му году, а на дворе 2025 год, мне с моим 2022-м ждать и ждать!»
В процессы работы с обращением Юлии выяснилось, что она не обращалась в официальные органы с письменным заявлением о выдаче сертификата на приобретение жилого помещения, потому что снова получила устное заверение в том, что ей ничего не положено. Этот недочёт удалось исправить в мае 2025 года. А уже в августе Юлия написала, что вопрос решился: «Уважаемый Сергей Михайлович! Хочу выразить Вам искреннюю благодарность за помощь в получении жилья.
На протяжении многих лет мои обращения в органы власти не приносили никаких результатов, но благодаря Вашему вмешательству я смогла приобрести однокомнатную квартиру, которая полностью меня устраивает.
Искренне благодарна за Вашу готовность помогать людям и неравнодушие к трудным ситуациям граждан. Ваша забота о других делают мир лучше. Спасибо Вам большое!»
«У нас в регионе нет таких зарплат»
С препонами при получении жилищного сертификата столкнулась и 23-летняя Ольга из Красноярского края. После детского дома ей посчастливилось встретить достойного мужчину, который настоял на том, чтобы жена шла получать высшее образование на очное отделение.
Но в получении жилищного сертификата девушке отказали: «Мне сказали, что мой доход должен превышать МРОТ на каждого члена семьи, то есть на меня и мужа. Муж работает, я получаю стипендию (как сирота). И совершенно непонятно, как моей стипендии должно хватать на меня и мужа?
Что за законы такие? А если бы у нас были дети? Скажем, если у нас было бы трое детей, то мой доход должен был бы превышать 100 тысяч рублей? У нас в регионе вообще нет таких зарплат! Помогите, пожалуйста, я не знаю к кому обращаться по этому вопросу».
Работа с обращением Ольги тоже была продолжительной. К счастью, в сентябре Правительство согласилось с тем, что при получении жилищных сертификатов обязательно нужно учитывать доход супругов. Вопрос Ольги решился уже через месяц: в октябре ей выдали сертификат, который был использован для покупки квартиры.
«Конечно, денег этих хватило бы только на крохотную студию, – написала позже Ольга. – Поэтому мы решили добавить немного и взять ипотеку. Но я всё равно счастлива. Как-то больше веришь в законы, когда получаешь то, что тебе положено!»
Под крышей дома своего
Наверняка вы заметили, что во всех трёх историях сиротам удалось получить не жильё, а выплаты на его приобретение. Получение таких сертификатов стало возможным благодаря поправкам, принятым Госдумой в июле 2023 года. Много лет наша партия выступала с подобным предложением, и я очень рад, что в 2024 году механизм наконец начал работать.
Эксперты отмечают, что численность сирот, не обеспеченных жильём, снизилась на 5,6% – со 190 тыс. в январе 2023 года до 180 тыс. человек в июле 2025 года. Да, цифры, может, и небольшие, но стоит подумать и о том, что никто из этих 10 тыс. человек не хотел бы и дальше стоять в очереди, годами мечтая о собственной крыше над головой.
Впрочем, конечно, решённой проблему с жильём для детей-сирот считать нельзя. Нетрудно догадаться, что основная причина этого – недостаток финансирования.
Напомню, что каждую осень наша партия разрабатывает свой, Альтернативный бюджет на предстоящий год. И много лет мы предлагаем выделять дополнительные средства на социальные статьи, в том числе на обеспечение жильём тех, кто рос без родителей.
Уверены мы и в том, что необходимо обязать застройщиков передавать до 5% площади возводимого жилья государству для решения жилищных проблем тех, кто годами стоит в очередях. А для детей-сирот речь идёт в среднем о семи-восьми годах!
И речь при этом идёт о молодых людях, которым и в детстве, и в начале взрослой жизни приходится очень непросто. Да, формально они уже не дети, но о них по-прежнему некому позаботиться, кроме государства. Надеюсь, в наступающем году ситуация изменится!