Найти в Дзене
Международная панорама

Поджигатели и лунатики

Оглавление

Ровно четыре года назад Россия недвусмысленно сформулировала свои интересы в области безопасности и представила Западу предложения по международному сотрудничеству. Соглашение достигнуто не было — с разрушительными последствиями.

Тот факт, что НАТО несёт ответственность за войну на Украине, прежде всего из-за своего постоянно расширяющегося влияния, широко обсуждался. Однако не менее важным было и бездействие НАТО незадолго до начала российской СВО. Есть веские основания полагать, что СВО можно было бы избежать, если бы Запад хотя бы проявил готовность обсудить возможность членства Украины в НАТО. Читая проект соглашения, представленный Россией в конце 2021 года, нужно признать, что предложенная концепция звучит значительно лучше, даже для украинцев, чем многие нынешние проекты, считает немецкий исследователь конфликтов и тренер по межкультурным вопросам, специализирующийся на постсоветском пространстве и Центральной/Восточной Европе Лео Энсель.

Западные СМИ демонстрируют ряд поразительных пробелов в освещении событий в Украине, и не только с начала СВО. Например, практически никто в нашей стране не знает, что Борис Ельцин, который был очень близок к Западу, в марте 1997 года — за несколько лет до прихода к власти Владимира Путина — угрожал тогдашнему президенту США Биллу Клинтону, предшествовавшему первому расширению НАТО на восток, что вступление Украины в НАТО явно переступит красную линию для России. Это наглядно демонстрирует, как долго этот вариант находился в поле зрения Запада и насколько глубоко укоренились российские опасения по этому поводу.

Пробелы в освещении ситуации на Украине на Западе

Тот факт, что Киев, по-видимому, с молчаливого одобрения Запада, более шести лет не выполнял свои ключевые обязательства по Минским соглашениям II — в частности, принятие к концу 2015 года (!) конституционной реформы, направленной на децентрализацию с учетом специфических обстоятельств Донецкой и Луганской областей («Южно-Тирольское решение»), — в этой стране упоминался, в лучшем случае, лишь вскользь.

В конце 2022 года — как некоторые давно подозревали — бывший канцлер Германии Ангела Меркель наконец-то раскрыла секрет: цель состояла в том, чтобы выиграть время для подготовки украинской армии к боевым действиям.

Это уже подтвердили бывший президент Франции Франсуа Олланд и бывший президент Украины Петр Порошенко.

На Западе также малоизвестно, что ещё в 2021 году — задолго до российской СВО — Украина не только закупила турецкие боевые беспилотники Bayraktar TB2, доказавшие свою высокую эффективность в Карабахской войне 2020 года, и запустила их против позиций повстанцев в Донецке, но и вела переговоры с Турцией о лицензионном соглашении на их производство.

Да и тот факт, что США с середины 1990-х годов проводили ежегодные военные учения с украинскими войсками на западе Украины под кодовым названием «Быстрый трезубец» (ранее «Щит мира»), до сих пор остаётся практически неизвестным. Последние учения проходили с 20 сентября по 1 октября 2021 года — с участием солдат из Болгарии, Канады, Грузии, Германии, Великобритании, Италии, Иордании, Молдовы, Пакистана и Польши. То же самое относится и к военно-морским учениям США «Морской бриз» у украинского побережья Черного моря, которые регулярно проводятся с 1997 года. Летом 2021 года в них приняли участие подразделения не менее чем из 32 стран.

Представьте реакцию Запада, если бы Россия провела ежегодные военные учения в Мексике или военно-морские маневры в Мексиканском заливе у побережья Флориды вместе с солдатами из Беларуси, Сербии, Китая, Кубы, Венесуэлы, Ирана и других стран!

Наконец, тот факт, что президент Украины Владимир Зеленский подписал Указ № 117 24 марта 2021 года — ровно за одиннадцать месяцев до начала российской СВО — остается совершенно неизвестным. Этим указом он реализовал «Стратегию деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя» Совета национальной безопасности и обороны Украины от 11 марта. В указе объявлялось о подготовке мер по прекращению «временной оккупации» Крыма и Донбасса и ставилась задача правительства разработать соответствующий «план действий».

30 августа 2021 года США и Украина подписали соглашение о военном сотрудничестве, а 10 ноября 2021 года — соглашение о «стратегическом партнерстве». В этом соглашении, среди прочего, дословно говорится:

«Соединенные Штаты намерены поддержать усилия Украины по противодействию вооруженной агрессии России, в том числе путем сохранения санкций и применения других соответствующих мер до тех пор, пока территориальная целостность Украины не будет восстановлена ​​в пределах ее международно признанных границ».

Список грехов Запада

Однако в своих прямых двусторонних отношениях с Россией Запад на протяжении десятилетий проводил политику эскалации. Список нарушений длинный: пять расширений НАТО с 1999 года, дошедших до границ России и включавших в общей сложности 14 новых членов; нератификация или прекращение действия почти всех договоров о разоружении и контроле над вооружениями, включая Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ДПРО), ограничивающий системы противоракетной обороны (2001), Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), запрещающий производство и размещение наземных ракет и крылатых ракет с дальностью действия от 500 до 5500 километров (2019), и Договор по открытому небу, направленный на создание доверительной прозрачности (гласности) посредством взаимных прав на пролет (2020). Жестокие агрессивные войны, такие как войны против Федеративной Республики Югославии (1999) и Ирака (2003), нарушающие международное право; расширительное толкование мандатов ООН, как в случае с Ливией в 2011 году; и весьма креативные интерпретации Учредительного акта НАТО-Россия (2016), который фактически запрещает постоянное размещение западных войск и систем вооружения у границ России. К этому добавляется строительство глобальной системы противоракетной обороны «Эгида» с потенциально наступательными модулями в Румынии и Польше.

В конце 2021 года Россия взяла на себя дипломатическую инициативу и недвусмысленно определила свои интересы в области политики безопасности для НАТО и США, включая четко обозначенные «красные линии».

Что Россия предложила НАТО…

17 декабря 2021 года Россия представила НАТО и США проект соглашения, призванного установить юридически обязательные гарантии безопасности для обеих сторон. С сегодняшней точки зрения — четыре года спустя и на фоне продолжающейся войны — стоит трезво взглянуть на то, что Россия фактически предложила в то время, и были ли эти требования действительно настолько абсурдными и невыполнимыми, как их представляли на Западе:

  • обе стороны должны были подтвердить, что они не считают друг друга противниками;
  • вернуться к принципам «равной и неделимой безопасности»;
  • отказаться от применения и угрозы силы;
  • отказаться от создания ситуаций, которые могли бы быть восприняты другой стороной как угроза национальной безопасности;
  • проявлять сдержанность в военном планировании и учениях во избежание опасного балансирования на грани войны, особенно в районе Балтийского моря и Черного моря;
  • возобновить работу Совета НАТО-Россия и других двусторонних и многосторонних форматов диалога;
  • обеспечить прозрачность военных учений и маневров;
  • создать горячие линии экстренной связи (возрождение «Красного телефона»);
  • довести западные вооруженные силы и системы вооружения до уровня, существовавшего до первого расширения НАТО на восток;
  • отказаться от размещения наземных ракет малой и средней дальности в районах, из которых может быть достигнута территория другой стороны;
  • наложить запрет на дальнейшее расширение НАТО (особенно без включения прямо упомянутой Украины);
  • отказаться от военной деятельности НАТО а территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии;
  • создать в значительной степени демилитаризованный коридор между НАТО и Россией.

…и США

Проект соглашения, адресованный США, также содержал следующие предложения:

  • подтверждение заявления о том, что ядерная война не может иметь победителя и что необходимо приложить все усилия для предотвращения этой опасности;
  • отказ от любых мер по подготовке войны, направленных против другой стороны на территории третьих государств;
  • отказ Соединенных Штатов от создания военных баз и двустороннего военного сотрудничества в государствах постсоветского пространства и с ними, не являющихся членами НАТО;
  • отказ обеих сторон от размещения вооруженных сил и систем вооружения за пределами своих территорий, которые другая сторона может рассматривать как угрозу своей национальной безопасности;
  • отказ от полетов тяжелых бомбардировщиков и присутствия наземных боевых кораблей в районах, с которых они могли бы наносить удары по целям на территории другой стороны;
  • отказ от размещения ядерного оружия за пределами своей территории, а также от возвращения таких систем вооружения и уничтожения соответствующей инфраструктуры в третьих государствах;
  • отказ от обучения персонала обращению с ядерным оружием и от военных учений по его применению в странах, не обладающих им.

Конечно, как всегда в подобных соглашениях, дьявол кроется в деталях, и все предложения следовало тщательно изучить экспертам в области политики безопасности и дипломатии. Более того, «пакетные требования» и ультиматумный тон двух писем, несомненно, были недипломатичными. НАТО и США следовало бы внимательно изучить проекты соглашений и принять их за истинную сущность: четкое и недвусмысленное изложение интересов безопасности России. Их следовало тщательно проанализировать и использовать в качестве отправной точки для серьезных переговоров — с целью значительного улучшения ситуации в области безопасности всех подписавших соглашений государств, но особенно Европы, при минимально возможном уровне военной эскалации.

Невежество Запада

7 января 2022 года состоялась внеочередная онлайн-встреча всех 30 государств-членов НАТО. Напряжение было, соответственно, высоким: отреагирует ли НАТО на российский проект договора — и если да, то как?

Но ничего подобного.

На заключительной пресс-конференции генеральный секретарь Столтенберг — как и позже президент США Байден — повторил те же старые мантры: НАТО продолжит поддерживать Украину и Грузию, и, более того, каждая страна, независимо от ее размера или соседей, имеет право свободно выбирать свой путь и своих союзников. Было очевидно, что это было направлено против Украины и Грузии.

Габриэле Кроне-Шмальц, бывший корреспондент телеканала ARD в Москве, еще несколько месяцев назад высказала все, что нужно было сказать по поводу этого варианта:

«Все государства имеют право подавать заявки на членство в НАТО. Но НАТО имеет полное право отклонить заявки, если этому препятствуют веские политические соображения!»

Однако Столтенберг воспользовался случаем, чтобы открыто включить Финляндию и Швецию — «партнеров, с которыми мы все теснее сотрудничаем» — в список ожидания: «Двери НАТО остаются открытыми!»

Шесть недель спустя Россия начала свою СВО против Украины.

© Перевод с немецкого Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — к нашему общему удовольствию! Комментируйте публикации, лайкайте, воспроизводите на своих страницах в соцсетях!