Обозреватель «Сноба» Дмитрий Елагин рассказывает о десяти главных фильмах 2025 года.
10. «Верни её из мёртвых», режиссёры Дэнни Филиппу и Майкл Филиппу
После яркого дебюта «Два, три, демон, приди!» (2022) братья-близнецы Филиппу продолжили исследовать жанр хоррора, доказав, насколько важна драматургия и психологическая точность характеров в кино. Так, в «Верни её из мёртвых» неопытная чернокнижница Лаура (Салли Хокинс) не является абсолютным воплощением зла — она учится обращаться с призванным демоном и паникует, когда что-то идёт не по плану. Ошибки, которые совершает Лаура и другие персонажи, — это не следствие лени сценаристов, а умение выстроить драматичный сюжет, лежащий в основе жанра хоррор.
Доступно в онлайн-кинотеатрах «Окко». «Иви» и Wink.
9. «Лермонтов», режиссёр Бакур Бакурадзе
Один из лучших портретов известных личностей в истории российского кино. В интерпретации Бакурадзе Лермонтов (Илья Озолин) — человек неприятный, он слишком чувствителен, а потому постоянно на всех огрызается. Ему противопоставляется Мартынов (Евгений Романцов), который более сдержан с близкими и во многом более честен. В байопике Бакура Бакурадзе нет бравады в интонации и романтизации, а есть честная попытка всмотреться во тьму времени и вообразить, как на самом деле выглядел конфликт двух обычных людей, а не мифологизированного «героя» и «злодея».
Доступно в онлайн-кинотеатре «Окко».
8. «Отражения №3», режиссёр Кристиан Петцольд
Немецкий классик умеет создавать лёгкие драмы, без лишних деталей, описывающих самое важное. «Отражения № 3» посвящены принятию и отрицанию смерти — своей и чужой. Главная героиня Лора (Паула Бер) выжила в автокатастрофе, в которой погиб её молодой человек, хотя именно она готова была чуть раньше уйти на тот свет. Женщину у себя приютила незнакомка Бэтти (Барбара Ауэр), чья семья распалась после гибели дочери. Две героини, два призрака, две потери, которые невозможно возместить, — обладающий невероятным чувством вкуса Петцольд не давит слёзы и не разводит бурю в стакане. Смерть того не стоит — жизнь важнее.
В российском прокате с 5 февраля.
7. «Память», режиссёр Владлена Санду
Крайне личное и интимное путешествие в детство постановщицы, которая родилась в Крыму и, будучи ребёнком, пережила Первую чеченскую войну в Грозном. «Память» Санду — это невероятный коллаж из разных техник (анимация, документальное и игровое кино, кукольный театр), которые позволяют рассказать играючи об очень страшных вещах. Покрытые солью столовые приборы становятся метафорой для трупов, занесённых снегом, а фигурки животных и игрушки разыгрывают сцены казни и убийства людей. Так сильно и выразительно никто не говорил о войнах в Чечне.
6. «Звук падения», режиссёр Маша Шилински
Главная киноголоволомка этого года, которую наградили призом жюри на смотре в Каннах. Четыре эпохи, четыре девочки, одна ферма в немецкой провинции, где почему-то происходят трагические события. Шилински сняла уникальное с визуальной и сюжетной точки зрения кино, потому что, хотя между героями порой нет прямой связи, будто бы их судьбы связаны в одну и перекликаются далёким эхом. Травма оказывается не родовой, а гендерной, потому что достаётся за всё именно девушкам и девочкам.
Фильм идет в российском прокате.
5. «На этой земле», режиссёр Рената Джало
Обладатель пары призов российского кинофестиваля «Маяк», фильм Джало успел поучаствовать в программе «Светлое будущее» смотра в Роттердаме, куда отбирают авангардные произведения визуального искусства. Драма «На этой земле» предлагает погрузиться в быт российской деревни конца XVIII века, где люди верят в народные приметы и боятся христианского Бога. Главный герой — беглый крестьянин, который верит, что сможет взлететь на своих самодельных деревянных крыльях. Отчаянный жест безумца, в котором столько трагичности.
Фильм вышел в российский прокат 24 апреля.
4. «Метод исключения», режиссёр Пак Чхан-ук
Криминальную комедию Пака много сравнивали с «Паразитами» Пона Джун-хо, но фильмы выстроены по-разному принципу. Если у Пона был показан межклассовый конфликт (бедные против богатых), то у Пака — представители среднего класса грызутся за место под солнцем. Хотя в «Методе исключения» много юмора, интонация у кино трагичная: люди не восстают против узурпатора, а уничтожают друг друга.
Фильм идет в российском прокате.
3. «Воскрешение», режиссёр Би Гань
Есть множество философских картин, где сложные идеи и концепты передаются при помощи диалогов («Мальмкрог»); Би Гань же устраивает чувственную феерию. Каждая из шести новелл посвящена различным способам восприятия кино — через запах, касание, звук, видение, вкус и разум. Поражает, насколько гармонично Би удалось соединить между собой разные стили и придумать сюжет, раскрывающий историю кинематографа в целом и Китая в частности. Поэтому просмотр «Воскрешения» так обезоруживает — это безумно насыщенный фильм, который проникает в мозг смотрящего.
В российском прокате с 22 января.
2. «Сират», режиссёр Оливер Лаше
Главный сюрприз этого года — религиозно-философская лента, которая притворяется роуд-муви о компании неудачников. Пустыня, дорога, льющаяся из колонок музыка в стиле техно и ощущение конца жизни — Лаше в эффектной, ёмкой и понятной оболочке рассказал историю о тяжёлом суде Всевышнего, который никого не щадит. Шокирующий эффект нескольких сцен «Сирата» и циничность режиссёра можно интерпретировать как дешёвое желание эпатажа, но и у них есть смысл. Грешники «собьются» с пути в рай и буквально исчезнут, и лишь чистые душой и сердцем дойдут до конца.
Доступно в онлайн-кинотеатрах «Окко» и «Иви».
1. «Простая случайность», режиссёр Джафар Панахи
Фильм-победитель Каннского фестиваля 2025 года «Простая случайность» не вышел в российский прокат, но о кино весь мир услышит ещё не раз — он, скорее всего, получит несколько номинаций на премию «Оскар». Режиссёр Джафар Панахи на своём опыте знает, что такое репрессии — его сажали в тюрьму, ему запрещали работать и показывать кино за границей. Несмотря на все трудности, Панахи продолжал своё дело. В «Простой случайности» группа людей, которых полиция ни за что посадила в тюрьму и пытала, получает шанс отомстить мучителю, но сомневается, как правильно поступить. Их рассуждения об этичности возможной казни, их бессилие перед лицом врага — это тяжёлое принятие реальности, где система с лёгкостью уничтожает любого человека. Пока у неё есть ресурсы и влияние, пока она задаёт правила игры, у обычных людей нет шансов на победу. Остаётся только выживать.