Найти в Дзене
Сноб

10 лучших фильмов 2025 года — выбор «Сноба»

Обозреватель «Сноба» Дмитрий Елагин рассказывает о десяти главных фильмах 2025 года. После яркого дебюта «Два, три, демон, приди!» (2022) братья-близнецы Филиппу продолжили исследовать жанр хоррора, доказав, насколько важна драматургия и психологическая точность характеров в кино. Так, в «Верни её из мёртвых» неопытная чернокнижница Лаура (Салли Хокинс) не является абсолютным воплощением зла — она учится обращаться с призванным демоном и паникует, когда что-то идёт не по плану. Ошибки, которые совершает Лаура и другие персонажи, — это не следствие лени сценаристов, а умение выстроить драматичный сюжет, лежащий в основе жанра хоррор. Доступно в онлайн-кинотеатрах «Окко». «Иви» и Wink. Один из лучших портретов известных личностей в истории российского кино. В интерпретации Бакурадзе Лермонтов (Илья Озолин) — человек неприятный, он слишком чувствителен, а потому постоянно на всех огрызается. Ему противопоставляется Мартынов (Евгений Романцов), который более сдержан с близкими и во многом
Оглавление

Обозреватель «Сноба» Дмитрий Елагин рассказывает о десяти главных фильмах 2025 года.

10. «Верни её из мёртвых», режиссёры Дэнни Филиппу и Майкл Филиппу

   Кадр из фильма «Верни её из мёртвых»
Кадр из фильма «Верни её из мёртвых»

После яркого дебюта «Два, три, демон, приди!» (2022) братья-близнецы Филиппу продолжили исследовать жанр хоррора, доказав, насколько важна драматургия и психологическая точность характеров в кино. Так, в «Верни её из мёртвых» неопытная чернокнижница Лаура (Салли Хокинс) не является абсолютным воплощением зла — она учится обращаться с призванным демоном и паникует, когда что-то идёт не по плану. Ошибки, которые совершает Лаура и другие персонажи, — это не следствие лени сценаристов, а умение выстроить драматичный сюжет, лежащий в основе жанра хоррор.

Доступно в онлайн-кинотеатрах «Окко». «Иви» и Wink.

9. «Лермонтов», режиссёр Бакур Бакурадзе

   Кадр из фильма «Лермонтов»
Кадр из фильма «Лермонтов»

Один из лучших портретов известных личностей в истории российского кино. В интерпретации Бакурадзе Лермонтов (Илья Озолин) — человек неприятный, он слишком чувствителен, а потому постоянно на всех огрызается. Ему противопоставляется Мартынов (Евгений Романцов), который более сдержан с близкими и во многом более честен. В байопике Бакура Бакурадзе нет бравады в интонации и романтизации, а есть честная попытка всмотреться во тьму времени и вообразить, как на самом деле выглядел конфликт двух обычных людей, а не мифологизированного «героя» и «злодея».

Доступно в онлайн-кинотеатре «Окко».

8. «Отражения №3», режиссёр Кристиан Петцольд

   Кадр из фильма «Отражения №3»
Кадр из фильма «Отражения №3»

Немецкий классик умеет создавать лёгкие драмы, без лишних деталей, описывающих самое важное. «Отражения № 3» посвящены принятию и отрицанию смерти — своей и чужой. Главная героиня Лора (Паула Бер) выжила в автокатастрофе, в которой погиб её молодой человек, хотя именно она готова была чуть раньше уйти на тот свет. Женщину у себя приютила незнакомка Бэтти (Барбара Ауэр), чья семья распалась после гибели дочери. Две героини, два призрака, две потери, которые невозможно возместить, — обладающий невероятным чувством вкуса Петцольд не давит слёзы и не разводит бурю в стакане. Смерть того не стоит — жизнь важнее.

В российском прокате с 5 февраля.

7. «Память», режиссёр Владлена Санду

   Кадр из фильма «Память»
Кадр из фильма «Память»

Крайне личное и интимное путешествие в детство постановщицы, которая родилась в Крыму и, будучи ребёнком, пережила Первую чеченскую войну в Грозном. «Память» Санду — это невероятный коллаж из разных техник (анимация, документальное и игровое кино, кукольный театр), которые позволяют рассказать играючи об очень страшных вещах. Покрытые солью столовые приборы становятся метафорой для трупов, занесённых снегом, а фигурки животных и игрушки разыгрывают сцены казни и убийства людей. Так сильно и выразительно никто не говорил о войнах в Чечне.

6. «Звук падения», режиссёр Маша Шилински

   Кадр из фильма «Звук падения»
Кадр из фильма «Звук падения»

Главная киноголоволомка этого года, которую наградили призом жюри на смотре в Каннах. Четыре эпохи, четыре девочки, одна ферма в немецкой провинции, где почему-то происходят трагические события. Шилински сняла уникальное с визуальной и сюжетной точки зрения кино, потому что, хотя между героями порой нет прямой связи, будто бы их судьбы связаны в одну и перекликаются далёким эхом. Травма оказывается не родовой, а гендерной, потому что достаётся за всё именно девушкам и девочкам.

Фильм идет в российском прокате.

5. «На этой земле», режиссёр Рената Джало

   Кадр из фильма «На этой земле»
Кадр из фильма «На этой земле»

Обладатель пары призов российского кинофестиваля «Маяк», фильм Джало успел поучаствовать в программе «Светлое будущее» смотра в Роттердаме, куда отбирают авангардные произведения визуального искусства. Драма «На этой земле» предлагает погрузиться в быт российской деревни конца XVIII века, где люди верят в народные приметы и боятся христианского Бога. Главный герой — беглый крестьянин, который верит, что сможет взлететь на своих самодельных деревянных крыльях. Отчаянный жест безумца, в котором столько трагичности.

Фильм вышел в российский прокат 24 апреля.

4. «Метод исключения», режиссёр Пак Чхан-ук

   Кадр из фильма «Метод исключения»
Кадр из фильма «Метод исключения»

Криминальную комедию Пака много сравнивали с «Паразитами» Пона Джун-хо, но фильмы выстроены по-разному принципу. Если у Пона был показан межклассовый конфликт (бедные против богатых), то у Пака — представители среднего класса грызутся за место под солнцем. Хотя в «Методе исключения» много юмора, интонация у кино трагичная: люди не восстают против узурпатора, а уничтожают друг друга.

Фильм идет в российском прокате.

3. «Воскрешение», режиссёр Би Гань

   Кадр из фильма «Воскрешение»
Кадр из фильма «Воскрешение»

Есть множество философских картин, где сложные идеи и концепты передаются при помощи диалогов («Мальмкрог»); Би Гань же устраивает чувственную феерию. Каждая из шести новелл посвящена различным способам восприятия кино — через запах, касание, звук, видение, вкус и разум. Поражает, насколько гармонично Би удалось соединить между собой разные стили и придумать сюжет, раскрывающий историю кинематографа в целом и Китая в частности. Поэтому просмотр «Воскрешения» так обезоруживает — это безумно насыщенный фильм, который проникает в мозг смотрящего.

В российском прокате с 22 января.

2. «Сират», режиссёр Оливер Лаше

   Кадр из фильма «Сират»
Кадр из фильма «Сират»

Главный сюрприз этого года — религиозно-философская лента, которая притворяется роуд-муви о компании неудачников. Пустыня, дорога, льющаяся из колонок музыка в стиле техно и ощущение конца жизни — Лаше в эффектной, ёмкой и понятной оболочке рассказал историю о тяжёлом суде Всевышнего, который никого не щадит. Шокирующий эффект нескольких сцен «Сирата» и циничность режиссёра можно интерпретировать как дешёвое желание эпатажа, но и у них есть смысл. Грешники «собьются» с пути в рай и буквально исчезнут, и лишь чистые душой и сердцем дойдут до конца.

Доступно в онлайн-кинотеатрах «Окко» и «Иви».

1. «Простая случайность», режиссёр Джафар Панахи

   Кадр из фильма «Простая случайность»
Кадр из фильма «Простая случайность»

Фильм-победитель Каннского фестиваля 2025 года «Простая случайность» не вышел в российский прокат, но о кино весь мир услышит ещё не раз — он, скорее всего, получит несколько номинаций на премию «Оскар». Режиссёр Джафар Панахи на своём опыте знает, что такое репрессии — его сажали в тюрьму, ему запрещали работать и показывать кино за границей. Несмотря на все трудности, Панахи продолжал своё дело. В «Простой случайности» группа людей, которых полиция ни за что посадила в тюрьму и пытала, получает шанс отомстить мучителю, но сомневается, как правильно поступить. Их рассуждения об этичности возможной казни, их бессилие перед лицом врага — это тяжёлое принятие реальности, где система с лёгкостью уничтожает любого человека. Пока у неё есть ресурсы и влияние, пока она задаёт правила игры, у обычных людей нет шансов на победу. Остаётся только выживать.