Найти в Дзене
Музей музыки

Музей музыки раскрывает личность выдающегося музыканта Н.С. Голованова в новом ключе

7 января, в светлый праздник Рождества, Музей музыки представляет творчество тех, кто по-настоящему глубоко веровал. Таким был Николай Семёнович Голованов (1891–1953) – гениальный дирижёр, возрождавший духовную музыку в советскую эпоху. Его жизнь была подобна свече, горящей перед ликом настоящего искусства. В Рождественский сочельник, 6 января, душа тянется к музыке, и, в особенности, к музыке, которая становится молитвой. Дирижёр Большого театра, создатель оркестра Всесоюзного радио, Николай Голованов в эпоху, когда духовную музыку изгоняли из храмов и концертных залов, бережно хранил её и возвращал людям. О внутреннем мире музыканта лучше всего говорит посвящённое ему стихотворение митрополита Трифона (Туркестанова): Казалось, Господа он зрел душою чистой, И сладостен его был голос серебристый, И чудилось – молитвы те неслись К престолу Божьему, на небо, ввысь. В этих словах – ключ к пониманию личности Н.С.Голованова. Голованов действительно «видел» Бога через музыку. Его интерпретац

7 января, в светлый праздник Рождества, Музей музыки представляет творчество тех, кто по-настоящему глубоко веровал. Таким был Николай Семёнович Голованов (1891–1953) – гениальный дирижёр, возрождавший духовную музыку в советскую эпоху. Его жизнь была подобна свече, горящей перед ликом настоящего искусства.

П.А. Жеребцов. Портрет Н.С. Голованова. 15 августа 1923. Из фондов Музея музыки.
П.А. Жеребцов. Портрет Н.С. Голованова. 15 августа 1923. Из фондов Музея музыки.
Н.С. Голованов. Богородице Дево. Для смешанного хора. Ор. 9, № 1. Москва. Из фондов Музея музыки.
Н.С. Голованов. Богородице Дево. Для смешанного хора. Ор. 9, № 1. Москва. Из фондов Музея музыки.

В Рождественский сочельник, 6 января, душа тянется к музыке, и, в особенности, к музыке, которая становится молитвой. Дирижёр Большого театра, создатель оркестра Всесоюзного радио, Николай Голованов в эпоху, когда духовную музыку изгоняли из храмов и концертных залов, бережно хранил её и возвращал людям.

О внутреннем мире музыканта лучше всего говорит посвящённое ему стихотворение митрополита Трифона (Туркестанова):

Казалось, Господа он зрел душою чистой,

И сладостен его был голос серебристый,

И чудилось – молитвы те неслись

К престолу Божьему, на небо, ввысь.

В этих словах – ключ к пониманию личности Н.С.Голованова.

К. Юон. Троицкая лавра зимой. 1911. Из фондов Музея музыки.
К. Юон. Троицкая лавра зимой. 1911. Из фондов Музея музыки.

Голованов действительно «видел» Бога через музыку. Его интерпретации произведений Мусоргского, Чайковского, Рахманинова были безупречно одухотворёнными. Но главной его страстью стала именно духовная музыка. Он изучал древние церковные распевы, дирижировал хорами в те годы, когда это могло стоить карьеры. Он видел ту красоту, которую другие боялись или отказывались замечать.

Здесь «голос» – метафора его дирижёрской палочки. Под его управлением оркестр и хор пели. Звук был и сладкозвучным, и «серебристым», пронизанным светом. Именно такой – льющейся, чистой, неземной мелодией – должна быть и молитва, и музыка, к ней приближающаяся.

П.И. Петровичев. Интерьер церкви Спаса на Сенях в Ростове Великом. 1912. Из фондов Музея музыки.
П.И. Петровичев. Интерьер церкви Спаса на Сенях в Ростове Великом. 1912. Из фондов Музея музыки.

В этом – главное чудо искусства Голованова. Когда он исполнял «Всенощную» Рахманинова или духовные сочинения Чеснокова, происходило нечто большее, чем концерт. Музыка превращалась в молитву, а концерт – в «соборное действо».

Сегодня, благодаря сохранившимся записям, мы можем услышать этот «серебристый голос». Трактовки дирижёра до сих пор считаются эталонными. И особенно трогательно слушать их под Рождество!

М.В. Нестеров. Отцы-пустынники  и жены непорочны. 1933. Из фондов Музея музыки.
М.В. Нестеров. Отцы-пустынники и жены непорочны. 1933. Из фондов Музея музыки.

Николай Голованов доказал, что настоящая вера непоколебима. В этот праздник – если вам захочется настроиться на особый, светлый лад – найдите записи Голованова. Послушайте, как звучит под его управлением «Богородице Дево, радуйся» или рождественские песнопения. И, возможно, вам тоже покажется, что эти звуки не растворяются в воздухе, а тихо и уверенно возносятся ввысь, продолжая свою молитву спустя десятилетия после того, как смолк дирижёрский жест Николая Голованова.

Светлого Рождества! Пусть звучит в вашем сердце музыка, которая возносится!