Найти в Дзене
Марсель Македонский

«Джентльмены» Гая Ричи: стиль вместо политкорректности

Здравствуйте, коллеги-киноманы. Пересмотрел я «Джентльменов». Тех самых, которых Гай Ричи снял после серии крупнобюджетных студийных проектов («Агенты А.Н.К.Л.» и «Алладин»). «Джентльмены» тогда всем продемонстрировали, что создатель лент «Большой куш» и «Карты, деньги, два ствола» по-прежнему находится в прекрасной форме. «Джентльмены» – это «самосознательное метакино». Вся история о попытке американского наркобарона Микки Пирсона продать свою «травяную» империю за 400 млн фунтов преподносится зрителю как сценарий. Этот сценарий под названием «BUSH» – одновременно и эвфемизм для марихуаны, и указание на основную тему – нахально преподносит пронырливый частный детектив-шантажист Флетчер (прекрасный в этой роли Хью Грант) Рэймонду (Чарли Хэннем), правой руке Пирсона. Этот ход позволяет режиссеру играть с повествованием, как карточный шулер. Мы видим события то глазами Флетчера, который выстраивает их в максимально скандальную и драматичную версию, то получаем поправки от Рэймонда, то вд
Оглавление

Здравствуйте, коллеги-киноманы. Пересмотрел я «Джентльменов». Тех самых, которых Гай Ричи снял после серии крупнобюджетных студийных проектов («Агенты А.Н.К.Л.» и «Алладин»). «Джентльмены» тогда всем продемонстрировали, что создатель лент «Большой куш» и «Карты, деньги, два ствола» по-прежнему находится в прекрасной форме.

«Джентльмены» – это «самосознательное метакино». Вся история о попытке американского наркобарона Микки Пирсона продать свою «травяную» империю за 400 млн фунтов преподносится зрителю как сценарий. Этот сценарий под названием «BUSH» – одновременно и эвфемизм для марихуаны, и указание на основную тему – нахально преподносит пронырливый частный детектив-шантажист Флетчер (прекрасный в этой роли Хью Грант) Рэймонду (Чарли Хэннем), правой руке Пирсона.

Игра в ненадежного рассказчика

Этот ход позволяет режиссеру играть с повествованием, как карточный шулер. Мы видим события то глазами Флетчера, который выстраивает их в максимально скандальную и драматичную версию, то получаем поправки от Рэймонда, то вдруг оказываемся в «реальной» реальности, где всё было иначе. Такой подход не только создает головокружительную плотность сюжета (кажется, что за два часа переживаешь мини-сериал), но и превращает фильм в игру со зрителем. Мы никогда не можем быть уверены в правдивости показанного, пока сцена не перемонтируется на наших глазах. Это умно, изобретательно и снимает претензии к некоторой театральности происходящего: в конце концов, мы смотрим кино в кино.

промо фильма
промо фильма

Именно в этой структуре и кроется ключ к пониманию «неполиткорректности» фильма, о которой писали особо сердобольные критики. Стереотипные еврейские миллиардеры, карикатурные китайские гангстеры, остроты на грани фола – всё это, по большей части, продукт воспаленного воображения Флетчера, старомодного таблоидного «крысолова». Ричи, конечно, не отказывает себе в удовольствии поколдовать над этими штампами, но делает это с отчетливой иронией, подмигивая знатокам жанра. Это его ответ эпохе всеобщей осторожности (мы же с вами прекрасно видим, сколько у современного кино всевозможных нельзя) – хулиганский, но продуманный.

Парад джентльменов и не только

Кастинг в фильме безупречен. Мэттью МакКонахи придает Микки Пирсону обаяние, холодную расчетливость и старомодный кодекс чести, который и оправдывает ироничное название картины. Его Розалинд – не просто «жена мафиози», а хозяйка автосервиса и равный партнер, готовая в одиночку отстреливаться от нападающих. Чарли Хэннем в роли Рэймонда – идеальный «консильери» (если говорить языком «Крёстного отца»), чья элегантность вовсе не отменяет наличия автомата под пальто.

кадр из фильма
кадр из фильма

Но главных триумфаторов здесь двое. Во-первых, Колин Фаррелл в роли Тренера, пытающегося контролировать своих туповатых подопечных-ютуберов. Его ирландский темперамент, чувство юмора и абсолютная самоотдача превращают эпизодическую, по сути, роль в одну из самых ярких в фильме.

Во-вторых (и для меня в 2020 году это стало главным открытием), – Хью Грант. Актёр, десятилетиями эксплуатировавший образ романтичного недотепы, здесь предстает аморальным, виртуозно владеющим словом манипулятором. Он смакует каждую гнусную деталь, каждую скабрезную шутку, и от этого низкого обаяния невозможно оторваться.

кадр из фильма
кадр из фильма

И вместо итога

«Джентльмены» – это не просто «возвращение к истокам». Ричи продемонстрировал, что даже повзрослев, он не растерял хулиганского задора – просто упаковал его в более изощренную форму. Это роскошный, самоироничный, блестяще сыгранный фильм. Он не пытается изменить мир или морализировать. Его задача – доставить зрителю два часа чистого, стильного, интеллектуально провокационного удовольствия. И с этой задачей Гай Ричи и его компания «джентльменов» справляются на все сто. Думаю, многие, посмотрев этот фильм в своё время, сказали: с возвращением, мистер Ричи. Мы скучали.

Благодарю за внимание.

Трейлер: